Иудейская мудрость

Альмагий Голубов
Реальность многогранна,
а для человека важны и те ее грани,
 вероятность существования которых
равна, или близка, нулю.
В этом смысле не только
многовариантность комментариев
 и в самом Талмуде
и в его толкованиях,
но даже пил-пул, казалось бы,
лишенный реального смысла,
важны для описания
той специфической реальности,
в которой обречен существовать человек.

 На мой взгляд, главная иудейская мудрость (главное отличие евреев от других народов, а иудаизма от всех других религий) в том, что  иудаизм не считает древние священные книги (и саму Тору) прямым руководством к действию. «Слушайте своих (в смысле современных вам) мудрецов» - сказано в Торе. 
 Что означает «слушать своих мудрецов»? Древние книги должны служить (и служат) источником для многочисленных и разнообразных интерпретаций, причем ни одна из  этих интерпретаций тоже не является руководством к действию, а только одним из отображений сложной многоцветной и многозначной реальности.
 А если все же нужно решать, как поступить?  В Торе сказано: "По мнению большинства мудрецов решать". А это означает, что иудаизм отказывается от поиска Абсолютных, Однозначных и Неоспоримых Истин (1). А в качестве инструкции к действиям выбирает наиболее приемлемый на сегодня (с точки зрения большинство мудрецов) вариант. 
 Если мы, евреи, хотим быть достойными своих мудрых предков, мы должны:
1. Главные книги своих родичей по вере (христиан и мусульман) - Евангелия и Коран признать не ошибочными, а наоборот весьма достойными интерпретациями Торы. Они в качестве древних книг имеют право на существование и комментирование, но (как и сама Тора и другие иудейские древние книги) тоже требуют современных интерпретаций. А к этим интерпретациям (за исключением тех, что призывают к физическим расправам над думающими иначе, а также тех, что претендуют на роль единственно верных, а все прочие считают ошибочными) тоже следует относиться с должным уважением, как к отражениям сложной многоцветной реальности.
2. Принимать сложные государственные и межгосударственные, конфессиональные и межконфессиональны решения следует, пользуясь рекомендациями существующих и тех, что будут специально для этих целей созданы, профессиональных и межпрофессиональных Экспертных советов, которые являются современным аналогом Синедриона, собрания мудрецов (ввиду усложнения цивилизации не универсальных, узко и межпрофессиональных), принимающих решения, как и Синедрион, голосованием. Рекомендации Экспертных советов следует принимать вне зависимости от того делают ли они свои выводы и заключения путем интерпретаций Торы и (или) иных древних книг или без опоры на оные. В последнем случае верующие вправе ставить в вину наиболее умудренной части братьев по вере то обстоятельство, что им еще не удалось приблизиться к пониманию тех разделов Древних книг, и прежде всего самой Торы, которые могли бы оказать помощь в решении именно этих требующих немедленного  разрешения проблем.

Приложение.
1. В этом, кстати, слабость неоспоримо прекрасной мудрости эллинов. Они считали, что одна однозначная и неоспоримая Истина существует по каждой отдельной проблеме, по каждому направлению человеческой мысли, даже касательно каждой вещи. Великий Платон учил, что на Небе существует некий идеальный стол, а вся совокупность изготовленных столярами земных столов есть лишь бледные копии того идеального Стола.
 В действительности же, почти каждый стол, и вообще почти каждая отдельная вещь, созданная Мастером, или сотворенная Природой, обладает неповторимым своеобразием. И никакая идеальная вещь не способна воплотить в себе это стремящееся к бесконечности множество разнообразий.
 А то, что эллины принимали за Абсолютные Истины, есть всего лишь некие Идеальные понятия, крайне упрощенные тощие и безжизненные абстракции, правда весьма и весьма полезные для хитроумных операций с Множествами (логика, математика).
 Наши мудрые предки хорошо понимали ограниченность эллинской мудрости и создали свою, оказавшуюся удивительно современной, иудейскую логику, которая только в наше время начинает раскрывать свои возможности.