Экскурсия в Одесский храм книги

Валентина Марцафей
        Склонившись над колыбелью младенца, граф Михаил Семёнович
 Воронцов сказал вещие слова: « Этого ребёнка жизнь ждёт долгая и славная …»
      
   Родился младенец в 1829 году, но одесситам был представлен из-за
эпидемии холеры на полгода позже, в 1830 году. Его первое место пребывания – в нескольких комнатах на втором  этаже  полукруглого
здания на Приморском бульваре, которое мы видим за спиной памятника Дюку де Ришелье.
    
  Младенца нарекли ОДЕССКАЯ  ГОРОДСКАЯ  ПУБЛИЧНАЯ  БИБЛИОТЕКА  (ОГПБ)  О его рождении  одесситам сообщила первая городская газета «Одесский вестник», которая выходила в городе с 5 января 1827 года, и которая задолго до открытия библиотеки предлагала будущим читателям дарить для неё книги. 
 
  Дарителями  стали  М.С.Воронцов, графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова,
многие видные деятели города.
Поэтому ко дню своего открытия Библиотека имела уже фонд в 5 000 книг, правда, преимущественно на иностранных языках. Лишь 1 000 книг была
на русском.

   Сейчас Библиотеке  более 185 лет, и её имя звучит несколько иначе:
Одесская национальная научная ордена Дружбы народов библиотека им. М.Горького.
 (Правда, в последнее время из названия стыдливо прячут упоминание об ордене
 Дружбы народов,можно лишь догадываться, по чьей инициативе или указке? А ведь
 этим надо было бы гордиться в нашей многонациональной Одессе!
 И я буду, с Вашего позволения, и впредь именовать её, как "ордена Дружбы
 народоа библиотека им.М.Горького".)   

  Звание «национальная» ей присвоено не только за масштабы фонда – почти за два столетия она накопила пятимиллионный фонд книг, журналов и газет- но и за значительные заслуги в развитии науки, культуры и библиотечного дела.
В это понятие вложено и признание её уникальности,неповторимости, признание
тех качеств и черт, которых нет ни у одной другой библиотеки.
    И как архитектурное сооружение, и как крупнейший центр культуры – это
одна из главных достопримечательностей города. Любой одесский альбом или  справочник обязательно покажет Вам фото величественного фасада
 или одного из интерьеров библиотеки.

   А все одесситы называют её коротко  и любовно «Горьковка»
Вы не встретите одессита, кто бы хоть раз не побывал бы в ней, не
обратился бы к ней за помощью  при работе над дипломом, диссертацией
 или научной статьёй, или  книгой.
      Вот и мы сейчас  с душевным трепетом тихонечко войдём в этот храм
 науки и духовности. Стоит только представить, что здесь на километровых
стеллажах книгохранилища ,  отпечатанные в виде книг,  стоят и ждут нас все интеллектуальные достижения человечества почти за всю его историю!
Пред этими несмётными богатствами  невольно замирает сердце, и мы чувствуем
себя, как верующие в храме.
 
     С экскурсией мы побываем  не во всех отделах библиотеки, а  всего лишь
в трёх, которые будут интересны авторам  нашего сайта:  это отдел  редких изданий
и рукописей, или как его привыкли называть - «Музей книги»,
отдел Миниатюрной книги , и третий – отдел Искусств.
         
     Но сначала, войдя в аванзал библиотеки, остановимся и посмотрим на стены зала, устремлённые ввысь на огромную высоту, к стеклянному потолку, в небо. Архитектор  Фёдор Иванович Нестурх,  по проекту
которого  было построено  в 1907 году это здание,  и впрямь хотел представить вошедшим читателям это здание, как  храм науки.  При  этом.
он успешно решил две  основные поставленные перед собой архитектурные
задачи: это функциональность и повышенная пожарная безопасность.
      Функциональность предполагала максимум удобств и комфорта, как для читателей, так и для сотрудников библиотеки. Это и огромная высота, и объём зала, который не мог стать душным даже при полной заполненности – в 430 мест; это и высокие окна с двух сторон, дающие максимум света; это и
 удалённость зала от уличных шумов; это и автоматическая доставка книг
с верхних этажей хранилища к окнам выдачи.
      Пожарную безопасность обеспечивают и чугунные лестницы - в первую очередь между этажами хранилища; и брандмауэры – цельные сплошные
две стены, отделяющие хранилище от залов и залы от служебных помещений; и применение электричества – относительной новинки для тех времён.  В библиотеке нет деревянных лестниц – они или чугунные
( в хранилище) или мраморные (между этажами).
   
          МУЗЕЙ  КНИГИ.
      Мы пришли в отдел, где сосредоточены самые ценные и древние книги
нашей «Горьковки». Официально он называется «отдел редких изданий и
рукописей", но работники  библиотеки его называют «Музеем книги»
      
    По книгам этого музея можно проследить всю историю книгопечатания
от самого начала и до сегодняшних дней, И даже можно заглянуть за этот горизонт и увидеть, как люди общались письменно ещё до начала книгопечатания. Здесь, в этом музее есть и письмена на пальмовых листьях, и многочисленные рукописи – книги, написанные от руки.
      
