Оценен ли сегодня Пушкин?

Альфорыч Альфред Бодров
Есть в русской литературе традиции преемственности, чего не часто встретишь в европейской культуре. Общим местом является социальная проблематика, описание природы и так называемые "гендерные" отношения. Причем, образцы социальной тематики либо касаются вопросов политики, либо отношений типа "человек - общество", "человек - природа", "мужчина - женщина". Русские писатели, осознанно или неосознанно, но поняли, что их сюжеты и их мировоззрение могут привлечь внимание общественности при детективном, приключенческом или таинственном оформлении своих сочинений. Спокойное, тихое и неспешное повествование у одних читателей вызывает раздражение, у других любителей книги располагает к радостному восхищению. Одним подавай социальную проблематику и политические конфликты, другой же упивается и наслаждается подробным описанием природы.
Зачастую русская литература обращается к глубоким философским вопросам при помощи литературных образов, художественного восприятия мира и творческого анализа человеческих отношений, как например, Ф. М. Достоевский.
Александр Сергеевич Пушкин, оказавшийся на рубеже эпох в русской истории, культуре и литературе, по-моему, как ни парадоксально звучит, до сих пор остается недооценен. Более того, некоторые из историков на Западе считают величайшего русского поэта истоком русского национализма, как например, профессор А. Янов из университета в Нью - Йорке. Такая предвзятость тоже имеет свою закономерность, вытекающая из недооценки роли и значения А. Пушкина для русской культуры.
Казалось бы, о Пушкине мы знаем настолько много и многогранно, что в его творчестве не остается темных пятен. Ничего подобного. Однако недооценку, видимо, следует связывать с исторической ролью творчества А. С. Пушкина и его влиянием на развитие русской культуры. Конечно, пишутся статьи, монографии, защищаются докторские и кандидатские диссертации на эту тему, все концепции сводятся к признанию такого влияния, но думается, не все еще исследовано в полном виде. Видимо, следует принять во внимание не только слитилистику и реформу языка Пушкина, о чем написано немало работ, во многом справедливых. Влияние творчества Пушкина этим не ограничивается. Обращает на себя внимание интерес Пушкина к русской истории, в чем тоже авторы исследований немало преуспели. Анализу подходов и концепций поэта к руской истории и культуре пушкинисты посвятили почти всю свою жизнь.
Тем не менее, представляется важным то обстоятельство, что пушкиниана нуждается в своем переосмыслении и более углубленном изучении воздействия на русское общество пушкинское слово.
Едва ли можно согласиться с профессором Яновым, называющего Пушкина первым русским националистом. Не каждый националист обращается в своем творчестве к традициям зарубежной литературы. Пушкин обращался в своем творчестве и к европейским литературным образцам, и к восточным, и к собственно русским. Да, мы находим в его творчестве строки, наполненные гордостью и за Отечество, и за свои сочинения. Но ничего из этого не говорит о превосходстве руского человека над остальными народами и племенами, и ничего из этого не следует, будто все народы мира должны быть в подчинении у русского народа. Поэтому не может быть и речи о национализме в творчестве Пушкина.
Наоборот, в творчестве Пушкина следует видеть именно интернационалистские взгляды поэта, его толерантность к другим народам. Речсь может идти о том, что Пушкин видел русскую культуру и русский народ в единстве с другими народами и племенами. Едва ли мы найдем в сочинениях Пушкина пренебрежительное и высокомерное отношение к народам, стоящих на ступень ниже в социальном и экономическом развитии. Критика Пушкиным порядков в Отечестве скорее связана с его демократическими взглядами, но был ли он революционером, остается вопрос спорным.
В современных условиях мировых отношений необходимо избегать изоляционистских взглядов относительно места руской культуры и литературы.
Среди отечественных мыслителей современности все больше популярной становится позиция евразийской интеграции. Прекрасная идея, но ее не следовало бы рассматривать вне связей с западной культурой.
Рассматривая роль Пушкина в истории русской культуры и литературы, акцентируем внимание на том, чтобы творчество и слово поэта рассматривали в контексте демократизма, государственности, толерантности, действительной евразийской интеграции.
В Приложении сравнивается творчество Бунина и Паустовского, в сочинениях которых можно видеть прямое продолжение слова величайшего русского поэта. 
 

