5 мудростей моей бабушки

Евгения Торпачева
Из-за обрушившейся на мир войны формально бабушка не получила высшего образования, но ее смекалке, мудрости и такту могли бы позавидовать профессора университетов. И лично мне она дала гораздо больше, чем все мои дипломы.

1)Верить в лучшее

Сколько раз я прибегала к бабушке в слезах из-за всякой ерунды – плохая оценка, проблемы в личной жизни, поругалась с подружками… Приходила и с серьезными проблемами. Она наливала мне чашку чая, доставала самое вкусное в мире печенье, слушала.  А потом говорила:
«Все пройдет, все переживем! И вообще – это к лучшему».  Действительно, все прошло. И все проблемы, казавшиеся неразрешимыми, как выяснилось, были ступеньками к лучшему.

2)Всегда выглядеть ухоженно

Я не помню, чтобы видела бабулю «неприбранной». Всегда, как бы она себя не чувствовала, бабушка с утра надевала свежее платье с белоснежным воротничком, укладывала свои густые волосы в аккуратную прическу, красила губки яркой помадой, брызгалась духами. Бабушка была настоящей леди, несмотря на то, что родилась в деревне. И в свои «чуть за 80» еще ох как привлекала мужчин!

3)Действовать

Моя бабушка никогда не просиживала на скамейке с соседками, отпуская комментарии про «ужасную нынешнюю молодежь». Ей было некогда. Квартиру прибрать, в магазины сбегать, обед приготовить… А еще ведь нужно рассмотреть  новый узор для вязания, почитать Голсуорси, с дедушкой в карты поиграть, научиться готовить новое модное блюдо, разобраться с работой стиральной машины, сделать для детей подборку рецептов и оформить ее в виде книги, обсудить будущий ремонт… «Помирать собирайся, а жито сей», - говорила она.

4)Любить

Бабушка была соткана из любви. Любовь искрилась в глазах, в улыбке, в маленьких и таких сильных руках, которыми она обнимала до хруста костей. Любовь до последнего вздоха к мужу, детям, зятю, внукам, каким-то троюродным племянницам и совсем посторонним людям. Ни грамма эгоизма, ни слова осуждения – только любовь.

5)Не сдаваться

Пережившая войну и послевоенную разруху бабуля умела держать удар так, что никакой Рокки ей в подметки не годился. И этому научила меня. Что бы ни происходило – нужно собраться и выжить. Не стенать, не рыдать, не думать о том, что дальше, а спокойно делать необходимое. А на случай черных мыслей, одолевающих ночью, у бабули был крутой приемчик : «Представь себе лодку, положи туда свои проблемы и тихонько повторяй «Лодочка, плыви!»