Проклятое число сентября

Людмила Дейнега
               
      С  Володькой Мацюк мы встретились через много лет совершенно случайно на похоронах нашего хорошего общего друга…   
    Я сидела у гроба вместе со своим одноклассником – родным старшим братом неожиданно умершего и искренне горевала об этой страшной утрате. Он действительно был добрым и хорошим человеком… Когда пришло время ехать на кладбище, я вышла на улицу и чуть не упала в канаву, но меня подхватили сильные мужские руки… Я подняла голову и удивилась, увидев своего старого знакомого, с которым много связывало в прошлом. Володька был сыном друга моего отца, с которым вместе добровольцами они ушли на фронт в сорок первом. Им повезло. Они остались живы. Но судьба сложилась так, что долгие четыре года фронтовых дорог одноклассники прошли каждый в отдельности. Встретились только в сорок пятом, чтобы до конца своих дней практически не разлучаться. Отец Володи часто бывал у нас дома и радовался нашим дружеским отношениям со своим сыном. Вовка был стройным красивым парнем, и девчонки часто страдали от того, что он не обращал на них особого внимания. После института он женился на маленькой симпатичной девчонке, но что – то у них не заладилось в семейной жизни, и, оставив сына и жену, Володька укатил на север. Я его долго не видела…
     На поминках мы сидели рядом и перебрасывались короткими фразами, а после поминок он довёз меня на своей шикарной иномарке к моему дому, и мы разговорились. Оказалось, что Володя давно здесь построил большой дом, что два сына его от второго брака живут недалеко. И что бывшая жена теперь тесно  общается с его второй семьёй, и он гордится своим первенцем, очень похожим на его отца…
 После обмена телефонами мы расстались, но, как оказалось, ненадолго, потому, что я столкнулась с ним опять совершенно случайно у поющего фонтана теплым сентябрьским вечером. Он спешил с бутылкой воды в руках к одиноко сидящей симпатичной женщине, которая была чем-то очень расстроена. «Ты надолго сюда?» - спросил у меня Володя, а, услышав положительный ответ, добавил: « Чуть позже я подойду к тебе. Сейчас жену успокоить надо…»
   Он действительно подошел ко мне поздним вечером, когда я собиралась  уже уходить. Виновато улыбнувшись, он сказал: «Прости, что заставил тебя ждать. Отвёз Тамару к сыну. Там внуки. Может, успокоится. При мне начинает еще больше реветь… А я не знаю, что и говорить для успокоения… Невестка на это мастер… Я с тобой  тут посижу. Тоже всего колотит…»
Рассказ Владимира был недолгим…
У его жены Тамары есть старшая сестра, которая жила в счастливом браке и имела трёх сыновей – красавцев.  Её муж - кадровый офицер погиб в горах Афгана 25 сентября в жестокой схватке с душманами…  Тело его было тогда доставлено в цинковом гробу на самолёте. Таисия поднимала сыновей сама…  Старший сын  Таи был командиром взвода в Чечне. 25 сентября три года назад его не стало, ему  посмертно присвоено звание героя России… Эта дата стала роковой в их семье. В годовщину смерти старшего брата в теплый сентябрьский вечер  на мотоцикле разбился средний сын сестры жены Владимира. Он спешил на поминки брата.  Таисия побелела в одночасье.  Она с ужасом ждала 25 сентября в прошлом году и говорила, что что-то черное кружит над нею в эти осенние дни. Боялись за её рассудок. Младший сынок Костик оберегал мать, как мог. Тая на него готова была молиться. Два года она оплакивала всех родных и не могла успокоиться… А сегодня, 25 сентября, пришла телеграмма от соседей Таиссии, что  Константин умер от обширного инфаркта. А Тая находится в реанимации…
Завтра с утра они едут на похороны племянника. Дай, Бог, чтобы с Таечкой всё было нормально… «Проклятое число сентября…  А ведь именно в этот день, 25 сентября, была когда-то у них красивая свадьба… И Таечка была самой счастливой невестой военного городка в Сибири… Мы каждый год очень весело все вместе отмечали их праздник любви…»
 С момента последней встречи с Володей прошло уже три недели. А роковой день 25 сентября из семейной истории Владимира и его жены не выходит у меня из головы. Таиссия пока находится в больнице. Она почти никого не узнаёт. Часами смотрит на золотистые листья клёна, что видно из больничного окна, и тихо плачет вместе с осенними дождями, что почти не перестают лить в эти дни октября. Жена Владимира каждый день молится за усопших и ставит свечи за здравие своей единственной сестры Таиссии… Бог им в помощь…
Сегодня, в День матери, я тоже ставлю свечи за всех несчастливых матерей…

                15.10.16