Резолюция юнеско и то, что из нее следует

Леонид Рабин
Несколько замечаний в связи с принятием резолюции ЮНЕСКО, в которой осуждается Израиль за строительные работы, влекущие за собой изменение внешнего вида мечети Аль-Акса и примыкающей к ней площади Аль-Бурак, но не упоминаются еврейские названия этих исторических объектов и связь еврейского народа с ними.

Левонастроенные израильские авторы уже много десятилетий пишут, что "нельзя допустить превращения израильско-палестинского территориального конфликта в религиозный конфликт иудеев и мусульман". Некоторые особенно упертые, как например Ури Авнери, повторяют это по сей день.

На самом деле наш конфликт уже несколько десятилетий является религиозным, и отрицать данный факт непродуктивно и как минимум глупо. Он является религиозным конфликтом, потому что таковым его считает одна из вовлеченных в конфликт сторон – палестинцы. Большая часть их публичных требований и акций в последние два десятилетия касаются статуса Аль-Аксы, причем акцент на Аль-Аксе ставит не только фундаменталистский ХАМАС, но и вроде бы "светский" ФАТХ.

Аналогично, Великая Отечественная война для одной из вовлеченных в нее сторон являлась расовой войной. Другая сторона формально исповедовала идеалы пролетарского интернационализма, но после начала военных действий достаточно быстро убедилась в том, что они в сложившейся ситуации неприменимы. Поэтому уже к августу 1941 года была прекращена пропаганда типа "Немецкие солдаты, смотрите и учитесь, как счастливо живут немцы в Автономной республике немцев Поволжья", республика немцев Поволжья была распущена, а ее немецкое население выселено подальше от потенциального театра военных действий. Власти вспомнили русских героев, полководцев и святых, вдохновлявших народ на борьбу с немецкими агрессорами на протяжении веков.

После войны победившая сторона снова вернулась к концепции пролетарского интернационализма, но ее идеология уже никогда не становилась такой, как раньше, и частично восприняла ценности и понятия побежденных. Это было неизбежно и произошло в наилучшей из возможных форм, могло быть гораздо хуже.

На нашем Ближнем Востоке существовала единственная возможность избежать религиозной войны – в рамках социалистического проекта, объединяющего весь регион. Этот проект преобразования общества на справедливой основе и жизнестроительства для всех трудящихся мог сделать религиозный фактор второстепенным и примирить мусульман, иудеев и христиан Ближнего Востока. Заметим, что самый успешный пример модернизации исламских обществ дали советские Средняя Азия и Кавказ.

Социалистический проект был убит не в последнюю очередь благодаря действиям Израиля, руководство которого видело главную опасность в просоветских арабских политиках и движениях. В те же годы, когда американцы взращивали Аль-Каеду для борьбы против советских войск в Афганистане, израильские власти создали режим наибольшего благоприятствования для ХАМАСа как альтернативы светским и просоветским палестинским движениям.

Исламизм по своей сути является идеологией перехвата в такой же степени, в какой такой же идеологией являлся нацизм. Нацизм был искусно сконструирован для того, чтобы немецкий пролетариат перестал поддерживать компартию Германии и Коминтерн. Исламизм сконструирован, чтобы мусульмане, составляющие значительную и наиболее активную часть нынешнего пролетариата Запада, не угрожали западным экономическим элитам и в то же время не смогли объединиться с трудящимися-немусульманами на почве общих экономических интересов. Поставьте себя на место финансовых элит Запада и подумайте, что надо было сделать, чтобы в обозримом будущем устранить опасность социалистического реванша. Ответ очевиден - ослабить "свой" пролетариат, привезти рабочих из ментально чуждых коренному населению стран, вывести большую часть производства в страны третьего мира, поддерживать у себя "новых левых", представляющих интерес "креативного", а не рабочего класса. Но один из самых эффективных и действенных рецептов - всемерно поддерживать и пестовать исламизм. Так и было сделано.

Сейчас всё это уже вопросы теории. Превратить ближневосточный конфликт "обратно" в территориальный и лишить его религиозной составляющей не удастся при любом раскладе. А это значит, что статус-кво на Храмовой Горе, сложившийся после 1967 года, сейчас неактуален.

Израилю так или иначе придется заявить и защищать религиозные права иудеев на Храмовую Гору, прежде всего право молиться на Храмовой Горе. Надо будет ввести режим раздельного посещения Горы мусульманами и иудеями так же, как это было сделано в Гробнице Патриархов в Хевроне.

Израиль в любом случае будет и всегда останется религиозным государством, адекватным Ближнему Востоку, на котором он находится. Интересы светского населения страны можно будет успешно защитить, если их будут защищать как интересы меньшинства, и если партии, представляющие светское меньшинство, не будут пытаться снова управлять Израилем.