Он человек простой

Эрик Петров
ЧЕЛОВЕК ОН ПРОСТОЙ

Об этом простом человеке до сих пор помнят в чукотском городе атомщиков, основанном когда-то, в конце пятидесятых годов прошлого столетия геологами, нашедшими здесь «золотой пояс».
Это было, говорят, еще в советские времена. В одной горной геологоразведочной партии Семен Сергеевич, как рассказывают, слыл мастером на все руки. Он и с перфоратором на штольне работал успешно, и плотницкими инструментами умело орудовал. Прибыв на работу в один из горняцких поселков, он не стал ждать очереди на получение квартиры, а соорудил сам себе домик под сопкой. И это был не домик, а прямо изюминка – в него он вложил всю свою душу.
Но этого ему показалось мало, и он построил еще и домик-теремок, как говорится, со всеми надлежащими причиндалами. Правда, только маленькие детки могли зайти в него. К нему они и зачастили вместе с воспитательницей. Каждому было интересно зайти в домик, но вдвоем в нем не разойтись, поэтому все терпеливо ждали своей очереди.
Возле дома Семена Сергеевича еще стоял стенд - тоже работа его рук - с социалистическими обязательствами горной партии. Видимо, это «творение» в горной геологоразведочной партии почему-то забраковали, а ему как-то жалко было с ним расставаться.

***
Все у Семена Сергеевича было хорошо, но один изъян все же был – он время от времени любил выпить. И этого народ, может быть, и не замечал бы, но каждый раз выезжая из Билибино на тот горняцкий поселок, что находился, по чукотским меркам, невдалеке от райцентра,  через каждые двадцать-тридцать минут после отправления автобуса его «разбирало». Был Семен Сергеевич культурным человеком, а потому в автобусе не распивал спиртные напитки – только за автобусом.
И еще беда, говорят, он «под мухой-то» сильно зацикливался на некоторых «прорехах» в деятельности Иосифа Виссарионовича. Ну, того самого, Сталина, и начинал вначале его костерить, а потом и всячески материть. Коммунисты и комсомольцы, как и было принято в те годы, несколько раз пытались высадить его из автобуса. Но Семен Сергеевич был умным человеком и начинал ругаться только тогда, когда Билибино было уже далеко позади. Он знал, что в тундре его все равно не высадят.
Этот его недостаток, а также употребление алкоголя, нередко имели негативные последствия и дома. Однажды его жена прибежала в контору в одних тапочках: муж дома уж больно буянит. В конторе было лишь несколько человек, поскольку рабочий день уже давно закончился. И вот начальник горной партии послал к дебоширу двух дружинников, приказав:
- Урезоньте его.
Но к их приходу входная дверь в домик была заперта изнутри, поэтому они постучали в ближайшее окошко. В ответ они услышали брань, а затем раздался выстрел, и соседнее окошко в мгновение осталось без стекол.
Дело стало набирать неприятный оборот. Поэтому начальник горной геологоразведочной партии, который был еще на общественных началах начальником добровольной народной дружины, позвонил в Билибино и попросил подмоги. Спустя некоторое время оттуда приехали пять милиционеров с пистолетами и с тремя автоматами. Они дали в руки начальнику горной партии мегафон и попросили последний раз поговорить с буяном. Но в ответ - снова выстрел в окно. Тогда домик оцепили. Отогнали любопытных и начали штурм домика со стороны сопки: с той стороны не было окон. Они время от времени увещали буяна через мегафон, а в ответ снова и снова – выстрелы. Под конец штурма смельчаки бросили в разбитые окна пару горящих шашек, буян сразу закашлялся и крикнул:
- Ну, черт с вами! Ваша взяла!
Семен Сергеевич выбросил в окно дробовик и с поднятыми руками вышел из домика.
Народ успокоился, теперь в поселке будет обеспечено полное спокойствие как минимум на пять лет. Об этом им сообщили приехавшие из райцентра милиционеры.
С тем и увели буяна к милицейской машине. Его даже не пришлось связывать – он настолько отрезвел, что сам залез в «черный воронок»…

***
В то время как раз подоспела крупная дата в жизни  страны. И в процессе следствия,  а что там особо-то прослеживать, и так понятно – виновата во всем пьянка, Семену Сергеевичу нашлась работа и в милиции. При его «захвате» милиционеры воочию заметили и оценили его талант в зодчестве. В общем, в милиции он оформил с десяток стендов, кроме того навел порядок и возле здания милиции. Там появилась художественно оформленная витрина «Их разыскивает милиция» и другие витрины, даже боковую стену здания разрисовал. И все это было сделано так красиво, со вкусом, с любовью.
Короче говоря, через месяц с небольшим Семен Сергеевич уже был отпущен домой: в его деяниях не нашли уголовно-наказуемого преступления, а стрельбу сочли за мелкое хулиганство. После этого он меньше стал пить дома, но вот в автобусе все так же продолжались его «концерты»…
В годы перехода к рыночной экономике и демократизации страны ликвидировали вместе с другими и этот славный горняцкий поселок. Семен Сергеевич, как и многие жители поселка, перебрался в Билибино. 

***
С тех пор прошло немало времени. И вот более десяти лет назад как-то я проходил по одной из улиц города Билибино. Мне, приезжему недавно из материка человеку, приятно и в то же время странно было увидеть возле одного из домов заботливо оформленный палисадничек. Его окаймлял  аккуратный заборчик, а в палисаднике благоухали цветы и  очень крупный подсолнух…
И я невольно подумал, что только чувствительная душа человека в городских, да  в наших тундровых условиях может с такой любовью  оформить палисадник. Я спросил у одного из жителей дома:
- Чьи это руки так заботливо потрудились?
Мне ответили с охотой:
- Золотые руки Семена Сергеевича.
Так я с ним и с бывшими жителями того горняцкого поселка и познакомился. А потом мы долго беседовали.
Уходя от Семена Сергеевича, я подумал:
- Только увлеченная и возвышенная душа в любых условиях может сделать возле своего жилья так, чтобы глазу и душе было приятно.