Частушки родной деревни

Галина Санорова
С грустью вспоминаю мою деревню в 30 дворов, затерянную в горах Алтая, до которой до сих пор так просто не добраться, только грунтовая дорога в 50 километров. Надеялись на коммерсанта, завладевшего приисками, но тот добытые яшму и хрусталь вывозит вертолетами. Зачем ему дороги. Нажива, нажива и только нажива!!!

Деревня началась с поселений кержаков. Уходили в дебри староверы трезвые и крепкие, как Русь. Курение и питие алкоголя они считали дьявольскими привычками. Благодаря своей трезвости, мужеству и силе, не смотря на гонения царского правительства, многие из кержаков-староверов выбились в купцы и 40% капитала России было в их руках. Затем сюда сослали солдат, вышедших по приказу своих командиров на Сенатскую площадь в 1825 году. Вот так кержаки и мирские, как называли сосланные семьи солдат, жили рядом, дружили, женились, работали в поле от зари до зари, собирались на вечерки. Сочиняли и пели частушки, неимоверное число которых знали мои мама и бабушка.

Как емко, мудро и кратко они отражают иногда целую жизнь всего-то в четырех строчках.

          Эх война, ты война!
          Ты меня обидела.
          Ты заставила любить,
          Кого я ненавидела.

Ты - цветочек аленький.
Зачем не умер маленький?!
Я бы не родилася,
В тебя бы не влюбилася.

          Мой миленок, как теленок.
          Только веники жевать.
          Проводил меня до дома,
          Не успел поцеловать.

Голова моя болит.
Наверно угорела.
Бросил лелечка любить.
Наверно надоела.

          Эх, какая я была!
          И какая стала!
          Куда девалась красота?!
          Осталось одно сало!

Говорят, что я стара,
Но а мне не верится.
Ну какая же я стара.
Все во мне шевелится.

          У курносенькой Катюши
          Кудри вьются до бровей.
          Ухажеров у ней много,
          Но не много трудодней.
 
Два крылечка, два крылечка
В памяти осталися.
На одном поцеловались,
На другом рассталися.


Жаль, что моя память подводит меня и не могу я вспомнить другие частушки и песни, которые знали и любили мои милые мама с бабушкой. В свое время не записывала, а теперь некого спросить. С их поколением ушел целый пласт нашей культуры.