    Всего в фонде Музея книги более 200 000 раритетов. Самые старые 
печатные книги – инкунабулы – книги, напечатанные с 1450 года до 1января
1501 года.  В мире они все пересчитаны и включены в специальные каталоги.
Библиотека гордится тем, что в её фондах 52 инкунабулы. Самая древняя
из них – « Новая юридическая практика» -  издана в Венеции в 1473 году.
      
     Следующим этапом в развитии печати являются книги, изданные в 1500 –
1550 годах,  - их называют палеотипами. Этих раритетов в библиотеке более
ста. Среди них – произведения античных авторов – Аристотеля,  Птоломея,
Плутарха, а также деятелей Возрождения – Эразма Роттердамского, Боккаччо, Макиавелли.
 
      Я ещё раз отмечу, что фонд  Библиотеки сначала пополнялся за счёт подарков книголюбов. Лишь Григорий Маразли, городской голова, в год
открытия Библиотеки подарил около 10 000 раритетов из своей коллекции.
Граф Михаил Толстой также был щедрым дарителем, и не только книг, но
и исторических экспонатов, Музей книги  первоначально назывался «Залом
 имени графа Михаила Толстого».

     После 1920 года в Библиотеку в большом количестве стали поступать книги, оставленные уехавшими от революционных событий частными лицами.
Большую работу пришлось выполнить работникам Библиотеки,
 чтоб в большой беспорядочной массе книг не утерять истинных раритетов.

    Уникальным является и собрание рукописей, их свыше 2 000 экземпляров.
 По времени они относятся к периоду от Х1 до конца ХХ века. Мы ,конечно понимаем, что большая часть древних рукописных книг и первые  печатные книги обслуживали нужды церкви – это были издания Библии и Евангелия, требники и другие книги, необходимые для церковных богослужений (литургий). Поэтому в Библиотеке
хранятся многие Библии и Евангелия, написанные и напечатанные в разные
века и на разных языках.
    Богослужебной была и самая первая книга нашего первопечатника
Ивана Фёдорова «Апостол».

    Есть в Библиотеке и коллекции изданий знаменитых печатных фирм ХУ! –
ХУП  вв из Италии, Франции и Нидерландов.
     Самые  ценные книги на кириллице – это самые старые: инкунабула
«Часослов» (Краков, 1481) и 13 палеотипов, в том числе издания Франциска
Скорины, белорусского первопечатника (1517-1519). Есть отдельным изданием  выпущенные им «Притчи Соломона».

    В 1708 году царь Пётр 1 вместо кириллицы ввёл т.н. гражданский шрифт,
чем произвёл буквально революционный переворот в книгопечатании.
Список изданий значительно расширился, Помимо богослужебной, стала
 издаваться литература светская, из различных  областей знаний  - учебники,
грамматики, арифметики и т.д.У книги появились тысячи и тысячи новых читателей.
 Она стала чтением не только духовным, но и практическим
помощником в повседневной жизни.

    В отдельную коллекцию выделены редкие и библиографические издания
ХУП –Х!Х ст.:
а) те, которые вышли в свет небольшим тиражом;
б) имеющие особо ценное историческое или политическое значение
     (запрещённые цензурой);
в) с оригинальными рисунками  или номерные экземпляры; выполненные
     на пергаменте, шёлке или специфической бумаге;
г) книги с экслибрисами, с автографами выдающихся деятелей; в частности
    прижизненные издания классиков с их пометками.
 
   Есть документы и автографы А.С ПУШКИНА,  И.С.ТУРГЕНЕВА,
В.А.ЖУКОВСКОГО,  Н.А.НЕКРАСОВА,  Александра Блока и других
 литераторов.

        МИНИАТЮРНАЯ  КНИГА.

   Этот раздел редких книг неизменно вызывает большой интерес у читателей.
 Этих книг мы почти никогда не видим ни в магазинах, ни в библиотеках.
 А здесь собраны книги-миниатьры вместе. Вся коллекция
насчитывает около 2 000 книг.
    
 Миниатюрами принято считать книги по обрезу не более 10 сантиметров;
Если хоть на полсантиметра больше, то это уже не миниатюра.

    Эти книги во все времена издавались не для распространения литературы,
а или с коммерческой целью, или для демонстрации достижений книгоиздания, или
 для подарков. По легенде расцвет миниатюрных книг в ХУП1 веке связан с именем французской королевы Марии-Антуанетты, которая пожелала иметь книжечки, которые можно было бы носить в перчатке.
     Некоторые издательства в стремлении миниатюризировать книжку достигли определённых  «рекордов», которые представлены в этом отделе
Составители таких книг работали над ними ГОДАМИ, сменяя друг друга,
т.к.мастера теряли зрение от этой вредной работы. А для чтения этих книг
прилагались специальные стёкла.

