Красный директор

Коршуниха62
Рассказ рабочего Владимира Николаевича Зимина (фамилия изменена)

В советские годы в школе мы изучали по литературе стихотворение В.В. Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». В нем говорится о подвиге дипкурьера, который погиб, защищая дипломатическую почту. Его именем назван пароход. Поэт с пафосом призывает советских граждан жить и работать с полной отдачей во славу Родины, как «Товарищ Нете», превращаясь «в пароходы, строчки и другие добрые дела.»

 В своей жизни в городе Арсеньева Приморского края я встретил одного из таких людей, о которых мечтал поэт. Это бывший директор машиностроительного завода «Прогресс», Герой Социалистического Труда Николай Иванович Сазыкин. В настоящее время после преобразования успешно работает Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» имени Героя Социалистического Труда НИ Сазыкина. Его именем названа улица в городе Арсеньева.

 С конца шестидесятых по 1975 год я трудился фрезеровщиком на заводе «Прогресс». В моей рабочей биографии это были самые яркие, незабываемые годы, когда в большой степени были востребованы творческие способности рабочего человека. Жизнь на заводе не стояла на месте, производство обновлялось, вместо непопулярных учебно тренировочных самолётов, по-народному названию «Пчёлка», начали выпускать прославленные боевые вертолёты МИ - 24.

 Я поступил на завод фрезеровщиком  в цех оснастки, где коллектив цеха с чистого листа делал макет вертолёта. С него начинался серийный выпуск. Работать было сложно, но мнтересно, я получил там самый высокий 6-й разряд.

Мы, работяги, гордились своим участием в создании вертолёта. Трудовой процесс был настолько хорошо организован, что напоминал пчелиный улей, где работа каждого влияла на общий результат.

Ритм задавал директор Сазыкин Николай Иванович. Теперь о нём можно многое узнать из интернета. В биографии поражает такой момент. Родился Николай Иванович в 1909 году в городе Баку при царской власти в крестьянской семье. В ту пору основные массы трудового народа были безграмотны. Октябрьская революция и советская власть открыли для простого народа школы, создали условия для получения высшего образования. Крестьянский сын Николай Иванович  Сазыкин окончил Московский авиационный институт, всю жизнь связал с самолёто строением. Участник Великой Отечественной войны, имеет боевые награды. С 1945 года до кончины в 1976 году работал на заводе «Прогресс», с 1959 года директором. Удостоен многих звания Герой Социалистического Труда и многих других высоких Правительственных наград.

Тогда об этом мы ничего не знали, директор по своей скромности себя нигде не афишировал, его образ мы, рабочие, создавали сами по догадкам, по его поведению, но главное, по его делам, он был всегда в гуще народа, как будто свой человек.

Мы считали его уроженцем этих мест, потому что, по слухам, его родня жила в приморской деревне. Директор ездил к ним в гости, там его угощали самогонкой. Он обратил внимание на допотопные рукомойники, которыми  пользовались селяне, и решил им помочь. Приехав  из гостей, директор дал задание инженерам разработать для сельских жителей удобный эстетический умывальник. Получилось неплохо: бачок  для воды, раковина, тумбочка для ведра. Всё делалиотходов нержавейки. Умывальники пользовались у населения большим спросом.

Директор был среднего роста, не худой и не толстый, лицо простое, «крестьянское». В будние дни не носил галстук. Скромная одежда и простота в обхождении с подчинёнными давали нам молодым, повод думать, что Сазыкин из приморских партизан, которые под Волочаевском сокрушили «Белой армии оплот», как поётся в песне. По нашим фантазиям, он мог быть «красным командиром.» Потом патриотов советская власть направляла руководить заводами, поднимать экономику страны. «Красные директора» многое сделали для укрепления обороны  страны, что доказала победа в Великой Отечественной войне.

 По молодости лет НИ Сазыкин не мог быть ни партизаном в Приамурье, ни руководителем завода перед войной. Свой вклад в «оборонку» он внёс в послевоенное время, На завод он поступил в декабре 2945 года, трудился до своей кончины в 1976 году. С 1959 года занимал должность директора. Это были у него самые плодотворные годы, связанные с выпуском вертолётов и другой дави техники. Но в рабочей среде мы называли его «красный директор.» Прежнего директора называли «свиноводом.» По слухам, в домашнем хозяйстве он организовал свиноферму, мясо продавал на рынке. Животных выращивали рабочие, которые зарплату получали на заводе. Дальнейших подробностей этой неприглядной истории я не знаю. 

НИ Сазыкин больше всего любил людей, высоко ценил свои кадры, которые «решают всё». Он не засиживался в кабинете, ходил по цехам, общался с рабочими, с пожилыми здоровался за руку. Он знал, что на заводе самая тяжёлая работа у станочников, относился к ним с особым вниманием. Когда у рабочего приближался пенсионный возраст,  он издавал приказ о переводе специалиста на более лёгкий труд при сохранении прежней зарплаты, иногда её повышал,  чтобы в будущем не пострадал размер пенсии.

