Часть 5. Разговор у костра

Ладо Булах
..........Я сидел у камина и рассматривал старые фотографи,это были даже очень старые фотографии.Я улыбался и грустил,супруга Таня прикатила тележку с бутербродами и чаем,я жевал,пил чай,слышал как шушукались дети в детской. Наконец они появились держась за руки и сели на пуфиках. Супруга устроилась в кресле рядом со мной и сказала:

-Дети,папа нашел кое-что интересное в том дневнике,он рассказал мне вкратце о тои что обнаружил,но я, словно маленькая девочка загорелась любопытством узнать всё в подробностях! Папа сказал что я совсем не изменилась,как была любопытной пронырой-девочкой,так ею и осталась,да,дорогой.

-Ой,пап,а мы с Сашей на переменках в школе и сейчас рассуждали о чем могли говорить те Саша с Машей! Это наверное интересно! Мне и Саше нравится что они на "вы" говорят друг к другу. Мы тоже даже между собой с Сашей на"вы" разговариваем,ребята некоторые посмеиваются а наша классная сказала что мы правильно поступаем,вежливость это хорошо!-сказала доченька.

-Ага! Точно! Вот есть у нас мальчишка,Гарик Чуханкин,так он девочкам проходу не даёт! Вот как бы его проучить...А о чём говорили те Саша с Машей? Вы разобрали ,дядя Саша? -сказал Саша.

-Да,дорогая! Ты как была любопытной пронырой -девочкой,так ею и осталась! Конечно девочек обижать это никуда не годится,а вот вежливость это хорошо! я разобрал записи в дневнике и там есть разговор Саши и Маши! Думаю он всех нас многому научит.-улыбнулся я.......


.....15 сентября 1859 года,неведомый остров.

Мы с Машей,надев рубашки,уселись рядышком возле костра и помолившись,почитали Библию и поупражнялись в грамматике. Маша всё время не отходила от меня,даже нужду справлять мы ходили в месте,Маша одна боялась. Оно и понятно,острова мы толком и не знали тогда. Я открыл сундучок и достал несколько фотографий лежавших там. Маша взяла их и принялась с интересом рассматривать их.

-Маша,а почему же вы пришли к Петру Андреевичу в ту ночь,а не ко мне?-ласково спросил я.

Маша посмотрела на меня блестящими от предательски выступивших слёз ,шмыгнула носиком и сказала:

-Саша...Сашенька...Я...Я...Я боялась вам в том признаться. Боялась признаться что вы мне стали больше чем друг и даже больше чем братик! Да-да!Я всегда думала что всех мальчиков всего более интересуют солдатики,лошадки,игра в войнушки. А ещё я думала что все мальчики не любят девочек и обижают их. Ах,как же я была глупа! Какая же я дурочка была! Господи! А потом появились вы...Помните,маменьки наши попросили нас с вами поиграть,вы помнится куклу мне подарить хотели,а я...А я,дурёха этакая ,нагрубила вам,наговорила кучу гадостей и убежала. Потом маменька пришла ко мне и сказала что ты..ой,простите,Бога ради,вы,не стали ужинать и не желаете никого видеть. Господи,как  рыдала тогда! Если бы вы только знали! Как корила я себя за то что натворила! Маменька до утра сидела со мной и успокаивала меня. А ваша маменька пришла ко мне в комнату и присев у моей кроватки рассказала мне как вы с нею выбирали для меня ту самую куклу,которую вы хотели мне подарить! Господи,я думала что сгорю от стыда тогда! Так мне было ужасно неловко и стыдно! Вы ведь не знали какая я ,каких кукол люблю ,но вы умудрились найти куклу о которой я так мечтала! Ах,как же я ругала тогда сама себя! Наши маменьки были правы,я оказалась той ещё эгоисткой. Ваша маменька сказала что тоже любите играть в куклы,я страшно удивилась,а ваша маменька сказала что я должна набраться смелости и поговорить с вами. Затем она ушла к вам,а я..я до утра почти не спала,всхлипывала и вздыхала,мне было так тоскливо на душе! Я твёрдо решила поговорить с вами ,но вы сами пришли утром ко мне! Помните? В ночной сорочке,с куклой той самой! Вы пожелали мне доброго утра,вручили мне куклу,сказали что это подарок мне от вас из Петербурга,и предложили вместе совершить утренний моцион! Признаться,я поначалу страшно испугалась,ведь вы -мальчик ,а я-девочка! Но...знаете,я решила что мне нужно загладить свою вину перед вами,Саша,и я согласилась! Дух у меня захватывало когда мы плескались с вами нагишом в ванне,пели песенки по французски,намыливали друг дружку. И знаете,я вдруг поняла что мы с вами стали очень-очень близкими,и я...меня нисколечко не смущало более что бы вот так весело вдвоём совершаем утренний моцион.Правда-правда! А маменьки наши помните как обрадовались застав нас в ванной весело намыливающих друг дружку и распевающих песенки! Господи,да в жизни не испытывала подобного удовольствия чем тогда,я будто заново родилась тогда! Вы так учтивы были всегда со мной,так внимательны! А когда ваш батюшка лишил вас платьев,велел остричь и я увидала вас таким,мне так хотелось хоть как -то утешить вас,но я лишь плакала. Известие что батюшка ваш изволили отправить в кадетский корпус в Петербург,стало страшным потрясением для меня. Должно быть ваш батюшка случайно видел как мы с вами в куклы играли в саду нашего посольства. Но вы не подумайте чего! Я ничего никому не говорила! А в тут ночь я хотела поговорить с вами ,но испугалась...я подумала что батюшка ваш должно быть следит за вами денно и нощно,поэтому-то и пошла к Петру Андреевичу,и всё рассказала...А он очень добрый подсказал что делать ,я написала маменьке с папенькой даже не записку,нет,цельное письмо! Я всё подробно изложила ,объяснила как могла и оставила сие послание в своей комнате. А сама собрала вещи ,ножницами как могла, убежав тогда на причале ,отрезала косы,глотая слёзы,косы я сожгла в печке,переоделась и залезла в шлюпку на пароходе,вот только матросы вместо трюма,как приказывал капитан,я слышала сие,положили ящики в шлюпку где была я. Вот...А дальше вы знаете? Вы меня должно быть сию минуту отлупите? Да? -.

-Помилуйте Маша!Да с какой такой стати я должен вас отлупить?-удивился я выслушав рассказ Маши.

-Ну как же...Все же мальчики девочек лупят,за косы дёргают...и потом кос у меня нету боле...а вы их любили ...косы мои...Так что ...вы праве меня отлупить,Саша!-всхлипнув сказала Маша.

-Маша,голубушка,да с чего скажите же на милость,мне вас лупить! Да ,мне очень нравились ваши косы,но и без кос вы очаровательны,и мне нравитесь такой какая вы есть! Полно вам! Вы замечательная девочка,уверяю вас! И вы тоже мне больше чем друг да же больше чем сестрица! -улыбнулся я .

-Правда? Саша ,вы удивительный мальчик! А...скажите вот на фотографии это ведь вы сидите ,маленький,на коленях бабушки,верно? А девочка рядом,это сестрица ваша,да? Она в Петербурге ,верно? А как зовут её ,и сколько ей лет? Если не секрет,конечно.- улыбнувшись сказала Маша.

-Вы угадали,Маша! Да,это я,пятилетний,сижу на коленях своей любимой бабушки,её светлости,вдовствующей княгини Ирины Константиновны. А девочка ,это моя любимая, старшая на два года,сестрица Анечка! Анна Ивановна Дитятьева! У нас дни рождения в январе ,у меня 25-го,а у неё -27-го! Предствляете?! Сейчас Ане 11 лет и она учится в Смольном Институте Благородных Девиц в Петербурге,куда её определила именно бабушка. Она бывало говорила мне:

-Ах,Сашенька,родись вы девочкой я отдала бы и вас в Смольный! Ей ,Богу! И вам бы не пришлось с Анечкой быть в разлуке!-и тяжело вздыхала при этом.

