Орел-городок

Валентин Ирхин
Основал Орел-городок хитроумный Григорий Аникеевич Строганов при грозном Иване, по царскому велению, сделал своей столицею. Другое имя ему – Кергедан, Город в Устье. Расположился он на речном полуострове, хищную птицу напоминающую. Славен городок и военной доблестью, и мирными ремеслами, изразцами поливными, что во многих русских храмах воссияли. Именно отсюда, с немощеного плаца, помолившись возле церкви белокаменной, начал атаман Ермак Тимофеевич поход за Каменый Пояс, в бескрайнюю Сибирь. Мечтал он дать волю всем простым людям, да гнались за ним обозы с московскими чиновниками, чтобы обложить свободные народы пошлиной-ясаком, недолго длился казацкий праздник. Жаль, поссорился могучий воин, не найдя общего наречия, с местными шаманами вогульскими, что умели в воздухе али под землей хорониться. Не обрел он вечной жизни, не достиг еще пределов ойкумены.

Есть предание: ковали в Орле-городке мастера оружие для дружины Ермака. От разгоревшихся печей разлетелись искры, вспыхнули золотым светом дома и храмы, крыши и купола, поднялся город в небо, а печи тяжелы были, опустились под землю. Искали люди то место, да не нашли, поставили заново город на другом берегу Камы. Стоит тот и поныне, но нет былой славы, ушли и купеческое богатство, и искусство мастеровое, и наука горная, и цеха заводские – перво-наперво в Строгановское Усолье, а дальше по всему Пермскому краю, потом и за Рифейский хребет распространились.

Советские власти довершили сокрытие тайны – воды Камского водохранилища поглотили заветные земли, лишь иногда виден чудесный остров сквозь речной туман. Говорят, всё вернется по правде народной, расцветет наш Орел, расправит крылья, наполнится златом и самоцветами, зазвенит ярмарками, засверкает витринами универмагов, возвысится небоскребами банков беспроцентных – не хуже Казани татарской. Случится так, лишь только будет воздвигнут посреди Камы-реки памятник царю Ивану, что не может найти себе места и покоя в городе Орле на Оке, младшем брате Орла-городка.