Приложение

А.Н. Бодров
член Союза журналистов России, преподаватель философии
и истории, Сергиево-Посадский филиал Московского института
предпринимательства и права
М.А. Губанова
кандидат философских наук, доцент кафедры
философии, права и социально-гуманитарных наук,
Армавирский государственный педагогический университет
А.Д. Похилько
доктор философских наук, профессор,
Армавирский государственный педагогический университет


ТВОРЧЕСТВО БУНИНА И ПАУСТОВСКОГО В
СРАВНИТЕЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ

Аннотация
Рассматривается в сравнительном анализе мировоззрение Бунина и Паустовского. Делается вывод о значительной степени сходства их взглядов, несмотря на существенные различия. Авторы полагают, что мировоззренческие взгляды Бунина и Паустовского, а также характеры их героев и описываемые отношения наилучшим образом подтверждают экзистенциалистский характер их творчества. Обобщая параллельный анализ философского аспекта взглядов Бунина и Паустовского, авторы утверждают, что смысл жизни человека заключается в самом существовании человека, или если говорить языком философии, в самом бытии человека.
Ключевые слова: художественное творчество, мировоззрение писателя, философия, экзистенциализм, бытие.

И. А. Бунина и К. Г. Паустовского объединяет то, что они любили природу, Родину, их творчество объединяет и поэтическая лирика. Характеры их героев раскрываются не в преодолении страстей и жизненных проблем, а в нравственных устремлениях личности. Об этом, в частности, можно судить по вступительной статье Паустовского к одному из лучших изданий Бунина в России, когда он удостоился достаточно объективной оценки [1]. Аксиологические параллели в творчестве писателей можно проследить и по их дневникам и своего рода творческим биографиям [2; 3; 4; 5]. Они не претендуют, чтобы их называли глубокими мыслителями, но лирическая проза Бунина и Паустовского несет на себе отпечаток особого мировоззрения, и потому нуждается в сравнительно-философском анализе. Параллельный анализ творчества И. А. Бунина и К. Г. Паустовского позволяет охарактеризовать их творчество и взгляды в контексте экзистенциальной философии [6]. Это и выступает нашей задачей.
Экзистенциализм, будучи теорией сущности и существования человека в мире, считал, что личность есть синтез, единство души и тела, измерений временного и вечного. Жизненные ситуации, описываемые в сочинениях Бунина и Паустовского, вполне подпадают под учение о сущности и существовании. Если творческая зрелость Бунина приходится на годы эмиграции, то у Паустовского она наступила непосредственно в условиях родной почвы. Если Бунин мог наблюдать за своим Отечеством со стороны, то Паустовский творил, находясь внутри исторических событий, происходивших на родине. Творчество Паустовского не прошло мимо внимания мировой общественности, и оно было по достоинству оценено, оказавшись в числе номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, хотя Паустовский не был удостоен такой чести, в отличие от Бунина.
Говоря о романе Бунина «Жизнь Арсеньева», К. Г. Паустовский подчеркнул: «Это не автобиография. Это – слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей. Это – удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша Средняя Россия» [7].
Одним из побуждений к творчеству у писателей оказалось стремление оставить в этом мире себя, свои чувства, желания и образы, преодолеть то, что называется собственной смертью», и для этого, запечатлеть обманное и сладкое «бывание», пусть даже только в слове. И в этом отношении они преуспели. Экзистенциализм рассматривает истину с субъективистских позиций, считая ее критерием страстную субъективную убежденность в своей правоте, поскольку не истина вообще якобы должна быть предметом исследования, а личная истина. В контексте художественного стиля Бунина и Паустовского личность обоих писателей приобрела черты подлинного существования, выдвинутых экзистенциализмом в противовес неподлинному бытию человека в мире.
Здесь, наверное, уместно вспомнить положения С. Кьеркегора о том, что «эстетическое мировоззрение, какого бы рода или вида оно ни было, в сущности, есть отчаяние, обусловливаемое тем, что человек основывает свою жизнь на том, что может и быть и не быть, т. е. на несущественном. Человек с этическим мировоззрением, напротив, основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть». И далее у него же читаем: «Этическое начало сообщает жизни человека внутренний мир, устойчивость и уверенность» [8]. Только на экзистенциально-этической стадии человек из личного бытия превращается в экзистенцию, становится личностью, уникальным и единственным абсолютом. Экзистенциализм выводит нравственность из собственно внутреннего бытия человеческого духа. Именно у Бунина и Паустовского нравственное находясь в гармонии с эстетическим началом, обусловливает их персоналистическую устремленность в будущее, а не только в прошлое.
Этика изолированного существования ограничена, а нравственный закон, устанавливаемый уникальным индивидом, который исходит из уникальной ситуации, может быть ошибочным и неприемлем для других. На эстетической стадии развития человек обращен преимущественно к внешнему миру, он погружен в конкретно-чувственную жизнь, а непосредственной целью и смыслом его жизни выступают удовольствия, наслаждения. Погоня за счастьем ведет к пресыщению, уделом эстетической стадии становятся сомнение, тоска, отчаяние. И тогда человек переходит на следующую ступень этическую. Стремление к счастью замещается здесь чувством долга, личностная автономия ведет к тому, что человек подчиняется нравственному закону.
Таким образом, Бунин и Паустовский сами своих взглядов явно не формулировали, но просто показывали всё многообразие характеров и отношений, оставляя место читательским размышлениям и определенной таинственности. Мы можем интерпретировать их творчество в аспекте позитивного экзистенциализма, который уже не просто философия, а гуманистическое культурное движение, выражающее глубокое духовное измерение человека, сталкивающего с психологической ситуацией, в которой он пребывает как конкретная историчность. Мировоззренческие принципы Бунина и Паустовского, а также характеры их героев и описываемые отношения наилучшим образом подтверждают экзистенциалистский характер их творчества. Обобщая параллельный анализ философского аспекта взглядов Бунина и Паустовского, авторы можно сделать вывод о том, что смысл жизни человека заключается в самом существовании человека, или если говорить языком философии, в самом бытии человека. Парадокс же Бунина состоит в том, что он выражает художественный аспект проблемы «забвения бытия» с одновременным его сохранением в языке как доме этого бытия. У Паустовского больше социального оптимизма, вера в возможности нравственного идеала.