Увы,я родился мальчиком,и мой батюшка едва ли не с пелёнок возжелали сделать из меня мужчину! К счастью ,мой покойный дедушка,светлейший князь,Игнатий Филиппович,быстро охладил батюшкин пыл,пригрозив что лишит его титула и наследства.Дедушка умер когда мне было три года,а сестрёнке моей любимой,Анечке-пять лет! Для бабушки смерть дедушки была страшным ударом! Батюшка враз осмелел,он стал запрещать мне играть с девочками,сестрицей и её подружками,заставлял зубрить латынь,и играть на скрипке. Если музыку я любил и люблю и и потому играл на скрипке в своё удовольствие,так что бабушка и сестрица с подружками приходили послушать,то латынь я терпеть не мог и не могу! Сестрица быстро придумала как похищать меня поиграть,она сговорилась с подружками и те стали приводить с собой к нам своих младших братцев и сестриц! И у нас получилась развесёлая и дружная компания,мы бегали купаться на речку,играли в салки,горелки,лапту и особенно в куклы. Что-то ,а я любил и люблю придумывать разные истории для игр в куклы. Анечка часто просила :

-Сашенька,братец мой любимый,придумайте поскорее новую историю для игры в куклы,только интересную!-.

Я улыбался и отвечал:

-Конечно придумаю ,сестрица! Непременно! -.

Матушка и бабушка нас с сестрицей растили в любви и ласке! С сестрицей у на и в мыслях даже не было стесняться друг -дружку только лишь потому что она девочка,а я -мальчик! Бабушка говаривала нам часто:

-Анечка,Сашенька,внучатки мои ненаглядные ,запомните,никогда не следует идти на поводу всяких заумных книженций, коих превеликое множество появилось ,и глупых и нелепейших предрассудков! Тем паче что вы -братец и сестрица единокровные! -.

Батюшка страшно сердился слыша сие. Бабушка и мама одевали всегда нас сестрицей в самую лучшую одежду и главное очень удобную! Как -то увидев нас  сестрицей и нашим подружками и друзьями в гостиной ,мирно игравших в куклы ,а играли мы там,потому как на улице ливмя лил дождь,батюшка ужасно рассердился :

-Я не позволю ,маман! Слышите ,не позволю вам и супруге своей Анне Христофоровне,делать из моего сына красну девицу! Александр ,марш в свою комнату ,отныне я запрещаю играть в куклы,дружить с девочками и даже близко походить к своей сестрице! А вы,дочь моя Анна ,впредь не смейте играть с вашим братом в сви девичьи игры,и уж тем более вместе с ним купаться в ванной! Я запрещаю! Ежели я подобное хоть рах замечу ,высеку обоих!-кричал он.

-Окститесь,сын мой,Иван Игнатьевич! Пока я жива,я здесь хозяйка! Мои внуки -дети ещё,им надобно бегать,играть,вместе,они же брат и сестра,разве вы с вашей сестрицей ,Ольгой Игнатьевной ,не делали того же когда были детьми?!  И вы смеете гнобить своих детей! Не позволю я вам этого!-раздался грозный голос бабушки,спускавшейся как раз по лестнице в сопровождении своей служанки Дуняши.

-Но,маман,Ирина Константиновна! Я лишь благие намерения в отношении своих детей! Аню вы отдали в Смольный Институт Благородных Девиц,а Сашу я определю в кадетский корпус. Он должен вырасти настоящим мужчиной ,продолжателем рода Дитятьевых!-пролепетал отец.

-Что за вздор,сын мой! Что за чепуху вы несёте,Иван Игнатьевич?! Отдать Сашу,продолжателя нашего рода отдать в кадетский корпус! Виданное ли дело? Вы штаны какие кадеты носят видели,сын мой? Это самоубийство! Детородные органы бедных мальчиков страшно сжаты этими ужасными штанами,неудивительно что походив этак вот несколько лет ,они напрочь,слышите сын мой,напрочь лишаются возможности иметь детей и продолжить свой род! И такой участи вы ,сын мой,хотите своему сыну,моему внуку?! Только через мой труп! -грозно ответила бабушка.

-Но маман,я полагал,что для Саши так будет лучше...-вконец сломленный ,пролепетал отец.

