Русский Тарзан

Алекс Суханов
 


Рассказ

Сиднейская газета «Горизонт» № 39 перепечатала из Культурологии небольшую заметку с броскими фотографиями под названием «Русский Тарзан», который 60 лет прожил среди австралийских аборигенов».
Если не принимать во внимание явную сенсационность заметки, то по довольно скудному тексту очень трудно понять, почему молодой и способный мужчина в 25 лет добровольно убежал от цивилизации в джунгли северной Австралии и жил один, общаясь только с местными аборигенами.
Он был прекрасным спортсменом-десятиборцем и даже претендовал на место в олимпийской команде Австралии на Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне.
И вдруг вместо Олимпиады - бегство сначала в Новую Гвинею, а затем в джунгли Квинслэнда.
В чем причина такого необычного поведения?
Заметка в газете не дает на это ответа.
И я решил провести собственное расследование.
Нашел несколько статей на эту тему в разных местных газетах и стал сопоставлять факты и события.
Так получился этот рассказ-расследование о жизни Русского Тарзана по имени Михаил Фоменко.
Миша родился в Грузии в 1930 г. у бывшей принцессы Елизаветы Mачабелли, члена дореволюционной аристократии, и чемпиона спортсмена Даниила Фоменко, преподавателя университета. В конце 1930-х годов семья рискует всем, чтобы убежать через русскую границу в Китай, а затем в г.Кобе в Японии, где Миша возглавлял банду мальчиков-беженцев, участвующих в кровавых боях камнями с японскими юношами.
С началом войны в 1941 году семья снова бежала, теперь уже в Сидней, где отец Даниил Фоменко стал учителем школы и успешным радио-комментатором военного времени.
А сын Миша сразу почувствовал отчуждение в связи с языковыми трудностями и мытарствами беженцев, чувствовал себя аутсайдером в жизни и - по словам отца - начал видеть себя персонажем из Одиссеи Гомера -  этого греческого эпоса о выносливости и отчуждении.
Это был отец Даниил, который познакомил его с Одиссей Гомера, ставшей образцом для его жизни.
"Я понимаю поиски Миши" - сказал Даниил Фоменко до своей смерти в 1960 году - "потому, что его жизнь и опыт олицетворяют большую трагедию современной жизни».
Сильный и красивый, Михаил выигрывал награды как десятиборец и ему прочили место в австралийской сборной на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне.

Но к тому времени, к ужасу матери, он уже убежал из семьи в джунгли Квинсленда, подражая страннику, воину и спортсмену Одиссею. Он возвращался периодически ради своей подруги, а затем затерялся навсегда в тропических дебрях Кейп-Йорка, чтобы поклоняться '' богу природы ''.
 
Он жил среди аборигенов, убивал крокодилов и диких кабанов с помощью мачете (а не голыми руками!, как написано в заметке Горизонта), сделал сам каноэ и чуть не умер от голода во время плавания в одиночку от Куктауна до Мерауке в бывшей голландской Новой Гвинеи ( это около 600 км).
Его отец организовал обширный поиск Михаила, потерянного в море в течение нескольких месяцев, а затем и его репатриацию из Мерауке в Австралию.
Там Михаил впервые был назван '' Тарзаном '' детьми, которым он оказывал поддержку в проливе Торреса – так эта кличка к нему и пристала.
Даниил Фоменко был сторонником своего сына и сопротивлялся мольбам жены, чтобы принудительно возвратить Михаила домой.
Но после смерти Даниила в 1960 году, его жена Елизавета Фоменко была убеждена, что Михаилу нужна '' помощь '' после того, что он совершил.
В 1964 году '' дикий человек из Кейп-Йорка ''- Михаил был загнан в болото полицейским на коне и арестован за бродяжничество и непристойное поведение (и что он носил самодельную набедренную повязку), а затем был признан невменяемым и заперт в психиатрическом учреждений, где был подвергнут принудительному лечению и электрошоковой терапии.

Вскоре после того, как он был освобожден в 1969 году, Михаил снова исчез в своих любимых джунглях. Он возвращался в Сидней только два раза, в последний раз в 1988 году на похороны своей матери.
Незадолго до смерти Елизавета Фоменко рассказала дочери Нине - одной из трех сестер Михаила, что она была не права, положив его в больницу.

