Прогулки с Чеховым

Савченко Марина
Просто мысли

Чехов, похоже, «преследует» меня по жизни. Что в этом плохого? Читать Чехова — читать неувядаемую русскую классику. Открывать для себя огромный мир чувств, эмоций человека, пусть и жившего сто лет назад. А фраза — вся Россия - «Палата №6» Чехова? Разве не актуальна до сих пор?
Вы давно не раскрывали книги Антона Палыча? Рекомендую - почитайте, не пожалеете. К тому же, если вы живете в провинции - читайте Чехова регулярно и вы будете подготовлены к реальной, окружающей вас жизни, многое поймете  и прочувствуете. Недаром, когда я переехала в глубинку, один мой знакомый подарил целое собрание сочинений русского писателя. Правда, это я поняла намного позже...
У моей подруги юности Татьяны над письменным столом – портрет Чехова.А под ним – знаменитая цитата писателя, в которой у человека все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и  одежда... В юности -это воспринималось, как рекомендация к действию,  с  непременным уклоном  к совершенствованию, как это было, например, у моей “продвинутой” подруги.
“Дама с собачкой”,”Человек в футляре”,”Лошадиная фамилия”... Чеховский мир бесконечен и многомерен. Сначала ты с упоением читаешь “смешные” рассказы, потом тянет на лирику, а дальше -ближе к иронии, сатире и снова- тянет на легкомысленное смешное и так по кругу. Только вот “Степь” и пьесы остаются сами по себе - где-то по середине восприятия мира.
Пьесы Чехова зовут, теребят и пробуждают. И вновь актуален призыв одной из сестер: “В Москву!..» Хочу в Москву! Будучи юной я рыдала над мелкими странными подробностями, на которые так охоч писатель. ...Бутылочное стеклышко, раздавленное телегой... Огни вечности, вспыхивающие в ночи. Чюрленис,  Метерлинк, Врубель... И вся щемящая, на грани переменчивости атмосфера начала века... Почти как у нас через сто лет, почти...
Уроки по русской литературе в подмосковной школе мне было легче вести. Еще бы! Все писатели жили где-то рядом: Лесков, Толстой... А Чехов - вообще в часе езды от меня. Сажусь в электричку и я – в городе Чехове.
 Суетливый автовокзал и  - скорее в Мелихово.
 
Мелихово
Поля, поля, перелески, деревни, возникающие то тут то там знаки прошлого - церкви, усадьбы... И вдруг - музыка! Из чеховского дома доносится “Let it be” Джона Леннона. На застекленной веранде - черный рояль. Группа туристов закончила экскурсию. Видимо кто-то не удержался и сыграл напоследок музыку- утверждение -”Да будет так всегда”.
Мне группы не досталось. Хожу по комнатам одна, наслаждаюсь общением с писателем. Благо везде есть сопроводительные листы на стенах. Вот кабинет Чехова. Здесь он принимал больных. Там - гостевые комнаты.  И комнаты бесчисленной родни. Мать, отец, братья, сестра, племянники - все жили бок о бок с заботливым сыном, братом и дядей. А это - место отдыха , так называемая “Итальянская комната”- читальня с цветными витражами, на столике - подшивки пожелтевших газет. Всматриваюсь в портрет хозяина. Знакомое со школьной скамьи лицо в пенсне, русые волосы, “тихий” вгляд...
А ведь он совсем здесь молодой! Строительство  деревенского дома Чехов задумал в тридцать два! И на что! На неплохие по тем временам гонорары от опубликованных в прессе рассказов!
И вновь я гуляю по усадьбе. Как все здесь продумано! И планировка, и сад, и огород, хозяйственные постройки и пруд пред домом. Чуть поодаль - школа для деревенских ребятишек. И маленький, похожий на «дачный» - «свой» дом. Вернее даже домик. На нем написано: «Мой дом”. Небольшой двухэтажный, крашенный голубой краской, с балконом и видом на капустные грядки. Капуста - любимое блюдо писателя. В окружении любимого овоща Чехов писал пьесы для театра, наконец-то уединившись от шумных гостей и родственников в СВОЙ личный дом. Иногда садился на лошадь и, как Пушкин, - в поля, развеяться, а то запрягал тройку и - встречать друзей. Он даже станцию (близ деревни Лопасня) для удобства приезжающих из Москвы истребовал и почтовое отделение для них же, чтобы письма писали. Видно, жаль было расставаться с мелиховской усадьбой и всем ее укладом. Но болезнь диктовала свои правила. И потому появился новый ялтинский адрес, но дома уже не было…
Прощаюсь с чеховским гнездом, возле небольшого здания- суета. Это приехали немцы- «ставить» Чехова. Небольшой театр - одно из последних сооружений на территории музея. Жаль уезжать, так бы и жила здесь.