Примечания
1. Бунин И. А. Повести; Рассказы; Воспоминания. Вступ. ст. К. Г. Пау-стовского. – М.: Московский рабочий, 1961. – (631 с.). – С.13.
2. Благасова Г. М., Курбатова Ю. В. И. Бунин и К. Паустовский: аксиологические параллели // Знание. Понимание. Умение. 2007. №2. С.111.
3. Бунин И. А. Окаянные дни: Повести. Рассказы. Воспоминания. М.: Эксмо, 2004. (635 с.). С. 48.
4. Паустовский К. Г. Дневники 1916-го начала 1917 гг. // Паустовский К. Г. Повесть о жизни: В 3 т. М., 1993. Т. I. С. 603.
5. Бунин И. А.. Собрание сочинений: В 9 т. – М.: Худож. лит., 1965-1967. Т. 6: Жизнь Арсеньева. Юность. – М., 1966. – 338 с.
6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Иссле-дований, 2004. — С. 49.
7. Паустовский К. Г. Наедине с осенью. Иван Бунин. URL: (дата обращения 30.04. 2016).
8. Кьеркегор С. Или - или. М. , 1991. С. 266. Цит. по: Экзистенциализм в философии.
URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/ekzistencializm.html (дата обращения 30.04. 2016).
Статья опубликована: История и обществоведение: научный и научно - методический ежегодник/гл. ред. А. А. Панарин; зам. гл. ред. Ю. В. Приймак; отв. ред. С. Н. Малахов. - вып. XIII. - Армавир, РИО АГПУ, 2016. - С. 149 - 151.