Позови меня, тихая родина...

Наталья Меркушова
    "Позови меня, тихая родина..."

      Много поэтов  взрастила  Сампурская земля. Особенно памятны те, чьи стихи публиковались в нашей районной газете. Конечно, все вы помните Евгения Шумарина, Владимира Осипова,  Юрия  Иванова. Почему я назвала именно эти имена? Да потому, что они   неустанно прославляли  место отчее.  А Евгений Шумарин создал цикл стихов о селах  нашего района. В каждом стихотворении он отразил всю прелесть природы каждого из них.
Есть ещё одни поэт земли сампурской,  земли тамбовской. Это Раиса Варварина. Под таким псевдонимом  публиковала свои  стихи Наталья Николаевна Добронравова в газете «Трудовая слава».  Мало кто знал, что это она, родившаяся в красивейшем селе Сампурского района – Текино,  окончившая Тамбовский педагогический институт, уехавшая по направлению в Ленинградскую область, и вернувшаяся на долгие годы снова на родину, и есть автор  стихов, наполненных безграничной любовью к родному краю, к своей малой родине – селу Текино. Природа, люди, чувства:  счастье, печаль, радость – всё в её стихах.
 Смотрите, как ласково и нежно вспоминает она  своё детство.

Мне дорог старый, добрый мамин домик.
Горит огонь в его печи.
Там отдают тепло с любовью
Старинной кладки кирпичи.

И сразу вспоминаются «свои»  кирпичи, которые не раз отогревали нас, окоченевших на морозе. А сколько красоты в её пейзажной  лирике.
Чудо земное в каждом из этих стихов.

И выглянуло солнышко с утра,
И бликами повсюду заиграло.
Зиме сменить пришла пора
Застиранное в клочья покрывало.

Это зимняя картинка. Что за находка – «Застиранное в клочья покрывало»!
И действительно, это так, к весне снег уж  не кажется белым и пушистым, и снежное покрывало именно такое, как пишет Наталья Николаевна.
Много пишет она  о реке Цне, голубке Цне. В районе села река украшена  стоящими по берегам ивами. И придонные травы колышутся, как будто песни поют «Текинские девчата».

Вода в реке еще рябит,
Осоку жухлую качая,
Природа словно замерла.
И только Цна еще живая.

Текино. Кто был в этом селе, конечно, заметил красоту окрестностей.  И знает, какой необычайно талантливый народ живёт здесь.

Здесь - на березовой меже
Между рекой и полем
Цветет цикорий голубой,
Красою с небом споря.
…Поет с надрывами гармонь
«Текинские страдания».
Кого-то вновь зовет она
На тайные свидания...

И много  ещё прекрасных стихов о  красотах родного села у Натальи Николаевны. Обо всех не расскажешь в маленьком формате статьи.
Сильны у неё  патриотические стихи. Всей душой откликнулась  она на открытие памятника погибшим воинам  в родном селе.

Здесь нет могил — фамилии одни:
Чьи-то отцы, мужья, сыны и братья.
Сумевшие ценою жизни снять,
Проклятые фашистские объятья.

И про Книгу Памяти есть у неё строки, пронизанные болью, и радостью, что есть она, эта Книга.

«Никто не забыт, и ничто не забыто»...
Жаль, память людская слабее гранита.
Стань, Памяти книга, потомкам открытой,
Герои страны не должны быть забыты.

И конечно, есть у неё  много проникновенных строчек о любви. Она пишет и о ней разной:  о счастливой, и не очень. Это жизнь, в  ней всего намешано: горькое и сладкое, не разобрать иногда, что  печаль, а что радость. И всё это жизнь, и всё это в стихах Натальи Николаевны.

Позови меня только,
Я тебе отзовусь.
И в закрытые окна
Свежим ветром ворвусь.
Подарю тебе счастье,
Всю себя подарю.
Я тебя, как и раньше,
Безнадежно люблю.

И ещё одно, не менее эмоциональное и сильное.

Над собой совершу самосуд -
На эмоциях и без закона.
В этой жизни ошибки мои
Мне близки, а не просто знакомы.
Черновик порвала. И забыла
Все, что было когда-то со мной.
Говорят, без ума я любила
Одного в грешной жизни земной.

Как трогательно, что в  нелёгкие минуты  просит она  поддержки родного края.

Утоли мои печали,
Мать — Тамбовская земля.
Одного всегда хотела,
Чтоб счастливою была.

Чтоб не ставили условий,
А любили вот такой:
Не богатой и не знатной,
И к тому ж не молодой.

И снова я хочу рассказать  вам, как хороши её  стихи о деревне.

Пахнет мятой, парным молоком,
Сеном пахнет и зрелым зерном.
Теплым зноем исходит земля —
Пахнет домом деревня моя.

И ещё:

Отдыхая, чуть шепчет река,
Вся в веснушках от звёзд золотистых.
Словно хлеб, вкусен воздух душистый...
Раздается в тиши до утра: Спать пора,
Спать пора, спать пора…

Читать бы и читать эти строки, бесконечно, как  пить родниковую воду, парное молоко, как  смотреть на звёзды…
И смотреть её глазами на чудесную картину  будущего.

Люблю смотреть, как солнышко встаёт,
Как мама-лошадь нежит жеребёнка.
Как мимо женщина идёт,
Та женщина, что вскоре ждёт ребёнка.
И как она красива, видят все.
В глазах любовь огромная таится
К тому, кого на свете еще нет,
К тому, кто в скором времени родится.

Пишу, и радуюсь, что есть такие поэты, строки стихов которых наполнены всем, что желает для себя каждый человек: добрым светом любви  к людям, к родному краю, к каждой травинке.
И неизбывной любовью к родному краю, давшему жизнь, давшему силу,  и чудесные строки стихов.

По запаху полыни узнаю,
По шелесту березок понимаю.
Тамбовщина! Родимая моя!
Своей любви к тебе я не скрываю.

Статья в газете "Трудовая слава". 27 июля 2016 г.