    Здесь в отделе  представлена САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ КНИГА В МИРЕ:
Её размер 16* 11 миллиметров.  Это письма Галилео Галилея к Кристине
ди Лорен  (издана в Падуе). Для таких книг отливался специальный шрифт –
 «Дантино» ( т.к. первая книга,  которая им набиралась, была
«Божественная комедия» Данте). На всемирной выставке в Париже
эта книга была признана наименьшей в мире.
      Однако и этот «рекорд» был побит в России в 1856 году изданием
микроскопического сборника басен Крылова. (В нём на странице помещалась
21 строчка, тогда, когда в итальянском всего 18.)

             ОТДЕЛ  ИСКУССТВ.
    Одна из ярких, неповторимых чёрточек одесской Библиотеки – это отдел
Искусств  Таких отделов почти нет в других библиотеках, и особенно – в
крупных библиотеках Украины.
     Его появление в  Библиотеке было закономерным. Этому способствовало
 и наличие  в фонде большого количества книг по искусству – в первых
подаренных библитеке изданиях было много альбомов и дорогих книг по искусству. Позже этому «поспособствовали» реквизиции книг во время революции у покидающих город  богачей. Этому также способствовала духовная атмосфера в Одессе во все времена жизни города. Шутка ли – уже через 15 лет после захвата турецкой деревеньки Хаджибей одесситы начинают строить в городе, нет, ещё не в городе, а в местечке… театр! Именно тот, который посещал А.С.Пушкин и описал его в «Евгении Онегине».
     Этому же способствовало огромное количество театральных журналов,
не перестававших выходить даже в  суровые годы  - и революции, и оккупации. 
Особую роль в бурной культурной жизни города играло рождение новых театров, создание киностудии художественных фильмов и появление большого числа творческой интеллигенции, нуждающейся в литературе об искусстве.  Таким образом, появление отдела искусств было предопределено. С первых же  дней в нём стали работать сотрудники – энтузиасты, ставшие позже незаменимыми профессионалами.

     В отделе , всегда к услугам читателей – многотомные энциклопедии, альбомы и словари, труды по искусству – издания, которые обычный читатель или даже небольшие библиотеки не могут приобрести из-за их дороговизны. Это и «История русского искусства» в 13 томах под редакцией И Грабаря , «Всеобщая история архитектуры»
в 12 томах, «Искусство стран и народов мира» в 5 томах, «Всеобщая история искусств»
в 3 томах (дореволюционное и советское издания) и многие другие.
 
   А к уникальному многотомному изданию «Ежегодник императорских театров», отражающему деятельность столичных театров (Москва, С.Петербург) конца Х1Х –
 начала ХХ веков  до сих пор  не исчезает интерес читателей.
       В последнее время очень востребованы книги и альбомы по украинскому изобразительному и прикладному искусству, театру, народной и профессиональной музыке; и отдел активно комплектует их.
      Сотрудники отдела являются членами Национального союза театральных деятелей Украины, входят в худсоветы театров, сотрудничают как рецензенты. Много лет отдел  успешно сотрудничал с Одесской киностудией. Для того, чтобы одеть мушкетёров, бандитов или таксистов, студия  всегда обращалась в отдел искусств ОННБ. Среди фильмов, снятых на Одесской киностудии при участии отдела искусств, - такие как
«Три мушкетёра», «Место встречи изменить нельзя». «Двадцать лет спустя»,
«Узник замка Иф», «Миллион в брачной корзине», совместные украинско-
польские фильмы «Дежа-вю» и «Эскадрон».
      
   Вот что написал  об  ОННБ  и её сотрудниках московский искусствовед
 Георгий Коваленко, неоднократно приезжавший в Одессу:
      « Меня поразили фонды библиотеки, особенно 1917-1920 годов. ТАМ
ХРАНИТСЯ ТО, ЧЕГО НЕТ НИГДЕ, НИ В ОДНОЙ БИБЛИОТЕКЕ РОССИИ И УКРАИНЫ.  Я не сразу узнал, что сотрудники библиотеки – не просто преданные и самоотверженные хранители всех этих богатств…Чуть позже я увидел их научные публикации… и мне стало понятно, откуда у них такие мгновенные реакции на каждую дату, на любой инициал или псевдоним, на мельчайший и вроде бы абсолютно молчащий факт.
Об искусстве и литературе Одессы начала прошлого века они знают всё».
      
     Такой оценки достоин весь дружный и самоотверженный коллектив
Одесской национальной научной  ордена Дружбы народов библиотеки им,
М.Горького,  о высокопрофессиональной работе которого можно написать
несколько томов. В своей маленькой статье я рассказала лишь минимум о работе трёх отделов библиотеки. Статья эта опирается на методическое руководство экскурсоводам, написанное в 2011 году  моим братом,
Маратом Васильевичем Тетенко, проработавшим в библиотеке на разных
должностях 18 последних лет жизни.