Зов Несбывшегося

Вадим Данилевский
Зов Несбывшегося…Об этом зове писал Александр Грин в своем романе "Бегущая по волнам", который я недавно еще раз перечитал. Что побудило меня сделать это? Скорее всего, увиденный на экране телевизора отрывок одноименного кинофильма, снятого в 60-х годах двадцатого века, о котором в моей памяти осталось досадное чувство неприятия режиссерского пересказа книги, в чёрно-белой ленте, и, может быть, из-за этого лишенного праздничной романтической составляющей романа. Мне не понравилось и то, как в фильме была отображена история символа мечты – скульптуры Бегущей по волнам. Если у Грина жители портового городка Гель-Гью, даже в суматошной праздничной обстановке карнавала, встали на ее защиту, которую для освобождения земли под склады хотели снести циничные дельцы, то в фильме под одобрительные крики и смех ряженых (надо полагать, тех же жителей города) скульптуру разбивают, тем самым отказываясь от  стремления к прекрасному неведомому и утверждая власть золотого тельца. 

Конечно,  сценарист и режиссер фильма вправе заострить внимание зрителей на безразличии и тупости обывателей, но, на мой взгляд, фильм оказался лишён мечты о Несбывшемся, несмотря на неожиданный финал  ленты, в котором Дэзи, немыслимым образом, вдруг превращается в Фрези и убегает в никуда… А для меня, еще с тех пор, когда я в первый раз прочитал роман, главным было ощущение некой общности с героями романа в восприятии мира и веры в мечту. И Фрези, эта девушка, бегущая по волнам во тьме к своему сияющему солнечному острову, стала символом мечты.

Начав читать роман, я почти сразу же натолкнулся на абзац: 
“Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся,  стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? ”.

Я отложил книгу и задумался.

Несбывшееся – неосуществленная мечта... Откуда (каким образом) в сознании человека появляется мечта? Почему в сознании (а может даже в подсознании) одних рождается она – Мечта-цель и  заставляет всеми силами стремиться к ней и добиваться её, а другие даже не подозревают, что с ними может произойти что-то похожее?  Видимо эта цель не возникает на голом месте. Наверное, она уже заложена в людские души неизвестными нам Высшими силами. Человек же неспособный, в силу жизненных обстоятельств или собственных возможностей,  хотя бы приблизиться к кажущемуся Невозможному, интуитивно защищая свою психику от травм, отбрасывает саму возможность планирования своих действий для достижения немыслимого для него варианта жизни и никогда не вспоминает попытку мечты пробиться в его сознание.
 
Есть, конечно, люди – мечтатели и фантазеры, строящие,  как говорится, “Замки на песке”,  но в них изначально не хватает внутренней энергии, чтобы рассматривать мечту как цель своих устремлений, и они продолжают грезить наяву, не предпринимая никаких усилий.

Несбывшееся… А, может, оно все-таки сбывается? Только мы в круговерти своих будней этого не замечаем, и то, что  было когда-то смутной надеждой, неясной мечтой, со временем приобретает ясные очертания и становиться вполне определенной целью, которую,  после достижения,  мы откладываем в глубины памяти, также как забрасываем  ненужную уже, отслужившую вещь в чулан?
 
– А было ли в моей жизни Несбывшееся, которое, тем не менее, сбылось? Исполнились ли желания и мечты, родившиеся во мне и когда-либо приходившие мне в голову? Тут же мне вспомнились строчки песни, родившейся  как-то в одну бессонную ночь:

Пролетели годы тройкой удалой,
Но живёт в душе мальчишка озорной.
И живёт надежда, что в один из дней,
Вновь я услышу, как в юности моей:               

Динь-дон, динь-дон, динь-динь-дон,
Мне пропоёт радостный  звон.
Динь-дон, динь-дон и споёт душа,
Что жить хорошо, и жизнь хороша!

Да, чего уж там! Жизнь, несмотря на все болячки, накопившиеся с годами, еще хороша, и я доволен, что в душе еще звенит “радостный звон”, а вот чтобы определить было ли это “сбывание” Несбывшегося, видимо, надо  провести раскопки былых жизненных планов, устремлений и свершений.

Прикрыв глаза, я погрузился в воспоминания, и страницы прошлого беззвучно зашелестели в голове.


Отец

Первая  мечта в далеком детстве – чтобы был отец. Мама воспитывала меня одна, время было послевоенное и, честно говоря,  обрести отца  шансов было, скажем прямо, маловато. И все-таки он появился! Мой отец – добрый, сильный, заботливый, – воплощение мечты. Фронтовик, вернувшийся живым со страшной войны, орденоносец, ставший мне роднее родного, моим духовным Гуру, сформировавшим меня таким, каким я есть.

– Вот оно! – сработал счётчик в голове. – Первое доказательство сбывания возможного Несбывшегося.