-И думать не смейте более об этом! А ежели посмеете этакое сотворить,то знайте,я пойду к самому Государю Императору,паду ниц пред ним но спасу вашего сына и своего внука! А для вас потребую у Государя должного наказания ,сын мой! Запомните это!-гневно сказала бабушка.

Отец сник,и поспешил убраться восвояси. Мы ушам свои с сестрицей не верили тогда! Мы стали играть с нею тайком от батюшки и у нас всё было как прежде,но однажды была сильная гроза,а сестрица боится грозы до ужаса,поэтому она прибежала ко мне в комнату. Мы завернулись с ней в одеяло прижавшись друг к дружке покрепче и я утешал её говоря:

-Сестрица,милая,не надо бояться,это всего лишь гроза ,она скоро кончится! Я с вами,не бойтесь,Анечка!-.

Сестрица вся дорожала и всё крепче прижималась ко мне. И тут дверь отворилась. На пороге ,вне себя от ярости стоял батюшка:

-Что я вижу?! Как посмели вы оба нарушить мой запрет?! Отвечайте!!! закричал он.

-Папенька ,маменька и бабушка велели мне присматривать за братцем! И потом,вы же знаете ,я жутко грозы боюсь! А с братцем не так страшно...-ответила Анечка.

-Что я слышу?! Эй ,кто там есть! Возьмите -ка этих двух паршивцев разденьте донага да к лавкам на конюшне привяжите покрепче! Я преподам им хороший урок! Ишь ты,моду взяли,отцу перечить!Живо!-грозно приказал отец.

Прибежали слуги,несмотря на то что мы с сестрице отчаянно брыкались и кусались,нас раздели таки донага и потащили на конюшню ,там привязали к лавкам,положив на живот. Мы были ни живы ни мертвы.Отец выборал розгу и примерялся кого из нас сечь первым. К счастью наши отчаянные крики услыхал ни кто иной как Пётр Андреевич,не теряя ни секунды он бросился в покои бабушки. Как раз когда отец замахнулся чтобы начать порку,бабушка перехватила его руку,и закрыла нас с сестрицей собой.

-Маман,Ирина Константиновна,отойдите,прошу вас! Дети нарушили мой запрет и я должен их наказать!-сказал отец,сделав шаг назад.

-Сын мой,Иван Игнатьевич,тогда вам придётся ударить меня,свою мать! Вы это сделаете?! Дети не виноваты ни в чём! А вот вы сын мой похоже перешли черту! Убирайтесь подобру поздорову,не то прикажу высечь вас так же как вы собирались сечь своих детей! Убирайтесь!-гневно сказала бабушка.

Отец бросил розгу,и ничего не ответив удалился.А через время мы с сестрицей горько плакали ,она осталась с бабушкой в Петербурге,а я с матушкой и батюшкой очутился в Вашингтоне...-сказал я .

-Ой,Саша,а вы познакомите меня со своей сестрицей и всей вашей компанией ,когда мы вернёмся в Петербург?-сказала Маша.

-Конечно же я вас с ними познакомлю,и представлю вас своей августейшей бабушке!-улыбнулся я .

-Спасибо вам! А знаете,у нас есть вот чистый блокнот,вот и давайте вы дневник будете вести ,а? Будете сколь это возможно записывать всё что с нами приключится! -сказала Маша.

-Маша,вы гений! Так и сделаем! А завтра прогуляемся с вами по острову,поищем,може океан ещё чего на берег выбросил и поищем более надёжное укрытие,грот или пещеру,а то налети неровен час буря,от шалаша толку мало будет!-сказал я.

-Точно! Будем гулять завтра с вами опять как Адам и Ева! А чего? Одёжки целы и накупаемся и позагораем заодно! -сказала Маша.

-Правильно,Маша!Только надобно не забывать смотреть в оба! От греха подальше! А теперь давайте -ка попробуем уснуть!-улыбнулся я .

-Давайте,Саша! Я теперь от вас никуда!-улыбнулась Маша.

Мы улеглись,прижавшись покрепче друг к другу,и до утра смотрели на звёзды. Так и родился этот дневник....