Чудь и чудские древности

Любовь Царькова
Реферативно и на правах версии, моё личное мнение по заинтересовавшему вопросу.

В эпоху мезолита (VII- III тыс. до н.э.), неолита (V- III тыс. до н.э.),  неолита-бронзы (с III тысячелетия до н.э.)и до IX века н.э.  на Севере и в Заполярье, в частности,  жило население, от которого осталось множество стоянок со шлифованными орудиями (топоры, долота, пилы) и предметами для их изготовления, наконечники стрел, дротиков, ножи, скребки  и пр. Материал: сланцы, песчаник, гравелит, яшма, кварцит,  кремень. С раннего железного века (VIII в. до н. э – нач. V в. н.э.) распространяются, как более надёжные, железные орудия.

 Аборигенное население Большеземельской тундры (и всего Севера) в средневековье (конец I – первая половина II тыс. н.э.) – чудь, охотники на дикого северного оленя и морские зверобои (заполярная археологическая культура). Нет сомнения, что эта культура чудского круга была по обе стороны Урала и имела прочные связи с прилегающими с юга территориями, в частности, с Пермским краем (единый "звериный стиль" культовых предметов и украшений).

Непосредственно в Большеземельской тундре найдены городища (Ортино, Усташа на Гнилке) с остатками регулярных построек, крепостными стенами, фрагментами кольчуг из железа, гвозди и др. предметы; тигли для плавки металлов и пр.; керамика, металлические украшения.

 «Повесть временных лет» перечисляет народы Северо-Запада: «…Русь, Чудь и все языцы: Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Угра…». Готский историк Иордан сообщает, что ещё в VI веке славянские племена имели торговлю с югрой, занимавшей в то время северные земли по обоим склонам Северного Урала, а также с другими обитателями этого региона. Русские летописи отмечают, что  в IX веке печора и югра (племена чудского круга) находились в зависимости от киевских князей и постоянно платили им дань. Аборигенное население низовий Печоры в русских летописях именуется печера. С печерой (печорской чудью), как и с другими народами, перечисленными в летописи,  Русь веками наладила прочные культурно-хозяйственные связи.

 Пришедшие на Север с Саянского нагорья самодийцы (ассимилировавшие аборигенов Севера и ставшие ненцами) называли их сихиртя. «Малый ледниковый период» на Севере (начало в 1300 г.) подорвал хозяйственную базу существования аборигенных народов, приход кочевников лишь усугубил гибель племен печеры (сихиртя) и югры, по сути «выдавив» их с обжитых территорий. Так и появились ненцы. О влиянии культуры доненецкого населения на язык и традиции ненцев не пишут, однако очевидно, что в ненецком языке появились слова, не свойственные пришлым самодийцам: арка (большой), няръян (красный), хаяр - солнце, харп - северное сияние, баский (красивый), яра (песчаный холм), урман («таёжные урманы» – волнообразный рельеф местности), ворга (дорога в тундре) и пр. Это древнерусские слова, имеющие аналоги в санскрите. Пласт ненецкого фольклора (эсхатологические мифы, а также легенды про героев в железных малицах, умеющих летать) – наследство от чуди. Одежда ненцев стала запашной и с капюшоном, заимствовали и многие орнаменты. Во внешности тоже произошли изменения: не так уж редки голубые глаза; один из ненецких родов носит имя Вэли («светлые»).

Прикочевавшие в Заполярье ненцы унаследовали древние чудские святилища (на Вайгаче, Море-ю и др.)

 Отметим, что аборигены Севера, чудские племена, жили осёдло в домах полуземляночного типа, владели ремёслами и искусством обработки металлов. Так они добывали и плавили руду на Цильме (медь, олово, серебро, золото) и др. местах. Бронзу получали, выплавляя из  касситерита (Средний Тиман)  на огне костра олово. При добавлении олова к расплавленной меди – получали бронзу.
Из цилемских рудников, кстати, за всё время их существования добыто 50 миллионов тонн медной руды. Это громадная цифра. Доктор геолого-минералогических наук А.А. Малахов считает, что в древности значительная часть этой меди транспортировалась в Грецию (месторождений меди в Средиземноморском бассейне нет, однако в Афинском музее –  огромное количество изделий и гигантских скульптур, отлитых из чистой меди и бронзы). Как выяснилось, южане-иностранцы владели информацией: где искать старые северные рудники при их повторном «открытии». Отметим также, что после закладки на Цильме рудников и плавильных печей в конце XV в.,  в Москву на монетный двор пошла выплавляемая здесь руда. Начали чеканить монету из своего серебра и золота. С того же времени известно о месторождениях нефти на р.Ухта (правда, первый в России нефтяной промысел открыт там с середины XVIII в.)

Кем же было доненецкое население (чудь, чудская печера, югра) по этническому составу? Поскольку доказано, что самый древний пласт гидронимов на Севере (включая Ненецкий округ) – санскрит (язык, очень близкий к древнерусскому), напрашивается вывод, что печера и др. племена говорили на языке, близком к древнерусскому и принадлежали к балтийской белой расе. Из грамот новгородских и московских князей явствует, что ватаги сокольников ходили (задолго до основания Пустозерска) за ловчими птицами на Печору, Канин и Белое море, край был хорошо знаком. Фрагменты русских топоров XI–XIII вв. обнаружены на месте святилища на р. Гнилка в р-не Пустозерска. Попали они туда в результате меновой торговли с печерой. Само святилище (и укреплённое поселение Усташа рядом) действовали в VI–X вв. н.э., однако и после XIII в. (когда в печорских тундрах произошла смена населения: исчезли племена печера и пришли самодийцы) они являлись традиционной зоной этнокультурных контактов.

