295 Новогодние блуждания 01 01 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 295. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Встреча 1974 года. Новогодние блуждания. 01.01.1974 г.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора:

Встреча 1974 года. 01.01.1974 г.

Трушников Анатолий Михайлович, гидроакустик, период службы 11.11.1972-12.11.1975 г.
Суворов Александр Сергеевич, командир отделения рулевых, период службы 14.11.71-12.11.1974 г.


В предыдущем:

За минуту до Нового 1974 года я достал из-под ёлки мамины банки с яблочным пюре и мешочек с грушевыми сушками. Новогодний подарок ребята приняли на «Ура!» и мы весело встретили Новый год с боем курантов по телевизору, с хрустом печенья, густо смазанного сгущёнкой и маминым яблочным пюре, настоящим вкусным компотом из сухофруктов и сушёными дольками груши «Бергамот».

Традиционное шампанское пили только гости «Голубого огонька».   

Новогодний «Голубой огонёк» с 1962 года (он тогда назывался «Телевизионное кафе») полюбился всем советским телезрителям, потому что здесь в живом эфире были самые популярные и знаменитые люди, герои, космонавты, учёные, писатели, инженеры и конструкторы, передовики производства, артисты, певцы и певица, а также самые модные и красивые телеведущие.

Сначала «Телевизионное кафе» было еженедельным, потом эта телепередача стала называться «На огонёк», потом – «На голубой огонёк», а сейчас – «Голубой огонёк».

11 лет назад 31 декабря 1962 года по ЦТ (Центральному телевидению) показывали:

16:30 «Добрые дела – 1962».
21:20 Премьера телевизионного фильма «Как рождается тост».
22:00 Телевизионные новости.
22:15 Новогодний выпуск «На голубой огонёк». Провожаем год минувший.
00:05 «Здравствуй, 1963!» Новогодние тосты, первые встречи с любимыми артистами. Киноэкран «Голубого огонька». Новогодние приветствия друзей.

Тогда на «Голубом огоньке» 31 декабря 1962 года главным был Юрий Гагарин.

В 1964 году на «Голубом огоньке» ведущим был Аркадий Райкин, в 1965 году – Штепсель и Торопунька. В 1967 году «Голубой огонёк» был в ресторане на Останкинской телебашне и там выступал солнечный клоун Олег Попов, а в 1968 году ведущей «Голубого огонька» была Валентина Леонтьева.

С 1970 года «Голубой огонёк» стали снимать заранее, так как многие гости и артисты не могли быть «вживую» 31 декабря на студии. Поэтому за столиками стали появляться красивые девушки и молодые люди. Артисты стали сниматься заранее и так появились первые советские видеоролики – концертные номера, «видеоклипы».

Главными певцами в начале 70-х годов на «Голубом огоньке» были Муслим Магомаев. После исполнения совместной песни мы все узнали, что Муслим Магомаев женился на Тамаре Синявской… На новогодних и праздничных «Голубых огоньках» обязательно были премьеры новых песен, которые тут же становились очень популярными («хитами»).

Также обязательно на новогоднем «Голубом огоньке» пели любимые мелодии – цыганские романсы в исполнении Николая Сличенко и арии из оперетт в исполнении Татьяны Шмыги. Традиционными стали новогодние обращения Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева к советскому народу.

Вот и в этот новогодний «Голубой огонёк» 1973 года за несколько минут до боя курантов мы внимательно слушали, как Леонид Ильич читал нам по бумажке:

- «Дорогие товарищи, друзья! С чувством удовлетворения и гордости советские люди провожают 1973 год. Значительные успехи достигнуты на всех направлениях хозяйственного, культурного строительства… Советские люди - коммунисты и беспартийные - противопоставили трудностям свою организованность, самоотверженность, инициативу… Трудовые успехи сделали возможным дальнейшее повышение народного благосостояния. А это партия считает своей главной задачей. Отрадно, что для миллионов советских людей этот год был отмечен ростом заработной платы и пенсии, улучшением труда и быта. Более 11 миллионов человек справили в 1973 году новоселье…» и т.д.