Отец много беседовал со мной. Я был, несмотря на прекрасные отношения в семье, непоседливым, склонным к авантюрам и довольно хулиганистым мальчишкой. Довольно часто ему приходилось делать  мне строгие внушения из-за проделок на улице и в школе, но голоса на меня он никогда не повышал. Долго родители на меня не сердились, и в семье, до следующего моего “выступления” воцарялись мир и согласие. В такие периоды я больше всего я любил вечера, когда мама и отец вспоминали свои детство и   юность, а отец, к тому же, часто переводил разговор в философскую плоскость  и будоражил мое воображение рассуждениями о множестве миров, относительности времени и смысле жизни.

Как-то на каникулах, уже  после девятого класса, в одной из так любимых мной задушевных бесед на сеновале деревенского дома, где мы снимали комнату на время пребывания отца в летнем учебном центре военного училища, где он преподавал,  отец неожиданно спросил: – Сын, а как ты хочешь прожить свою жизнь?

Этот, казалось бы, простой вопрос меня озадачил. Почему-то мне, пятнадцатилетнему юноше, этот вопрос не приходил в голову.

Помню,  я неуверенно ответил: – Наверное, как все. Окончу школу, поступлю в институт или училище… Там видно будет.

– Там видно будет, – задумчиво повторил отец. – Ты, конечно, извини, но пора на жизнь смотреть по-взрослому. Ты ведь хочешь жить счастливо, а для этого, кроме здоровья и крепкой семьей, в которой царят любовь и согласие, необходимо увлечение своей работой. И ещё, – надо ставить перед собой большие цели и упорно к ним стремиться. И чем труднее достижение желаемого, тем радостнее будет минута свершения. Именно накануне свершения человек чувствует себя наиболее счастливым. Можно даже сказать, что счастливее, чем по достижению самой цели, когда, зачастую, чувствуется некоторое опустошение и растерянность, свойственные нам при какой-то потере. И это действительно так, потому что мы в этот момент обретения чего-то желаемого, одновременно теряем и мечту. Поэтому люди, стремящиеся к полной и счастливой жизни, после достижения одной цели, сразу же стараются поставить перед собой новую задачу. А чтобы уметь ставить такие задачи и решать их, необходим широкий кругозор, знания, профессиональное умение, физическое здоровье, надежные тылы в виде крепкой семьи и верных друзей.

Он помолчал, слегка притянул меня к себе, поцеловал в макушку и добавил: – Вот как я хотел бы, чтобы ты жил.



Выбор пути

Беззаботное детство пролетело,  как непрерывный праздник, в окружении дворовых и школьных друзей, наполненное мальчишескими приключениями, играми и открытиями все новых и новых граней бесконечного мира. Наступило время юности и планов на дальнейшую жизнь.

И здесь надо сделать отступление, объясняющее мой выбор жизненного пути.

В 14-15 лет мной овладело желание построить модель подводной лодки. Почему именно подводной лодки, а не самолета, например, хотя я и занимался в кружке авиамоделизма? Скорее всего, побуждающим толчком были две прочитанных тогда книги – “80 лье под водой” Жюль Верна и “Тайна двух океанов” Григория Адамова. Причём, мне не хотелось брать готовые чертежи и делать стандартную модель. Нет, я должен был сделать свою лодку, отличную от всех, уже известных  моделей.

Эта мечта не исполнилась. Видимо не хватило трудовых навыков – “умения рук” и времени. Лодка так и осталась существовать, кстати,  спроектированной до мельчайших деталях,  только в мозгу, да в многочисленных эскизах на страницах ученических тетрадей.
 
Эту историю, скорее всего, тоже можно отнести к Несбывшемуся. Хотя, как сказать… Ведь, скорее всего, именно тогда, ломая голову над устройством своей задумки и получая от этого удовольствие (часто мучительное, когда какой-то узел не получался),  я интуитивно понял, что мысленная работа при создании чего-то  нового, это то, что мне нужно. Это юношеское стремление к техническому  творчеству, возникшее при проектировании модели подводной лодки и, конечно же, разговоры с отцом, определили мой выбор профессии военного инженера и реализовалось в военно технических разработках.

Щёлк! – Счетчик сбывания Несбывшегося в моей голове сработал во второй раз.

Труд будней и фантазий взлёт,
И сладость творческого рвенья,
Когда от искры озаренья,
Мысль устремляется в полёт…


Дружба

Был один тягостный период моей жизни, когда мне было семь-восемь лет. Тогда я вдруг осознал, что у меня нет друзей. В тот период нашей семье пришлось из-за службы отца часто переезжать (за два года поменяли  четыре города), и времени обрести товарищей просто не хватало. Как я уже сейчас, с высоты своих лет, понимаю, отсутствие товарищей было только временным явлением, но меня тогда это сильно угнетало, и я мечтал о настоящей дружбе.

Конечно же, с годами и эта мечта сбылась, и я благодарен судьбе, подарившей мне настоящую мужскую дружбу со многими прекрасными людьми.

– Три! – сработал воображаемый счётчик.

Но время безжалостно, и с каждым годом ряды друзей редеют. А как хотелось бы в один прекрасный вечер собрать их в всех за праздничным столом всласть наговориться и попеть любимые песни, чтобы почувствовать радостное соприкосновение наших душ. Увы, такой возможности уже не будет.  Что же, так устроена жизнь. Но я говорю им:

УхОдите вы в свой последний путь.
Ну, что ж, друзья, скажу вам: До свиданья!
Ведь где-то там, средь звёздного сиянья,
Мы с вами встретимся, когда-нибудь...

Может это будет еще одним доказательством сбывания Несбывшегося?


Любовь

Первая любовь нашла меня в четырнадцать лет. Она явилась мне жарким, летним, сияющим солнцем днем среди золотисто-зеленых сосен, на тропе, ведущей к чудесному лесному озеру, в образе синеглазой светловолосой девочки Вики, когда наша мальчишеская ватага, возвращаясь  с купания, встретила девичью компанию – дочерей сослуживцев отца. И хотя в моих снах мне часто виделся совсем другой образ  – черноволосая стройная зеленоглазая красавица, которую толком разглядеть мне никак не удавалось, несколько лет в моих мечтах царила только Вика.

В школе были девочки, с которыми я дружил, были и такие, с которыми могли, как я чувствовал, возникнуть довольно интересные отношения, но я был верен ей, своей избраннице. Она была на год младше меня, мы жили в одном доме, часто виделись, но  и я так и не решился объясниться с ней вплоть до  окончания школы. Тем летом я уже готовился поступать в училище и однажды, с колотящимся от волнения сердцем, постучал в её дверь. Меня ждало страшное разочарование – мне никто не открыл. Соседи сказали, что она вместе с родителями уехала отдыхать на юг. В конце августа я поступил в училище, а в сентябре мой факультет был переведен в другой город.  Больше я Вику не видел.

Помчались годы – радости, печали,
Разлуки, встречи и сожженные мосты,
Но, иногда, волшебными ночами
Мне снятся удивительные сны.

В них детство хохочет в сосновых лесах
И плещется в синих озерах,
В них юность поёт в тесных дворах
О звёздных просторах.

Эта несбывшаяся мечта о любви, через восемь лет воплотилась в реальность, когда я встретил свою будущую жену, – ту самую снившуюся мне с юных лет красавицу зеленоглазку.

– Четыре! – радостно занес я это событие в разряд свершения Несбывшегося и продолжил путешествие по прошлому.


Полёты

С детства я видел сны, в которых летал. Такие сны, дарящие восторг полёта, были моими любимыми снами. В них я часто радовался, что наконец-то сбылась мечта, и я действительно лечу подобно птице. Просыпаясь, я чувствовал острое сожаление, что это был только сон, Несбывшаяся мечта.

Когда мне было семь лет, я увидел мальчишку, лихо катающегося на изящном покупном самокате. В его виражах, совершаемых без видимых усилий, я увидел нечто, подобное свободному полёту птиц, и на некоторое время такой самокат стал моей мечтой. Но, увы, стать обладателем самоката мне было не суждено. Опасаясь, что на этом самокате я могу попасть под машину, родители не вняли моим просьбам. Зато через несколько лет сбылась другая, не менее желанная мечта – мне купили взрослый велосипед!

Это было счастье! Езда на нем дарила мне это желаемое ощущение – чувство полёта.  И я начал отдавать себе отчёт, что летать, при соответствующем настрое воображения, можно и наяву. Это чувство я испытывал не только при катании на велосипеде, но и на катке, когда синими вечерами, купаясь в музыке и в свете прожекторов, скользил по льду. Или, когда на лыжах  с замиранием сердца устремлялся с крутых горок в пустоту, простирающуюся до сверкающей белыми искрами далеко внизу снежной равнины. Или летом, во время купания, ныряя и паря над дном и таинственно шевелящимися зелёными водорослями.

Но чаще всего чувство полёта я испытывал, глядя в звёздное небо:
 
Однажды ночью я долго ввысь смотрел.
Туда, где в небо опрокинуты деревья,
И где над звёздами парят года – мгновенья,
И вместе с ними я наяву летел.

– Но главный Полёт, конечно же, еще впереди, – подсказало подсознание, а  мозг подсчитал: – пять сбывшегося из разряда кажущегося Несбывшегося. Не так уж и мало, если учесть определяющее значение для моей жизни этих событий! И это, не учитывая многих других, тоже сбывшихся, хотя и не столь значительных, моих устремлений!..


***

Оторвавшись от воспоминаний я взглянул в окно. Через стекло на меня смотрел хмурый осенний вечер. Задёрнув штору, я включил настольную лампу, вновь открыл "Бегущую по волнам" и перечитал финал романа. Потом улыбнулся и, вторя Грину, сказал: – Добрый вечер, Дэзи! Добрый вечер, Гарвей! Добрый вечер Фрези!

И я услышал звонкий голос, рождённый где-то в далёких неведомых морях, от которого перехватило горло: – Добрый вечер! Не тоскливо ли этим осенним вечером? Не грустите. Солнечный остров ждет вас!