'' Она сказала, что ей его очень жаль, – вспоминала Нина в 1998 году, - Печально то, что если бы не это принудительное «лечение», Миша бы, возможно, вернулся и поселился бы вместе с ними. Я думаю, что он убегал от той части себя, которую люди не могли понять, но была еще и другая часть, которой бы хотелось быть обычным мужчиной с газонокосилкой и женой. ''


В 1985 году фотограф Артур Мостед наткнулся на Тарзана, когда разбил лагерь у входа в реку Блуфельд к югу от Куктауна. Местная женщина указала на него, и он встал из грязи и они познакомились и формально пожали друг другу руки.
"Меня зовут мистер Фоменко" - сказал Тарзан. Он носил только шорты и его мощное тело было темное от въевшейся грязи и копоти.

Когда наступила ночь и завизжали попугаи, Тарзан разделил кока-колу и шоколадные батончики, купленные в местном магазине на его пенсию по инвалидности, и заговорил хаотично о своих приключениях, сожалений и планах.
 "Как Сидней, как сейчас? Я скучаю по нему. Да. Я скучаю по танцам. Танцы и вечеринки. Но я такой авантюрный здесь ... и я много путешествовал, в основном, в моем каноэ. И ... и ... Я еще очень молод! ... Я узнал много способов лечения болезней. В будущем, если не будет ничего другого хорошего, я мог бы стать врачом ... у меня было много занятий самоанализом. Но ... Я не говорю, что я буду жить так, как сейчас, всегда. Я мог бы вернуться в город, а сюда вернуться позже. Я до сих пор совсем молодой, вы знаете ".

С грязью на его коже и всклокоченными пучками волос на голове, из его ушей и носа, как у аборигена, этот отлично воспитанный отшельник настаивал, что никогда не слышал термина '' ядерная война '' и был шокирован, узнав, что пловец-чемпион и исполнитель роли Тарзана - Вайсмюллер умер.

Он признался, что боялся близкой смерти в открытом море, но ( '' Я не капитулировал! '').
На вопросы: А почему он сбежал из Сиднея? ( отвечал, что был маленьким мальчиком ... просто глупый маленький мальчик искал природу);
- о женщинах - ( '' Я восхищаюсь женщинами ... но девочек трудно получить в любое время, но, хорошо ... Я занимался любовь ... У меня было две или три девочки, это просто немного '');
-о болезнях ( '' Есть разные способы ухода за собой ... но самое лучшее это упражнение, если у вас есть мужество. Это требует смелости в отношении вещей, которые я делаю '').

'' Я могу идти домой в любой момент. Я мог бы. Я ещё совсем молодой ... в будущем, меня могло бы удовлетворить быть врачом ... это то, чему я всегда хотел учиться. Я чувствую, что я мог бы быть полезным в качестве врача'' – сказал он на прощание.

Однажды сестра Нина отправился на север, чтобы посетить брата, которого  она не видела более 10 лет. Но когда она нашла его бегущим по пустому пляжу и попытался обнять его, он не узнал ее, говоря: '' 'Я должен делать свои упражнения! »- Потом оттолкнул ее и убежал.
Нина оставила ему запись о себе на доске на пляже и в конце концов она встретилась с ним под деревом, где он жил.
Они провели несколько дней вместе, прежде чем он внезапно исчез.
Нина умерла в 2008 году.

В 1990 г. Тарзан- Фоменко изменил свою базу южнее города Кэрнс, где он жил после того, как прибыл на север впервые.
 
Местные жители привыкли видеть его один раз в 2 недели, бегущего вприпрыжку по шоссе между Бабинда и Кэрнс с мешком от сахара на плече. Он заходил в банк, получал своё пособие, закупал некоторые продукты (включая, свой любимый белый шоколад и батончики) в магазине и возвращался в джунгли или другие уединенные места.
 Тарзан стал жить во время тропических мусонных сезонов в пустых зданиях и дешевых гостиницах, возвращаясь к своим местам в джунглям только в зимний период, когда было ещё тепло и не было ливней. Он не строил никаких хижин или шалашей, а ночевал прямо на подходящих деревьях.
Он теперь в свои  80 лет - стал живой легендой Австралии. О нем писали  в книгах, пьесах, посвящали песни, документальные фильмы и бесчисленные статьи. Он почитался аборигенами и изучался школьниками.
Его преследовали потенциальные биографы и восхищались обычные местные австралийцы штата Квинсленд.

