Дверь. 2

Ольга Фер
     Думаю, поскольку мистические представления о строении мира сохранялись многие века, даже после развития науки и медицины, только урбанизация городов и развитие техники в 19 веке вынудили людей искать методы сокрытия жидких отходов как своей жизнедеятельности, так и отходов развивающихся, при развитии капиталистического строя, промышленных предприятий. Постепенно стали уходить в прошлое такие специальности как трубочист, гасильщики фонарей, появились первые дворники и сантехники. Появились трубы, и отходы стали скрываться под землей. А с изобретением телефона появилась необходимость куда-то, в более-менее сокрытое от глаз вандалов место, прятать километры кабелей. Исходя из последнего, вероятно, длительное время люки изготавливались тяжелые, из чугуна.
     Однако, побороть природные, веками длящиеся суеверия о существовании потустороннего мира, оказалось не так просто. Как ни парадоксально, гораздо удобнее верить в что-то, чем познать и перестать бояться. Такое положение вещей сохраняется и поныне. Неспроста суперавангардные романы и кинофильмы про потусторонние неведомые силы обязательно касаются различных "выходов на поверхность". Одним из таких выходов нечистой силы является канализационный люк.
     Пальма первенства по люкам принадлежит Японии. Возможно вследствие наибольшей суеверности жителей Востока и Азии. Япония подошла к вопросу не только практично, но и художественно. Люки их городов различные, живописны, раскрашены как мозаичные картины. Люки сейчас можно встретить и разной формы и модификации и различного художественного дизайна - от банального изображения какой-то профессии до целых национальных картин.
      Россия особо не мудрствует, преобладающее большинство люков исполняют лишь свое предназначение, однако, кое-где тоже проявляется вкус. Например, в Калининграде попадаются люки в виде шахматной доски. Интересны как история люки тех городов, где остается памятная надпись, например, к юбилею города или какого-то его события. Вспоминаются старые советские кинофильмы,обращали когда-нибудь внимание? нет? Часто в простых фильмах нет-нет, да, и всплывает, оставаясь в памяти год, который ненавязчиво указан на афише кинофильма или в газете, которую герой читает и т.д. Также и с люками. Такие люки имеют историческое значение и интересны коллекционерам.
     С развитием станций метро люки приобретают художественность и в России - и в виде надписей, и в виде оборотной стороны монеты, и копией двуглавого орла, и даже картины с изображением исторических персонажей.
     Россия, такая страна интересная, если что-то ей понравится, она "в лепешку разобьется", но переплюнет всех, увлеченная, с долей юмора, так сказать. Пришло кому-то в голову увековечить профессию сантехника и понеслось. Памятники, из-за экономии места стали "водружать" прямо на канализационном люке - и память и люк. И "Отдыхающий сантехник", и "Слесарю-сантехнику", причем в каждом городе свой, в своей оригинальной позе и со своим именем, и целые композиции - памятники водопроводу, "Водопроводчик", сидящий на трубе, памятник "водовозу" и прочее, прочее, прочее.
     Чехия и Чехословакия также. Когда Марианна первый раз попала в Чехословакию, с третьим городом обратила внимание на живописность люков. Строгая простота, с четкой пометкой оригинальности местечка или гербом города (сейчас при развитии мобильного интернета не составит труда определить город по гербу). Подумалось тогда, если потеряешься, обязательно по найденному на дороге люку определишь где оказался. Хорошо узнаваемые люки Праги и Карловых Вар. Несколько покоробило отношение гидов к этой "визитной карточке -оригинальности". А ведь достаточно просто посмотреть несколько кварталов себе под ноги и все.
     Пожалуй, самым оригинальным люком-памятников в Чехии можно назвать "Люк времени", в виде разорванного сплошного кольца с множеством фонтанов вокруг, на месте спорного (после 1991 года) памятника советским воинам-танкистам (в 1945 году, освобождавшим Чехословакию от фашистов).
     Словом, какую бы функцию люки не несли в городском хозяйстве, люди всегда найдут почву к фантазии и проявлению художественной оригинальности.