Как в этой Америке принимают на работу

Мишаня Дундило
Я уехал с женой на ПМЖ в Америку, в город Чикаго, осенью 1991 года.  Понятно, что первой жизненной задачей была тогда - найти источник существования.  В ту пору я не имел никакого представления о стране с названием Америка и питал иллюзии, что смогу найти работу по специальности.  Точнее, по одной из нескольких имеющихся у меня специальностей - дипломированный химик-спектроаналитик, программист, профессиональный фотограф (скоростные процессы, съемка объектов в невидимых лучах), верхолаз (мытье окон, пескоструйка/грунтовка/окраска высотных сооружений), металлообработчик (слесарь/токарь/фрезеровщик).

Главное, что я твердо знал в тот период, это истина: для человека семейного хороша не та работа, которая "для души", а та, где хорошо платят.  А потому в самом начале своей американской трудовой карьеры я устроился мусорщиком на стройку.  Наполнял большое железное "корыто" битыми кирпичами, ржавой проволокой, обрезками жести, досками с торчащими гвоздями и имел зарплату, превышающую свою собственную плюс всех моих подчиненных в Союзе (там я накануне эмиграции работал начальником промышленной аналитической лаборатории и имел "под крылом" 26 человек).

А потом я давай рассылать так называемые "резюме", о которых на Руси слыхом не слыхивали (как сейчас дело обстоит - не знаю), во все американские лавки и конторы, где я мог бы (по моему мнению) быть полезен.  Предупредили: в трудовой истории не упоминать о работах, напрямую не связанных с заявляемой специальностью.  Например: если хочешь устроиться программистом, упаси тебя Бог заявить, что ты работал мусорщиком на стройке.  И наоборот.  Как объяснить при этом наличие "дыр" в трудовой биографии, было не совсем понятно.

Российский производственный опыт не учитывался, так же как и российское образование.

Будучи фотографом, я стремился на должность тыкающего единственную кнопку мальчика, делающего снимки клиентов на паспорт.  Будучи химиком, я претендовал на место утилизатора изношенных автопокрышек (требовался почему-то именно химик - катать колеса со склада на пункт переработки).  Будучи программистом, я хотел заняться вводом данных в компьютер (должность называется data entry clerk).  И тут я впервые столкнулся с понятием, называемым overqualified -  чрезмерно высокая квалификация.  Казалось бы, что в этом плохого?  Мастер на производстве быстрее и надежнее выполнит задачу, чем рядовой рабочий.  Инженер-химик лучше справится с анализом, чем лаборантка Маша с неполным средним образованием.  Программист, сознавая ответственность задачи, более трепетно отнесется к вводу данных, чем Вася с улицы.  Тем не менее, вопреки аристотелевой  логике, но с точки зрения американцев, высокая квалификация чем-то может повредить делу.

Теперь скажу пару слов об отличии российских и американских традиций.  Я повторю: не в курсе, что в России творится сейчас, после  25 лет моей эмиграции - но в то время устроиться на работу было проще пареной репы.  Если стоишь перед кадровичкой не особо шатаясь, не цепляясь за прилавок и способен внятно промычать свое имя-отчество - считай, принят.  Никому дела нет до цвета твоих ногтей и похмельной отрыжки.

А в этой Америке существует такое интересное явление: "интервью".  Это когда ты являешься в отдел кадров и полуграмотная баба начинает исследовать твою профпригодность.  Нет, она не проверяет тебя на знание теоретической физики, не дает тебе распечатку программного кода на предмет выявления ошибки, не тестирует твой IQ (коэффициент интеллектуальности). Всё это, может быть, произойдет потом, на втором "интервью" - непосредственно на производственном участке. (Но скорее всего не произойдет).  Баба фиксирует, улыбаешься ли ты при разговоре с ней, придирчиво смотрит на твой внешний вид и принюхивается - не воняет ли у тебя из подмышек.  Смотрит, коротко ли пострижены ногти, хорошо ли выбрит, нет ли (не дай Бог!!!) седины на голове.  Педерастические занятия мужчин - маникюрить ногти и красить волосы в цвет, не соответствующий возрасту - бурно приветствуются. То, что претенденту мужского пола, без серьезных половых извращений, рекомендовали бы красить губы, не слышал - но и в такое можно поверить.  Уверяю Вас, дорогие читатели, что я не вру - все это правда, хотя правда фантастическая и ни в какие разумные ворота не лезущая.

Жить было как-то надо и я устроился "металлорежущим мужиком" на фабрику, производящую сенокосилки.  Кто занимается металлообработкой, по опыту знает: грязь из-под ногтей не выходит, сколько ни парь, сколько ни мой.  Токаря, сверлильщика и автомеханика всегда можно опознать по этому характерному признаку - по черным ногтям.   Являюсь я это с черными ногтями на интервью.  Все остальное было в полном порядке: пиджак, галстук (хронически мною презираемый), отутюженные брюки и выскобленная морда лица.  Успешно (как мне казалось) это интервью я прошел: "Мы вам позвоним".  А звонка нет и нет!!  Обнаруживается: отказ, а причина - черные ногти.

Приезжаю на  интервью с белыми ногтями (полгода как распрощался с металлообработкой), при ненавистном галстуке и в отутюженном костюме (несмотря на чикагскую 40-градусную жару при стопроцентной влажности) - устраиваться программистом.  Прохожу успешно кадровое интервью, потом специальное - уже в отделе.  Неужели примут?  Жду, жду...

