293 Проводы 1973 года 31 12 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 293. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Проводы 1973 года. 31.12.1973 г.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора:

Проводы 1973 года. 31.12.1973.

Командир БПК «Свирепый», капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров. Поздравление «свиреповцев» по итогам Старого 1973 года с Новым 1974 годом.

Евгений Петрович пробует наш «фирменный компот» БПК «Свирепый». Градация крепости «компота» точно соответствует «русскому стандарту».

Замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков с подозрением пробует настоящий компот из сухофруктов. Учуял, всё-таки, «греховодник»!


В предыдущем:

Через час ко мне стали «бешено» стучать жаждущие моего участия в украшательстве кают-компаний офицеров и мичманов, и столовых личного состава к празднованию Нового Года. Какой уж тут сон?..   

Честно признаться, ошарашенный сообщением замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова, о «передаче дел комсорга корабля (офицерская штатная должность) старшине управления ПУСТБ «Вега», мичману Анатолию Андреевичу Дворскому», я уже не хотел ничего делать сверх того, что положено мне было по боевому расписанию и службе рулевым БПК «Свирепый».

- Что ж, - думал я сквозь утреннюю тревожную дрёму и жгучее желание поскорее навестить «места не столь отдалённые», - поработал и хватит, пусть другие попробуют сделать то же самое или лучше, чем я…

Однако, то ли привычка, то ли нетерпение моих друзей, которые тормошили и «будили» меня, требуя акварельных красок, гуаши, кистей, ватмана, детских книжек-раскрасок (с них удобно было «переводить» рисунки в альбомы и на плакаты), то ли что-то большее, чем обида и досада, но я вскоре с трудом поднялся со своего рундука-постели-стола президиума в «ленкаюте» и стал участвовать в подготовке к встрече Нового года.

- Ребята тут не виноваты, - говорил я себе, а сам прислушивался к моим «внутренним голосам». – Новый год, есть Новый год и его надо встретить так, чтобы потом целый год не было обидно и досадно за невесёлый праздник. А то жизнь будет невесёлая…

Не знаю, может быть, слух о моём прекращении быть комсоргом БПК «Свирепый» уже пронёсся по кораблю, но мне казалось, что ребята – мои друзья – как-то более дружески ко мне сегодня относятся, а офицеры и мичманы, - более дружелюбно и внимательно…

То ли мне это казалось, то ли так было на самом деле, но вдруг, командир корабля, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров, благосклонно отнёсся к нашей общей идее праздновать встречу Нового 1974 года не по тесным матросским кубрикам, а вместе с офицерами и мичманами в кают-компаниях мичманов.

Столовые личного состава БПК «Свирепый» заняли самые большие по численности боевые части – БЧ-5, БЧ-3, боцмана, строевые и команда камбуза. В кают-компаниях мичманов должны были гулять БЧ-1, БЧ-2 и БЧ-4.

Однако и тут я «вставил сои 3 копеек», попросив у командира корабля разрешения не ограничивать желание моряков-друзей встречать Новый год в смешанных компаниях друзей-годков. Капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров великодушно разрешил, хотя замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков был категорически против того, чтобы «потакать «годкам»…

Украшательство кают-компаний и столовых БПК «Свирепый» было не простым, а состязательным. Все новогодние компании должны были так украсить свои места торжеств, чтобы победить в соревновании-конкурсе и получить заветный большой праздничный абрикосовый пирог.

Для этого на корабль были доставлены настоящие ёлочки, закуплены новогодние игрушки и украшения, а мы должны были придумать новогоднее оформление и художественную самодеятельность…

Кроме этого, на БПК «Свирепый» изначально, с момента формирования первого экипажа корабля в феврале-марте 1972 года, существовала традиция оригинального тоста-поздравления командира корабля и замполита с Новым годом.

Дело в том, что Евгений Петрович лично, в сопровождении Дмитрия Васильевича Бородавкина, ходил по кубрикам и кают-компаниям, поздравлял команды боевых частей и экипаж с Новым годом, отведывал новогоднее угощение, а заодно, проверял, насколько «боеспособны трезвые моряки»…

Вот и в этот день я, как бы «напоследок», выложился своей фантазией и умением и нарисовал от себя и по заказу друзей со всех боевых частей массу новогодних плакатов – юмористических, сатирических, с портретами и шаржами, с надписями на тему самых смешных и весёлых случаев из истории БПК «Свирепый» в 1973 году.

На публикуемых фотографиях встречи Нового 1974 года за нашими спинами можно увидеть некоторые из моих новогодних плакатов, развешанных по переборкам кают-компаний.