Ортинское городище-крепость племени печера мысового типа на правом берегу Печоры – с многорядовой системой укреплений, с наземными жилищами регулярной планировки по культурной традиции схоже с городками обских угров VII-XIII вв., обнаруженных в междуречье Конды и Оби. Вещевой материал: большие кузнечные клещи (напоминают клещи из Старой Ладоги) и фрагмент глиняного тигля со следами металла, железные ножи, железные наконечники стрел (аналогичные новгородским того же периода), костяные наконечники стрел; железные дужки от котлов, кресала, гвозди, фрагмент лезвия топора; керамика и керамические тигли, разнообразные украшения (бронзовые и серебряные подвески и др.) и пр.

Средневековый производственный комплекс по обработке чёрного и цветных металлов в Ортино уникален для тундр восточной Европы. Принадлежал он племенам печеры (идентифицируются с сихиртя), с которыми столкнулись военно-промышловые ватаги из Ладоги и Новгорода, когда достигли Нижней Печоры на рубеже X- XI вв.  Отметим, что, судя по археологическим находкам, печера ни с кем не воевала. Вероятно, древний этнос находился в стадии гомеостаза (по Л.Гумилёву), поэтому так легко дал себя ассимилировать пришедшим в тундру кочевникам. А чудские пассионарии давным-давно, столетия назад, ушли в другие края.

Выяснилось, что «чудья» на санскрите значит – ЧУБ, ХОХОЛ, ОСЕЛЕДЕЦ, то, что до сих пор носят в Индии брахманы. В индийских домашних обрядах существует даже такой термин – «чудья карна», т.е. стрижка чудьи (карнать чудью), оставление этого самого хохла. Оселедец-чудью носили наши запорожцы (из старых воинов: "Выстригти оселедец — это значит стать под Батькову заповедь.."), а в древности – князья и их свита (Святослав, князь Игорь и иже с ним); варяги и викинги. Да ещё дали имя целому северному этносу - чуди. Старый обычай ариев: через волосы (космы) идёт энергия от космоса -http://www.proza.ru/diary/severinapolar/2016-07-27.

 Галлами, жителей, проживающих на территории современной Франции, прозвали римляне. С латинского это слово переводится как «петух».
Славяне, по описанию средневековых авторов, отращивали на голове длинный клок волос, известный у нас как хохол, чуб, или ПЕТУШОК.
Это делалось для того, чтобы, по их верованиям, бог смог вытащить за волосы душу умершего и отнести ее в рай.
Перун, изображался с таким чубом на голове, что можно увидеть на миниатюре Радзивиловской летописи.

До принятия христианства на Руси её жители носили усы и длинный хохол, или чуб, на голове. Вот вам описание Святослава Игоревича византийскими авторами.
По их словам он выглядел так:
«… голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства".

Упоминаемый в древних хрониках, участник Троянской битвы, царь «чубатых» Рес также является героем некоторых древнегреческих мифов. Поэтому, можно сделать вывод, что галльский чуб является косвенным доказательством их родства со славянами, также носившими «хохолок».

Интересно, что индейцы-ирокезы голову гладко брили, оставляя лишь на затылке завязанный в тугой узел клочок волос.
 
На Севере среди местных голубоглазых русских (печорских поморов, считающих свои корни новгородскими), нередка фамилия Чуклин (чук-лайн, человек чуди). У коми обычная фамилия – Чупров (вспомним «чупрына» – «чуб» на украинском). Чубы-хохлы - от ариев, у всех общие корни.
***********

О чудских курганах: "Напротив Холмогор, на Кур-острове (родина Ломоносова), археологи обнаружили «Святую рощу» (Куростровский Ельник), являющуюся по преданию местом чудского капища, посвящённого богу Йомале. Несколько холмов были насыпаны на затопляемой пойме Северной Двины ещё чудью. На них стояли святилища, а потом построили православный собор и часовню."

Версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Уточнение: чудь - потомки той части древних ариев, которая осталась на Севере и Урале после ухода пассионарного корпуса древних ариев на юг около 4 т.л.н. (индоарии, ираноязычные и др).

    В Малую Азию около 3.9 тыс.л.н. приходят хетты,      основой могущества которых являлись боевые колесницы [поставили      на поток производство железа:запекали гётит вместе с древесным углём в печах. Создали государство,      гербом которого был двуглавый орёл, позаимствованный потом Византией].
    На территории Северной Месопотамии около 3.6      тыс.л.н. возникает государство Митанни, цари которого носят индоиранские      имена, а войско владеет высокой техникой коневодства и колесничного      боя.
    В середине II тыс. д.н.э. в Индию приходят      индоарии, основой могущества, которых являлись боевые колесницы.
    Во второй половине II тыс. д.н.э. в Иран приходят      авестийские арии». –      превосходный контент.  Или https://asakharov.wordpress.com, а также - https://asakharov.wordpress.com/



#чудь #сихиртя #чудья