Им хорошо, когда вокруг плохо

Михаил Семенков
Если поразмышлять над причинами роста социальной нестабильности в современном мире, можно вспомнить и рост населения Земли, и бесконтрольный технический прогресс, и экономическое неравенство, и низкий уровень образованности, воспитания и культуры людей. На последний пункт мне бы хотелось обратить особое внимание. Когда мы слышим из выпусков новостей сообщение об очередном вполне здоровом человеке, совершающем абсолютно аморальные поступки, в голове мелькают штампы: «Общался не с теми, не слушался родителей, и тому подобное». Но мало кто понимает масштаб происходящего. Если бы подобное было чем-то сенсационным, далеко выходящим за рамки обычной жизни… Однако такие «сенсации», как говориться, сплошь и рядом.

В человеческом сообществе к началу 21-го века, где-то в большей, где-то в меньшей степени, назрела одна серьёзная проблема – отсутствие чувства значимости у каждой личности. В традиционном обществе всё было просто – ты родился, чтобы помогать родителям и, когда вырастешь, создать свою семью. Способы достичь этих целей были не слишком разнообразными, но возможности ограничивались, в основном, лишь физической силой. Людей было мало, ресурсов много. Человек работал на себя и ближайшее окружение, то есть родных и друзей, а потому был заинтересован в качестве производимой продукции. Если ты трудился, когда и как мог, никто не подвергал твою значимость сомнению.  Всё изменилось  с возникновением империй. Правители стали расценивать личность как трудовой и военный ресурс. Благополучие и счастье сменились минимумом, получая который человек продолжал исполнять свои обязанности. Если росло население, разворачивались более масштабные стройки или развязывались более жестокие войны. При этом, отсутствие того или иного человека приводило бы к уменьшению «великих свершений». Причастность к обществу и значимость в нём зарабатывались, пусть и огромным трудом.  Индустриальная революция перенесла имперские амбиции на отдельные фабрики и заводы. Всеобщая стандартизация и рост населения привели к тому, что отдельный человек стал расцениваться как биологическая машина, пригодная к выполнению той или иной работы. Безусловно, и среди этих машин находились «лучшие» и «худшие», хотя любую можно было рано или поздно заменить. Чтобы выжить, люди забывали свою личность на время рабочего дня. После – пытались доказать всем, что у них ещё есть чувства, мечты, идеи, желания. Тратили деньги, самовыражались кто как умел. Мировые войны, с их многомиллионными жертвами, стали плацдармом для формирования новой концепции - любой способ выжить будет верным. Страх перед возможностью умереть, не насладившись жизнью и без наследства для потомков, явил на свет двух чудовищ – корпорации, истребляющие конкурентов далеко не в условиях честной конкуренции, и бюрократические машины, стремящиеся доказать всем свою необходимость. О первых сказано и написано много, я бы хотел остановиться на вторых.

 Для чего нужна внешняя политика? Отстаивать интересы населения государств в мировом сообществе.  Для чего нужна внутренняя политика? Можно долго перечислять, но, в общем, вся деятельность политиков и чиновников сводиться к решению проблем. А теперь зададимся простым, почти детским вопросом – откуда берутся проблемы? Ответы могут быть разными, но сводятся они к двум, а именно: либо плох, невоспитан, несовершеннен сам человек, либо неправильна структура общества и законы, ограничивающие деятельность людей. С первым может справиться лишь высшая интеллектуальная и духовная составляющая культуры. Со вторым уже столетья сражаются «доблестные» законодатели. К чему я веду разговор? Давайте представим, что в обществе нет воров, убийц, мошенников и прочих нарушителей стабильности и спокойствия. Что все люди осознали свою значимость для мира в целом, а не для статистики в налоговых декларациях и при подсчёте голосов после выборов. Зачем тогда нужны все эти «необходимые» люди, растрачивающие деньги налогоплательщиков? Не спорю, культура не исправит сумасшедших. Но меры пресечения свободы на этот случай уже давно оговорены и приняты, нынешняя же работа депутатов и чиновников сводится к решению постоянно возникающих проблем. Вот только думают они лишь о том, как справится с последствиями и никто не борется с причинами. А зачем? Пока есть над чем работать, можно оставаться на бюджетном обеспечении. Всё как с бытовой техникой, сделанной так, чтобы сломаться сразу после истечения срока гарантии. А как же люди, их счастье и благополучие? До этого им нет дела. В душах – всё тот же послевоенный страх. Главное, чтобы люди точно знали – то, будет ли страна жить хорошо или плохо, зависит не от каждой личности, а от решений немногих «избранных». В итоге - тысячи людей, не понимающих своей связи с обществом, а потому и не чувствующих ответственности перед ним.

Социальный кризис наших дней вызван упадком в высокой, очеловечивающей культуре, который, в свою очередь, искусственно создан и поддерживается бюрократическими машинами. Оттого и неудивительно, что на финансирование науки, искусства и образования выделяются ничтожные, в сравнении с заработной платой госслужащих, суммы. И дело ведь не в миллионных премиях заслуженным работникам искусства и науки, преподавателям. Вопрос в поддержке самой возможности нести «разумное,  доброе, вечное» всем людям. Коммерческая культура заинтересована лишь в пассивном зрителе. Она не развивает, а развлекает. Зато исправно платит налоги.

Наивно и глупо полагать, что мир станет лучше сам по себе, что люди станут лучше относиться друг к другу. Чем меньше принимать во внимание то, что человек – это личность, тем сильнее он будет похож на зверя. Если мы ужасаемся проблемам, вызванным этим процессом «озверения», то просто необходимо развивать и поощрять в людях человечность. Иначе начнётся новая война. И когда в здания офисов врежутся ракеты, бороться с последствиями будет некому.