За два часа до Нового года командир корабля, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров, с забинтованной (загибсованной) рукой, в сопровождении замполита, старшего лейтенанта Александра Васильевича Мерзлякова, стал обходить места сбора команд боевых частей и экипажа БПК «Свирепый» и поздравлять всех с Новым годом.

Впервые я не сопровождал командира корабля и замполита в этом обходе, а скромно был вместе со всеми моряками в кают-компании мичманов и фотографировал эти события…

Перед визитом командира корабля в кают-компании был ожесточённый тихий спор по вопросу – «Куда спрятать графин со спиртом?», которым мы собирались «размочить» выданный нам на камбузе прозрачный компот из сухофруктов.

Одни предлагали спрятать графин в дальнем конце стола, а самим сесть заранее на места, в кресла, прикреплённые к палубе кают-компании, чтобы никто не мог пролезть в дальний конец и обнаружить графин со спиртом. Паша Каретов говорил, что он сядет по центру и «никого не допустит до графина, даже командира»…

Другие предлагали поставить графин под ёлочку и замаскировать его конфетти и «дождиком». Третьи, самые «горячие головы и сердца» предлагали «перед приходом командира и замполита весь спирт выпить, и пока ещё не запьянели, встретить их дружным «Ура!»…

Опытный «морской волк», старшина команды радиометристов-наблюдателей, мичман Иванов Владимир Николаевич, предложил просто-напросто «разбавить чуть-чуть спирт в графине с компотом и выставить его открыто на стол».

- Только в дальний конец, - добавил я и восхитился простотой и гениальностью предложения мичмана Иванова.

Так мы и сделали…

В дверях показался наш командир, капитан 2 ранга Евгений Петрович Назаров. Мы встретили его совершенно трезвым и радостным рапортом-докладом о готовности к встрече Нового года, поздравлением и дружным зычным «Ура! Ура! Ура!».

Командир был, заметно, доволен нами. Он окинул наше убранство опытным глазом, скользнул глазами по лицам моряков, улыбнулся и благосклонно принял от нас с подноса стакан с компотом.

За его спиной показался замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков. Мне показалось, что он был уже «квёлы», потому что у него подозрительно красными были веки выпуклых («рыбьих») глаз. Ему тоже «поднесли» на подносе стакан с компотом…

- Чего пьёте? - подозрительно спросил Мерзляков и поднёс свой стакан к носу…

- Спирт, разбавленный компотом! – неожиданно чужим (Юркиным) голосом выпалил я и… засмеялся…

От неожиданности дрогнула рука у командира корабля, потому что ему мы налили «компот» разбавленный спиртом.

Замполит ещё раз подозрительно окинул всех нас взглядом, пристально посмотрел на наши графины, стоящие на столе и выпил свой сладкий компот…

Командир корабля мужественно допил свой «бокал» (я знал его традиционную градацию разбавления спирта…) и сказал нам свою речь-поздравление…

- Моряки! – сказал Евгений Петрович. – Мы славно заканчиваем 1973 год. БПК «Свирепый» совершил трудный боевой поход в Северную Атлантику и завершил её с оценкой «отлично». Это ваша заслуга, свиреповцы. Служите и дальше также славно, как вы и ваши товарищи, ушедшие в запас. А молодым матросам я желаю брать пример со старослужащих. Будьте как они, будьте лучше их. Тогда нам никакие волны-шторма и враги-супостаты не страшны. С Новым годом вас! Желаю вам здоровья и успехов в боевой и политической подготовке. Ура!

Мы опять дружно, но уже вразнобой, в положении «Вольно!», прокричали как можно громче «Ура!» и снова предложили командиру «стаканчик компоту».

Евгений Петрович с сожалением и рассеянным взглядом отказался, а Александр Васильевич, который сухо поздравил нас «казёнными политическими словами», заторопил его в другие места…

Когда командиры ушли и дверь закрылась, на меня накинулись почти все присутствующие…

- Суворов! – кричал мне Сашка Сенатский, - я чуть не обосс..ся от страха! А если бы командир или замполит решили проверить, что у нас в графине? Ты что? Решил нас всех «подставить»?

- Не ори! – ответил ему мичман Иванов. – Суворов правильно сказал. Не видно то, что перед самыми глазами. Хотя шутка, конечно, была рисковой. Но кто не рискует, тот не пьёт…

- Шампанского! – заорали дружно все и, радостные от того, что удачно всё обошлось, начали супер весело встречать Новый 1974 год…