31 декабря 1973 года по ЦТ (Центральному телевидению) нам показали:

09:15 Играет оркестр народных инструментов Государственного русского народного хора имени Пятницкого.
10:00 Страна предновогодняя.
19:45 Телевизионный театр миниатюр «13 стульев».
21:00 «Время».
23:40 «Страна моя». Телефильм.
23:50 «С Новым годом, товарищи!» Поздравление советскому народу.
00:05 Цветной «Новогодний огонёк».

У нас на БПК «Свирепый» были чёрно-белые телевизоры «Рекорд» и мы все – матросы, старшины, мичманы и офицеры - дружно «загадали на Новый Год» и хором попросили у Деда Мороза, чтобы он нам подарил цветные телевизоры в столовую личного состава и в кают-компании офицеров и мичманов. Наш «дед Мороз», сиречь, командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров, нас услышал (наверно…).

Наша новогодняя команда, отведав «фирменного свиреповского компота» и мичманского лимонадного рома», наевшись досыта и запив всё новогодние яства горячим кофе, блаженствовала перед телевизором, разбрелась по углам и шхерам и вела мирные дружеские беседы, обмены мнениями, мечтами и переживаниями.

Уходя в другую компанию для подведения итогов конкурса-состязания на лучшее оформление кают-компаний и столовых БПК «Свирепый», я фотографировал одного очень необычного матроса, который почти никогда не смеялся (по крайней мере, при мне), а всегда сохранял серьёзный и умный вид.

Казалось, что его никоим образом не «берёт» фирменный «свиреповский компот» - он как был серьёзным, так и остался, только движения его были чуть-чуть замедленные. Это был молодой матрос, гидроакустик Анатолий Трушников (период службы 11.11.1972-12.11.1975 г.).

Я тоже был тогда стойким к действию алкоголя, может быть, потому, что я ощущал свою ответственность за порученное мне дело, может быть, такова была моя физическая конституция, может быть, наследственность, но я тоже тогда мог долго и стойко переносить алкоголь. Мне только нужно было хорошенько продышаться на свежем воздухе, «провентилировать мозги» - и всё…

Я посчитал свои отснятые кадры в фотоаппарате, прикинул, сколько мне ещё надо на снимки в других боевых частях и кают-компаниях, и пошёл в обход, через тамбуры и трапы по верхней палубе в другую кают-компанию, в которой встречали Новый год моряки БПК «Свирепый».

Странно, но на верхней палубе корабля я заблудился и никак не мог попасть в нужный мне тамбур, а помочь мне никто не мог, потому что дверь в ГКП была заперта, а на сигнальном мостике никого не было. Только мелкий счастливый дождик обмыл мне мои глаза и лицо, охладил пылающую голову и помог мне найти правильный путь в жизни…

Как же я был счастлив, когда услышал в гулкой корабельной ночной утробе родные голоса военморов-свиреповцев, которые не пели, а ревели надрывными голосами:

Помню вокзал расставания,
Тёплые губы твои,
Слёзы любви, обещания,
Слово хорошее – Жди!

Вот предо мной фотография,
С подписью нежной твоей,
Здесь вся твоя биография,
Жизни прожитой твоей.

Где бы, куда бы ни плавал я,
В каких бы морях не бывал,
Всюду твою фотографию,
Я на груди согревал.

Если придётся когда-нибудь,
Мне в океане тонуть,
Я на твою фотографию
Не позабуду взглянуть.

Руки, сведённые судорогой,
Прямо к тебе протяну,
И навсегда успокоившись,
Камнем пойду я ко дну.

Буду лежать я на дне морском,
Грудой поблёкших костей,
Рядом твоя фотография,
С нежной улыбкой твоей…

То ли от холода, то ли от песни, но меня зябко передёрнуло, и я с открытой улыбкой поспешил на выручку этим «сиренам» мужского пола…

В верхней кают-компании мичманов «гуляли» моряки БЧ-4 и БЧ-3, к ним уже «присоседились» боцмана, строевые матросы («абордажники») и вообще, все, кому было неуютно или тесно в других компаниях. Меня встретили, как родного, потому что я был с фотоаппаратом, а ребята жаждали «запечатлеться в истории БПК «Свирепый».

Во главе новогоднего стола сидел сам командир БЧ-3, старший лейтенант Белонин Олег Анатольевич, один из самых авторитетных офицеров БПК «Свирепый».