Сахалин
А вот память уводит меня на Сахалин. Выдалась однажды такая возможность: посетить сей удивительный остров. В городском музее Южно-Сахалинска свято чтят память писателя. Здесь его вещи - очки, чемоданчик, фотографии тех лет, книга о Сахалине, изданная при жизни  автора. Есть в ней строчки и о моем родном Амуре.

Чехов и Владивосток
Как известно, А.П. Чехов побывал во Владивостоке проездом с Сахалина в Одессу, 15-19 октября 1890 года. За это время он успел просмотреть в библиотеке газету "Владивосток" и сделать из нее выписки для будущей книги "Остров Сахалин", посетить Общество изучения Амурского края, а также получить заграничный паспорт. Свои впечатления от встречи с городом Чехов описал в письме Б.А. Лазаревскому: "Когда я был во Владивостоке, то погода была чудесная, теплая, несмотря на октябрь, по бухте ходил настоящий кит и плескал хвостищем, впечатление, одним словом, осталось роскошное".
В октябре 1990 года, в год 130-летия со дня рождения А.П. Чехова и 100-летия пребывания писателя во Владивостоке, Центральной библиотеке было присвоено имя великого русского писателя.Кстати, в чеховской библиотеке в приморском краевом центре нередко собираются местные писатели. Там проводятся совместно с приморским отделением Союза российских писателей, встречи авторов с читателями, презентации журнала «Дальний Восток».
 
Чехов в Хабаровске
В Хабаровске есть и улица Чехова, и памятные места, связанные с писателем. Сам писатель о встрече с городом, к сожалению, не оставил никаких воспоминаний. Есть только дневниковые впечатления о красотах Амура.
Примерный маршрут краткого посещения писателем дальневосточного города (всего-то два дня с небольшим летом 1890 года) можно проследить вместе со мной. Для начала спустимся на набережную к Амуру, вот –дебаркадер, куда причаливали речные суда, и, возможно, вместе с Чеховым тоже. Хотя, скорее всего, Чехов причалил с другой стороны Утеса(район стадиона им. Ленина)Лестницы, по которой он поднимался на обрывистый высокий правый берег города, конечно, уже нет, но есть ее подобие. Поднявшись наверх, писатель, конечно, оглянулся посмотреть на просторные амурские дали, возможно, полюбовался шикарным речным закатом. Затем прошел по улице Береговой (ныне Шевченко), подошел к недавно отстроенному зданию Благородного офицерского собрания - ныне Художественный музей, там –то и висит памятная табличка, посвященная приезду в город на Амуре известного писателя. Обедал, мне думается, он в резиденции генерала -губернатора Приамурского края, его дом располагается наискосок через дорогу. Теперь здесь - Дом офицеров Российской армии.  Правда, здание претерпело существенные изменения и перестройки.
А потом почетный гость был приглашен в гости на ужин к одному из градоначальников. Писатель миновал Соборную площадь с Успенским храмом, проехал по улице Муравьева-Амурского и свернул на Лисуновскую (ныне Комсомольская), затем пересек Амурский бульвар, тогда реку Бури по деревянному настилу  и поднялся вверх по Тургеневской улице (ныне Тургенева). Возможно, зашел в  небольшую, но такую уютную Иннокентьевскую церковь (ныне восстановлена после Планетария). И наконец - в деревянный одноэтажный  с множеством комнат дом чуть в глубине Тургеневской. Этот дом благополучно просуществовал аж до 2006 года, а ныне там стоит современная многоэтажка, жаль...
А эти строчки были в 1993-ем написаны под впечатлением одной прогулки, кажется вместе в Арт. Ивановым (хабаровский поэт и деятель) после одной из встреч на ЛИТО в Доме литераторов в Хабаровске.

***
Маленькое путешествие с Чеховым в голове.
Всего-то 700 метров - туда и обратно.
А тут – стоянка, почти ночлег.
И молоко глотками.
В пенке млечного пути лицо.
И дым костра, и чей-то смех,
И утро – только завтра.

P.S.

Ах, какое это было путешествие!
Если бы вы только знали!
Крошечное игрушечное уличное.
С Антон Палычем, который  давно на небесах.
Как нам блуждалось в лабиринте ночи!
А куда, скажите, деваться
Со своим счастьем?
Если его так много…

Хабаровск
На фото- Дальневосточный Художественный музей в Хабаровске(бывшее Офицерское собрание, в котором побывал А. Чехов, об этом рассказывает памятная доска на доме)