Сожалея об ошибках

Ангелина Кныш
Учение Христа – это воистину животворный источник в оазисе, на который ты неожиданно наткнулся после долгого изнурительного путешествия по жизни под безжалостно палящим солнцем пустыни. Все еще не веря своему счастью, ты жадно пьешь его святую  воду и чувствуешь, как оживает не только твое тело, но и душа.

Более того, неожиданно осознаешь: все, что было с тобой до этого, – ошибочно, неважно, гроша ломаного не стоит по сравнению с тем, что ты ощущаешь сейчас. Именно теперь ты, наконец, понял, в чем состоит истинный смысл жизни и каково твое место в ней.

Гораздо более проникновенно говорит об этом святитель Игнатий Брянчанинов в «Аскетических опытах»: «… Где Ты был доселе? Почто доселе оставлял меня в одиночестве, в сиротстве, в нищете, в смерти ужасной? Познав Тебя, я познал, что без Тебя таким было мое состояние! Так было оно бедственно! Я стоял в преддвериях темного ада, я был повергнут в глубокую, неисходную пропасть. Не оставляй меня! Не могу быть без Тебя! Если оставишь, – опять я в дверях ада, опять в пропасти, опять в бедствии невыносимом и невыразимом».

Если двигаться в этом направлении дальше, непременно ощутишь стыд и сожаление о многих своих поступках и проступках – неужели это был ты?! Почему, почему рядом не оказалось человека, который подсказал бы, что так делать нельзя?
 
Особенно стыдно за свою бескомпромиссную позицию во многих вопросах, за чувство превосходства над другими  и равнодушия к тому, что чувствуют они. Раньше и мысли не возникало о том, что обиженный и ущемленный тобой ближний – это и твоя беда.

Все это позналось благодаря Евангелию и стало настоящим откровением. Ты вдруг понял: тебе по-настоящему может быть хорошо лишь тогда, когда хорошо тем, кто тебя окружает. Когда вокруг МИР, когда выкорчеваны все явные и скрытые ростки зла, когда никто не держит камень за пазухой, когда ты первый протягиваешь руку помощи, инициируя цепную реакцию добра.

«Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему», –призывает нас апостол Петр (1Петр.3:11).

Как достичь мира с людьми, расположить их к себе, завоевать их расположение? Апостол Павел дает ценный совет: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор., 9:20-22).

То есть, необходимо пресекать на корню всякое противостояние, не перечить, не спорить, помня, что за всяким конфликтом стоит сатана.

Серафим Саровский дает такие советы монашествующим, к которым следует прислушаться всем, кто ищет мира с окружающими и спасения души: «Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор; но вместе и остерегайся осуждать разговаривающих и смеющихся. Будь в этом случае глух и нем. Что бы О ТЕБЕ ни говорили, все пропускай мимо ушей. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, но внимай себе, питая душу молитвою».

Как же далека наша реальность от такой линии поведения, решительно искореняющей враждебность среди людей! Особенно это чувствуется в делах тех, кто продолжает разжигать топку войны на Донбассе.
 
«Необходимо пойти на взаимные уступки и разблокировать выполнение Минских соглашений», – предлагают им международные арбитры. «Мы не возражаем, – отвечает одна из сторон, – вот только пусть другая сторона вернет все в исходное состояние, которое было до войны» (прекрасно сознавая, что это невозможно). И обе стороны время от времени, словно играя, охотно продолжают подбрасывать угольков, перекрывая то один, то другой канал былого взаимодействия и сотрудничества.
 
О том, что при этом уже третий год материально, морально, физически, страдают миллионы простых людей, никого не волнует.

Неужели эти проводники бесовских соблазнов не понимают, что такая опасная игра судьбами многих не может быть благословлена Богом? В Евангелии сказано, что соблазны-губители не могут не прийти в мир, но горе тому человеку, через которого они приходят (Лк.17:1).