Мрачный косарь

Елена Де-Бовэ
Иду вдоль дачных домов и вижу мрачного косаря с зеленой газонокосилкой, в 6ейсболке, надвинутой на глаза. Он заметил меня (это видно по его напрягшейся шее), но старательно делает вид, будто никого нет. Для этого ему приходится постоянно держаться ко мне спиной и, по мере моего продвижения вдоль его газона, старательно регулировать своё положение. Косарь угрюмо демонстрирует мне своё увлечение процессом работы, но, в действительности, скрупулёзно фиксирует каждый мой шаг.

Косарь – давний мой сосед, с которым мы живём бок о бок уже много лет. И все эти годы он каждодневно демонстрирует мне свою «слепоту». Зачем он это делает? С единственной целью – чтобы не здороваться.  Процесс приветствия представляет для него ощутительную нагрузку и потому лицо его почти всегда мрачно, а веки опущены.

- Доброе утро! – кричу я и машу ему рукой.

Он медленно поворачивается и делает вид, что «заметил» меня. Створки его губ со скрежетом раздвигаются и я наблюдаю, как из его адских усилий рождается еле слышное «ссст». В очередной раз гора разродилась мышью.

Таких людей становится всё больше, и я думаю, что именно их мрачный лик, словно вытесанный из серого булыжника становится символом русского человека как национального типа.

Моя соседка по площадке, завидев меня, привычно скользит взглядом мимо, словно я – пустое место. Эта демонстрация презрения также тянется несколько лет. Другому моему дачному соседу по имени «роман» для того, чтобы «не замечать меня», пришлось выучиться передвигаться по древнеегипетски, неизменно демонстрируя мне свой профиль даже в том случае, если торс  развернут в мою сторону.

Везде я встречаю таких мрачных людей, которые, кажется, ненавидят весь мир. Но это – не враги. Это – обычные люди, замкнувшиеся в себе, и, противопоставившие себя миру. И, если кто-нибудь после этого скажет мне, что русский человек коллективист – я рассмеюсь ему в лицо и укажу на «мрачного косаря», которого можно видеть повсюду.

Русский человек аутичен и сейчас он, как никогда, загнан в наиболее опасные свои глубины. А ведь приветствие – это самый примитивный «жест», которого требует от человека общество. Он означает обмен базовой информацией, которая должна уплотняться в результате каждодневного постоянного повторения. «Ты человек – и я человек. Я тебя вижу. Мы – одной крови и я желаю тебе добра!»

Традиции, как известно, укрепляют общество и не дают ему рассыпаться в пыль. Если упраздняется приветствование друг друга, то это значит, что распадаются последние устои социума и подступает дикость. Но даже в звериной стае животные приветствуют друг друга. Отчего же люди опускаются ниже их?

 Русские люди, только по форме мнящие себя европейцами и представителями буржуазного общества, по сути, утратили основы и ведут себя, как дикари. Они не понимают простых вещей, а именно – что общество надо не уничтожать, а поддерживать, ежедневно возобновляя его простыми действиями, как это до сих пор происходит в Европе, где люди, разговаривая друг с другом, улыбаются, обмениваются приветствиями, в то время, как в России идёт бесконечная и бессмысленная война «понтов».

Да, вот у нас так…  А как «у них» там - на «диком Западе»? Читаю у Брэдбери в романе «Вино из одуванчиков» описание обычного летнего утра с участием “косаря”-газонокосильщика - соседа главного героя, который ПРОСТО ТАК (наверное, сдуру, как подумали бы многие русские люди!) решил привести в порядок соседский газон.
«Дедушка встал, подошел к окну и высунулся в ласковый солнечный свет Так и есть: Форестер, новый жилец, молодой газетчик, как раз заканчивает ряд.
- Доброе утро, мистер Сполдинг!
- Так её, хорошенько, Билл! – с жаром крикнул дедушка и вскоре уже сидел внизу и уплетал, приготовленный бабушкой завтрак; широкое окно было раскрыто, и жужжание косилки словно подпевало завтраку».