Водитель- курьер Гарольд Юнг, пожалуй, самый заядлый и преданный Михаилу Фоменко. Он знает о нем много и охотно рассказывает:
'' Вы имеете в виду Тарзана? '' как говорят, или, '' Старый парень с сахарным мешком? ''
'' Я потратил сотни и сотни часов в поисках Михаила,- говорит он весело -А иногда, даже когда я его находил, он не говорил со мной. Я видел, где он обычно живет среди корней гигантского дерева, но у него свой собственный мир, и каждый раз, когда я его вижу, все  начинаю с нуля. ''

'' Я не знаю, про то, что такое навязчивая идея, '' говорит Юнг в своем доме в Кэрнс, где целая комната посвящена материалам о Тарзане, - Я просто всегда интересовался людьми, которые не совсем вписываются в нормальный мир. ''

Он однажды заметил, что  Фоменко спит под мостом.
'' Я не стал будить его, '', добавляет он благоговейно. '' Майкл действительно ненавидит, когда его будят. Но когда я приезжаю с кока-колой  и любимым белым шоколадом Тарзана, то мы становимся ближе ''

Но я знаю, что он думает. В 1985 году я спросил Фоменко что, если бы он мог вновь пережить свою жизнь, он сделал бы все по-другому?
Он скривился.
'' О, я бы постарался отмыться и быть очень совершенным ... '' сказал он под визг гнездящихся птиц,- '' Но я думаю, что я бы до сих пор не  покинул  город. Хотя в настоящее время Сидней такой красивый, я мог бы остаться ... Во всяком случае, я мог бы еще вернуться, даже сейчас. Как я уже сказал, я совсем молодой. ''
Он рассказывал, что не забывал свою мать и как он послал ей бивни кабанов, чтобы дать ей знать, что с ним все хорошо.
Но время летит.
Где он сейчас?
И вот новость: Тарзан – Михаил Фоменко был неожиданно найден.
Оказалось, что он живет в доме для престарелых в Гимпи в Квинсленде.
Михаил Фоменко, или более известный для Крайнего Севера Квинсленда, как Тарзан - легенда Кэрнса.
В последние годы своей жизни, он часто появлялся на шоссе возле Иннисфайл, неся мешок, посещая местные магазины, чтобы запастись продуктами, и некоторые местные жители помнят его и были рады поделиться своими закусками.

Но вдруг, где-то в конце 2012 года, он исчез.
Интернет форумы были полны сообщений от жителей, обеспокоенных тем, что случилось со старым отшельником.

Наконец, газета Cairns Post сообщила, что г-н Фоменко жив и счастлив в доме для престарелых в г. Гимпи, штат Квинсленд.
 Бывший врач больницы в Гимпи д-р Вахба лечила  г-на Фоменко в конце 2012 года, и потом передала его в дом престарелых.

Д-р Вахба сказала, что  г-н Фоменко пытался сходить в Сидней, чтобы навестить свою сестру, но он заболел по дороге.

"Было трудно для него, чтобы идти дальше," -сказала д-р Вахба.

"Он является человеком, который не говорит очень много. Он сильный человек, так или иначе ".

Медсестра говорит, что г-н Фоменко теперь прикован к инвалидной коляске, но в остальном счастлив и здоров.

"Он не может ходить, но он очень мобильный, он вполне самостоятельный в инвалидном кресле," сказала медсестра.

"Он очень счастлив здесь, он не общается ни с кем, он- одиночка, но он счастлив и доволен здесь."

У Михаила Фоменко были две другие сестры, чье местонахождение было неизвестно. Тарзану предложили, чтобы попытаться найти оставшихся в живых членов семьи через Армию спасения, и он согласился. Но когда ему собрали необходимые документы, и попросили подписать их, он изменил свое мнение. Теперь он состарился и проводит большую часть времени один в своей комнате.

Прошло 4 года с тех пор, как Тарзана –Михаила Фоменко поместили в дом для престарелых в Гимпи. Что с ним сейчас?
Чтобы закончить свой рассказ-расследование, я решил позвонить в этот дом для престарелых в Квинсленде и узнать, как он там – жив ли-здоров.
Но не всё так просто, как мне казалось.
Позвонил в приёмную Куинда дом для престарелых в Гимри, Квинсленд. Дежурная выслушала меня, просила подождать немного, а потом ответила, что никаких комментариев не даст, а лучше позвонить его сестре.
Какой сестре?
Сестры Нины уже нет в живых, а две другие неизвестно где.
Потом я понял, что это австралийский закон о конфиденциальности в действии.
Никаких выводов расследования  я тоже делать не буду.
Как говориться судите сами, прочитав этот рассказ.
Интересно узнать ваше мнение о судьбе этого человека по кличке «Русский Тарзан».

(из книги "Австралийские Истории", которую можно скачать здесь: