Пётр Аркадиевич Столыпин

Дмитрий Ромашевский
                "помните:
                в 1916 году
                из Петрограда исчезли красивые люди"               
                Вл. Маяковский               
               
               

  Начало  ХХ века. 1906 год. Об этом времени Владимир Богоявленский* сказал: «Ни для кого не тайна, что мы живём  во время не  только одной  политической, но и религиозной борьбы».
  Несмотря на то, что правительство  Николая II  поощряло предприимчивость русских людей - давало субсидии и дешёвые кредиты, проводило бесплатную приватизацию земли,  в стране  назревала революция.  Особенно эффективно проводились эти преобразования  при  Петре Аркадиевиче Столыпине. Миллионы крестьян, получив землю в частную собственность, выйдя из общины, становились хуторянами. В России начинал формироваться   средний класс. По качеству жизни  народа  страна приближалась к Европе.  «Никто  не был принесён в жертву реформам. Ни одна сфера человеческой деятельности не была  угнетена ради государственного интереса», - замечает в своей книге «Столыпин на пути к великой России» Д. Струков**.
    Столыпина волновал и вопрос: выйдет ли  русская церковно-приходская школа  из культурной резервации, ему виделось, что она должна занимать достойное место в общей системе образования России. Вёл он и  доброжелательный диалог с иноверческими конфессиями. Дабы представители иных национальностей не чувствовали унижения в православном мире. В Гродно им были открыты еврейское народное и ремесленное училища, оснащённое средствами обучения, а так же женское приходское с третьим профессиональным классом; но надо заметить, что тогда он  был ещё гродненским губернатором. Католический священник Эдвор писал в своих воспоминаниях, что Столыпин был « человек честный, прямой, бескорыстный и глубоко принципиальный  в том, что касалось религии и политики».

  В 1903 г. царь назначает его губернатором Саратовской губернии, надеясь, что ему удастся  изменить положение дел в этом бедном провинциальном крае. Приступив к своим обязанностям на новом месте, Столыпин писал жене: «Мне пришлось в одной волости раскрыть такие злоупотребления, что я тут же, расследовав весь ужас, перенесённый крестьянами,  (...) уволил волостного писаря и земскому начальнику приказал  (...)  подать в отставку (...) Крестьяне говорили: «Совесть пропита, правда запродана, ждали тебя, как царя».
  Социальная напряжённость в России нарастала, малоземельные крестьяне  легко поддавались революционной пропаганде.  Столыпину пришлось столкнуться с  массовым неповиновением. Не раз он оказывался среди мятежной толпы, и всё же в этой одной из самых запущенных губерний ему удалось не допустить крестьянских восстаний и массовых убийств.  В одном из своих рейдов он столкнулся с вопиющим отношением врачей к выполнению своего долга: забастовав, они перестали оказывать больным медицинскую помощь. Для  Петра Аркадиевича это было не только нарушением врачебной этики, прежде всего это было грехом. Конвоиры отстегали врачей нагайками.
  Читая доклад губернатора, Николай II сделал пометку на полях: «Очень хорошо сделали».
  В письме жене Столыпин писал: «Напрягаю все силы моей памяти и разума, чтобы всё сделать для удержания мятежа, охватившего всю почти губернию. Всё жгут, грабят... стреляют, бросают какие-то бомбы (...) Приходится солдатам стрелять, хоть редко, но я должен это делать!»
  Дочь Столыпина вспоминает: «У меня хранится любительский снимок, где видно, как пап’а въезжает верхом в толпу, за минуту до этого бушевавшую,   теперь всю до последнего человека стоявшую на коленях. (...) Был и такой случай, когда слушавшие пап’а  бунтовщики потребовали священника и хоругви и тут же отслужили молебен».

  Когда до Петра Аркадиевича дошли слухи, что государь намерен сделать его министром внутренних дел, он написал жене: «... мне никто ничего не предлагал... Да минует меня чаша сея».
     Шёл 1905-й год.  Вступив на этот пост, он был враждебно встречен  членами Государственной Думы; но выступая перед ней, ему удавалось говорить доброжелательно и спокойно. Далеко не все её члены  стали его союзниками.  Выступая, он говорил так, как если бы перед ним были люди, понимавшие его, способные отнестись сочувственно к его начинаниям; депутаты от оппозиции вставали с мест, кричали, пытаясь заглушить его слова, свистели и топали ногами. Выдержка не изменяла Столыпину, он заканчивал выступление и спокойно садился.
  Став председателем правительства, он продолжал звать Думу к диалогу.
   Однажды, после его речи уже во 2-й Государственной Думе оппозиция взорвалась очередными скандальными выкриками; начались выступления, обливающие его и всё правительство грязью. Столыпин внешне спокойно и, казалось, безучастно сидел на своём месте. Встав, он попросил слова. Говорил он недолго и твёрдо, говорил то, что было важно, то, что было правдой. «Не запугаете!» - сказал он, кончил свою речь и сошёл с кафедры. Епископ Евлогий писал: «Эти знаменитые слова: «Не запугаете!» отразили подлинное настроение Столыпина. Он держался с большим достоинством и мужеством, (...) в этот день он  одержал большую правительственную победу».

  Столыпин был предан Николаю II. Лидер партии октябристов А.И. Гучков*** писал, что он, «в противоположность  многим другим министрам, всячески оберегал личность царя, (...) часто  свои собственные хорошие действия приписывал Государю и всячески старался сделать его популярным»** 

    Пётр Столыпин воспитывался  в русской патриархальной семье. Домашний учитель наставлял его больше всего любить Бога, потом Царя, а уже потом родителей. Пётр Аркадиевич, как и его отец, был предан царю. У него и у Николая II были общие интересы, оба они любили русскую классическую литературу. У семьи Романовых в их резиденции были огромные библиотеки. Пётр Столыпин унаследовал библиотеку  М. Ю. Лермонтова, который был его троюродным братом. В студенческие годы он организовал известный в Петербурге литературный кружок. Другом его семьи был тогда ещё молодой поэт Апухтин.
   Мать Петра Аркадиевича, урождённая княжна Горчакова, была высокообразованной женщиной, знакомой со многими выдающимися людьми, в том числе и с Н. В. Гоголем. В 1877 г., когда началась война с Турцией, она последовала за мужем на фронт и ухаживала за ранеными. 
   Отец - Аркадий Дмитриевич был глубоко верующим человеком. Будучи участником в войне с Турцией 1877-1878 гг., он искренне преследовал цель освобождения православных болгар от турецкого ига. Ранее, при обороне Севастополя он командовал артиллерийскими батареями на передовой линии фронта и за мужество и храбрость  был награждён золотой саблей. В мирное время А.Д. Столыпин служил комендантом  дворцовой воинской  части Московского Кремля.
   Пётр Столыпин женился рано - ещё в студенческие годы, тогда ему не исполнилось и двадцати двух лет. Брак его был счастливым. В тяжёлые предвоенные  и революционные годы семья была местом его отдохновения. После пятнадцати лет семейной жизни писал он жене: «Редко, я думаю, (...) так пылко и прочно любят друг друга, как мы с Тобою. Для меня Ты и дети  - всё, и без вас я как-то не чувствую почвы под ногами».  Его жена  Ольга  Борисовна Нейдгардт, была  из семьи  обрусевших немцев. В семье Столыпина родилось пятеро детей.

  Революция 1905 года окрасила жизнь России кровью террористических актов. В 1906 г. при взрыве дачи  Столыпиных на Аптекарском острове  была изувечена их дочь и ранен сын. Возникла угроза ампутации ног у дочери. Всю ночь простоял Пётр Аркадиевич перед иконами, молясь за детей. Ампутации удалось избежать. Позже, уже после гибели Петра Аркадиевича, на Украине во время гражданской войны погибла старшая дочь Ольга, застреленная большевиками во время облавы в имении Щербатовых.
    После взрыва на Аптекарском острове по  настоянию Николая  II семья Столыпиных переезжает  в Зимний дворец.
    Семья Столыпина была выбрана мишенью террористов.  Их целью было не только убрать премьера, но и нарушить его душевное спокойствие, вызвать в нём колебание  и  побудить к ответной жестокости. 
  Когда Николай II назначил Столыпина  министром внутренних дел, он написал  жене: «В конце беседы я сказал Государю,  что умоляю избавить меня от ужаса нового положения, что я ему исповедовался и открыл всю мою душу, пойду только, если он, как Государь,  прикажет мне, так как обязан и жизнь отдать ему и жду его приговора. Он с секунду промолчал и сказал: «Приказываю Вам, делаю это вполне сознательно, знаю, что это - самоотвержение, благодарю Вас - это  на пользу России».
  По указу царя Столыпин проводит аграрную реформу, начинается строительство амурской железной дороги, перевооружается флот, населению предоставляются религиозные свободы.
               
  Первая и вторая государственные Думы тормозили реформы в России.  Только в третьей Думе депутаты  наконец-то пошли за Столыпиным. Согласно закону русское правительство имело полуавтономный статус: решения принимались большинством голосов, только в исключительных случаях, когда решения правительства поддерживал государь, большинство уже не имело значения. Соединение двух постов - министра внутренних дел и  председателя правительства поддержал государь, и большинство потеряло свою решающую силу. Это соединение в руках Столыпина значительно укрепило его позиции. Совет министров стал законотворческим органом, Столыпин стал  главной фигурой имперского управления. Ни один министр в мире никогда не имел такой юридической власти, как П. А. Столыпин, и эту власть он применял для общественной пользы.
  Крестьянская реформа готовилась в России давно, ещё до 1902 года: в министерстве под руководством И.Л. Горемыкина систематизировалось земельное право, создавалось Переселенческое управление. В проведении земельной реформы И.Л. Горемыкин стал правой рукой Столыпина. Ещё в 1896 г. уже был подготовлен закон, облегчавший крестьянам получение права на переселение, обязывающий предварительно посылать ходоков на места переселений. Крестьяне-переселенцы  освобождались от налогов, им предоставлялась отсрочка от  призыва в армию, устанавливались нормы земельных наделов в Сибири (15 десятин**** на душу мужского пола и 3 десятины леса). Эти льготы  для крестьян действовали до  Первой мировой войны.
  Столыпинская реформа открывала дорогу хозяйственному индивидуализму, был облегчен выход из общины.
   Шла русско-японская война; но ни военные действия на Востоке, ни массовые забастовки в центральной России не могли её остановить. Количество земли, купленной крестьянами на банковские ссуды, росло неуклонно с 1904 года. Николай II аннулировал все недоимки крестьян, Манифестом от 3 ноября 1905 г.  были отменены выкупные платежи при выделении крестьянам земли в личное пользование.  Деревня двигалась к  столыпинским отрубам***** и хуторам.

    Революционные волнения начались с оборонных предприятий Петербурга, где заработанная плата  была значительно выше, чем у гражданских рабочих. В декабре 1904 г.  встал Путиловский завод. Забастовка началась сразу после рождественских праздников, когда народ отдыхал. Рабочее законодательство России соответствовало европейскому. Рабочий день короче, чем в России на полчаса  был только в Австрии и Швейцарии. Во главе самой массовой рабочей организации стоял священник Георгий Гапон. День 9 января  1905 г. стал первым днём революции.
  Философ Иван Ильин писал: «Россия рухнула на наших глазах не потому, что русский человек был силен в зле и злобе, (...) а потому, что он был слаб в добре».

  Столыпинские реформы несколько тормозил Николай II. Однажды Столыпин позволил себе даже резкие упрёки государю. Мысль об отставке всё чаще приходила ему в голову.
   В марте 1907 г. ситуация внутри страны обострилась, с новой силой встал еврейский вопрос. Столыпин, будучи глубоко верующим христианином,  осудил погромы. И он, и Николай II не были антисемитами. Когда Столыпин доложил царю о фальшивых «Протоколах  сионских мудрецов»,  Николай II запретил их распространение. «Протоколы изъять. Нельзя чистое дело  защищать грязными руками», - приказал он. 6 апреля 1907 г.  Столыпину удалось распустить все чёрные сотни.
  Ещё в марте 1905 г., когда премьер-министром был С.Ю. Витте, в думе был поднимался вопрос об отмене всех ограничений с еврейского населения, однако вопрос этот так и остался нерешённым.
  С целью предотвращения пополнения революционных организаций еврейской молодёжью Столыпин  внёс в Думу ряд предложений об отмене ограничений прав евреев. Большинством эти предложения были приняты: евреям в черте оседлости разрешалось жить в сёлах и вести торговлю, участвовать в акционерных компаниях, покупать  недвижимость в городах. Проект был принят. Для царя решение Думы оказалось неприемлемым и не было утверждено.
      
    Сотрудничество царя и премьера происходило в машиностроении. Вместе с депутатами Государственной Думы Николай II совершил полёт на самолёте И.Сикорского  «Илья Муромец». Сикорский работал над созданием  четырёхдвигательного бомбардировщика, проектировал вертолёт.

  Осенью 1911 г. царь совершал поездку на Юг России. Во время торжеств в Киеве всё внимание местных властей было приковано к нему. У Столыпина отсутствовала надлежащая охрана, он ехал в открытой коляске.
  1 сентября  в киевском театре во время антракта террорист  выстрелил из пистолета в Столыпина. Упав, Пётр Аркадиевич увидел склонённого над ним императора и осенил его крестом.
  Врачи не могли тогда определить степень внутренних повреждений раненого премьер-министра. На следующий день у него появился аппетит, он пожелал причесаться. Появилась надежда на выздоровление. Однако, попав в орден, пуля изменила свою траекторию и повредил целый ряд органов.  Пётр Аркадиевич Столыпин скончался  5-го сентября 1911 года.
     Перед смертью он простил своего убийцу. Им  был Дмитрий Багров - двойной или тройной агент, осведомитель охранного отделения, революционер-одиночка, по национальности - иудей, по вероисповеданию православный, атеист. На ком только не останавливался взгляд историков в поисках заказчиков этого преступления от масонов и социалистов до департамента полиции и ближайшего окружения царя!

  Пётр Аркадиевич Столыпин   похоронен в Киево-Печерской Лавре.

        П.А. Столыпин, писал Николай II, был «тем дальновидным государственным деятелем, который в  1909 г., во время конфликта с Австро-Венгрией из-за Боснии и Герцеговины правильно указал, какие тяжёлые последствия могут наступить для России в случае войны с центральными державами». Царь понимал, что  трагедия 1-го сентября  лишила его самого верного подданного и патриота России.


*Вл. Богоявленский - митрополит Киевский.
** Д. Струков  «Столыпин на пути к великой России»
*** Из воспоминаний А.И.Гучкова. Нью-Йорк, 1985 г.
**** Десятина - 1,09 га.
***** Отруб — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной
              земли    (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в
              в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без
              переноса усадьб).
*****И.Ильин «Путь духовного обновления»