Звонит не кадровичка, а Инка, которая работает в той организации и тоже программистом.  "Ты мудак" - орет, - "ты на чем приехал в контору??"  Отвечаю: "ну как на чём, на машине!"  А машина у меня битая, драная, тридцать лет назад выпущенная.  Вот заработаю - куплю себе поновее.  А Инка продолжает орать: "Мудак, взял бы машину у меня!  Или у кого угодно, поприличнее!  По всем параметрам интервью прошел, тебя уже почти взяли - и выясняется, что ты на старой развалине ездишь!"

Вот так: не профессиональные качества нужны в этой Америке для устройства на работу, а

- чтобы не воняло из подмышек (самое главное!!!!)
- новая машина (это при более чем вероятном отсутствии заработка в данный период)
- чтобы был не старше 30 лет (мал опыт - не помеха)
- чтобы ногти были наманикюрены и борода выкрашена, а лучше - отсутствовала
- чтобы как клинический идиот носил приклеенную улыбку независимо от обстоятельств.

Да, и еще нужны "strong communication skills" - навыки общения в коллективе.  А если я привык работать без коллектива, один, индивидуально?  Это считается минусом.  Работать надо в коллективе, и всё тут - это догма.

***

И совсем немножко о том, как практически работается в этой Америке.

***

Покинув Чикаго, устроился я это контролером ОТК на маленькую фабрику, затерянную средь бескрайних кукурузных полей штата Висконсин.  Работа до боли знакомая - метрология, измерение всяких разных величин, принятие-выбраковка.  Дали задание: проверять параллельность плоскостей у деталей цилиндрической формы.  Инструментом для такой проверки служит полированная гранитная плита и скользящий по ней индикатор высоты.

Ежу ясно, что положение плоскости в пространстве определяется минимум тремя точками, и я давай мерить три параметра на каждый цилиндр.  Мастер командует: не трать время, снимай два показания, а еще лучше одно.  Как так????  У меня шары на лоб полезли.  "Делай, что говорю".  Решив, что у мастера крышу сдуло, я продолжил делать по три измерения.  А потом был уволен из конторы за "unsubordination" (неподчинение).  Отсудил пособие по безработице, но это уже другая история.

***

"Ссучиваются" и теряют способность здраво мыслить даже те работодатели, которые формировались и работали в России.  Последняя у меня перед пенсией должность была - фотограф в маленькой коммерческой лавке, перепродающей солнцезащитные очки.  Я занимался фотосъемкой продукции, выставляемой на продажу по интернету.

Делаю и так, и сяк - шефу (выходцу из Союза) не нравится.  Тогда решил применить проверенную схему оптимального поиска.

Формально моя задача сводилась к наилучшему выбору следующих параметров:

- три пространственные координаты положения камеры, нацеленной на объект 
- три пространственные координаты источника света, нацеленного на объект
- три угловые координаты объекта.

Итого девять меняющихся координат.  Задаем на каждый проход десяток шагов и получаем 10 в девятой степени - то бишь миллиард вариантов.  Сделать миллиард пробных снимков - это задолго до окончания наряда я состарюсь и умру.  Проверенным в таких ситуациях является метод последовательных приближений - что-то хорошее случайным образом нашел, улучшил и продолжаешь в том же духе, постоянно сужая круг поиска.  В прошлом такой способ сильно помогал мне  быстро находить оптимальные решения, причем задач куда более сложных, чем фотосъемка очков.  А тут?

А тут начальник говорит: х-нёй занимаешься, уважаемый фотограф, много времени тратишь впустую. 

Обидно.  Не за себя, и даже не за державу, а за тысячу раз испытанный метод, однозначно приводящий к хорошим результатам.

P.S.

Наткнулся однажды на совершенно блестящую позицию: abandoned road inspector, что в переводе с тарабарского означает смотритель заброшенных дорог.  Район - север глухого штата Айдахо, где таких дорог, поросших мхом, цветочками и частично обрушенных, уйма.  Работа одиночная, индивидуальная - как раз то, что мне надо.  Словесного общения ни с кем нет.  Не приняли.  А почему?  А по причине плохого разговорного английского.

Долго думал, как может помешать делу мой плохой разговорный английский, если общения ни с кем нет, кроме медведя в лесу.  Но ведь у него разговорный английский еще хуже...

P.P.S.  И о том, как увольняют.

Много необъяснимого в этой Америке.

- сырьё для получения бензина (солярка) стоит дороже, чем сам бензин

- хозяева квартир взвинчивают квартплату, из-за чего жильцы уходят и хозяева вместо прибыли имеют убыток, но исправлять ситуацию и не подумывают

- хозяева предприятий увольняют опытных работников по пустяковому поводу (заболел, опоздал на работу по причине ненастья или поломки машины).

О последнем случае хочется поговорить особо.  Работник без опыта на новом рабочем месте - еще не работник, а школяр.  Ему надо освоить и отточить тонкости операций, понять и творчески использовать структуру производства, усовершенствовать эргономику своего рабочего места.  Токарю - найти оптимальные режимы резания и расточки.  Программисту - создать библиотеку модулей, специфичных для круга решаемых задач.  Врачу - вникнуть в тонкости здоровья вверенных ему пациентов.

Так вот: работодателю на все на это наплевать.  Опыт увольняемого специалиста ему до лампочки, а главное - приток хотя и полуграмотной, но свежей рабочей силы.