Хорошо зная психологию людей, он замечал у  человека за станком плохое настроение, вроде и работает, но без огонька. Поговорили. Оказалось, семья прибавляется, жить тесно, надо искать работу в другом месте, где помогут с жильём. «Работай, скоро новый дом сдаём, получишь трёхкомнатную». И мы знали, что ему дали квартиру. Можно привести несколько подобных примеров. Без бюрократических «приёмных дней», по обстоятельствам, директор непосредственно у станка мог решать социальные вопросы в пользу рабочего человека.

Летом нынешнего 16-го года многие средства массовой информации рассказали о том, что  жена чиновника из Правительства страны за государственный счёт на самолёте возила за границу на выставку своих породистых собачек. Дожили!

Мне вспомнилось, каким справедливым и порядочным был наш директор, руководитель  многотысячного коллектива. На заводе в его личном распоряжении был самолёт, на котором николай Иванович вылетал в Москву по вызову Министра. Заранее вывешивалось объявление, в котором приглашали желающих бесплатно  слетать в столицу и вернуться этим же самолётом. В Москве, если оставались свободные места, диктор аэропорта по радио приглашала желающих лететь в Арсеньев, разумеется, вместе с директором. Такова была мораль у настоящих советских руководителей. Они не считали себя ни барами, ни господами, как сегодняшняя буржуазия, у которой нет никакой морали.

Однажды наш замечательный директор с бесспорным авторитетом, получил замечание. В цехе на собрании рабочие жаловались, что у них ночью из тумбочек воруют инструменты. Директор в молодости сам был рабочим, знал, как много значит для специалиста личный инструмент, собираемый не один год, которые иногда покупали за свои деньги. И он по-рабочему сказал: «Вы подкараульте вора и поддайте ему хорошенько, перестанет пакостить». Но у секретаря парткома было другое мнение:»Нельзя устраивать самосуд. Надо вызвать милицию, или принять другие меры, вплоть до увольнения.»
 Во всех других случаях директор не расслаблялся.
   Однажды при испытании вертолёта «потёк» припой в местах пайки. Срочно созданная комиссия проверила и установила нарушение технологии. При пайке детали необходимо тщательно обезжиривать спиртом, но в тот раз были нарушения. Директор: «Куда делся спирт, вам его выписывают по норме?» Монтажники развели руками: «Нам его не додали». Поняв, что горячительный напиток теряется по пути следования от склада до монтажной, НИ Сазыкин  распорядился: «К вам в монтажную сейчас привезут бочку спирта. расходуйте, как положено.»

С какой гордостью я вспоминаю, как на заводе осваивали выпуск первого вертолёта МИ-24, они ещё и сегодня летают даже за границей. Состоялось общеЦеховое собрание. Директор НИ Сазыкин сказал примерно такие слова: «Наше Правительство и военные допустили ошибку, используя вертолёт в бою, как вспомогательную  единицу, но это не так. Американцы во Вьетнаме широко использовали вертолёты в боевых условиях. Перед нами поставлена задача: в кратчайшие сроки начать выпуск вертолётов в большом количестве.»

Работа закипела. Организовали три смены: две из своих рабочих, третью помогли укомплектовать киевляне, они с нами из одного Министерства. Весёлые украинские ребята. Однажды НИ Сазыкин проверял работу ночью, а у станков народ пляшет. «Что тут у вас происходит?» - спросил директор. «Радуемся, смена закончилась, всё отлично получилось.»

- Хорошего вам отдыха!

Цех оснастки на заводе - самый главный. В нём мы делали макет вертолёта, по чертежам конструкторов  Детали фрезеровали с особой точностью, поскольку это был образец для серийного выпуска.

Процесс работы мне нравился. часто менялись детали, вносились поправки. Приходилось мозгами пошевелить, сделать приспособление. Однажды мне принесли болванку очень большого размера. Стандартные механизмы её не могли зафиксировать. Один рабочий предложил забетонировать основание болванки. За ночь бетон застыл, при обработке деталь держалась устойчиво. Работа над вертолётом помогла мне получить самый высокий профессиональный разряд.

При изготовлении макета возникла проблема с термообработкой. Без неё сварочные швы из-за своих неровности имеют свойство стягиваться, говорят, металл «корёжит», или металл «повело». На своём заводе не было условий для этой операций, не смогли помочь соседние заводы.. НИ Сазыкин не побоялся взять на себя ответственность, нашёл выход: на территории завода собрали деревянные  дощечки от ящиков, ненужные доски и развели костёр. Всё получилось. Позже в связи с переездом я работал на заводе
под Москвой, где руководители или инженеры боялись брать на себя любую ответственность.

Макет вертолёта мы изготовили за год и тут же начался выпуск вертолётов. Сначала работала одна линия, затем без задержки запустили вторую линию, планировали и третью.

Завод «Прогресс» обеспечил вертолётами Советскую Армию, хватало и на продажу. В последние годы вертолёты модифицируют, строят новые. Иногда по телевизору показывают наши первые МИ-24, которые я сразу узнаю. Им, наверное, 50 лет, а они летают в дальнем зарубежье. При виде их невольно охватывает радость, как будто встречаешься со своим прошлым, с прежним коллективом. Хочется сказать в духе В Маяковского: : «Здравствуйте, Николай Иванович Сазыкин! Как я рад, что Вы продолжаете жить в Ваших добрых, бесценных делах, которые прославляют СССР и Россию!»