Одесские небылицы. Материнская мудрость

Алексей Горшков
В тихий осенний день, во дворе старого одесского дома, как всегда, сидели на своих старых стульях два старых еврея: Янкель и Айзик, и, как всегда, говорили байки за жизнь.
Старый еврей Ягкель, откинулся на спинку своего старого стула из красного дерева, закинул ногу на ногу и приняв, таким образом, позу рассказчика, проговорил:
«Знаешь, Айзик, то что я стал таким мудрым человеком, я обязан своей мудрой матушке, царство ей небесное! Мама меня научила всему: логике, медицине, юмору, религии, предвидению, интуиции....»
«Да что ты говоришь, Янкель? Я и не знал, что ты мудрец? Ты Давид или Соломон?» - съязвил Айзик.
Янкель, очевидно пребывал в благодушном настроении, поскольку пропустил эту колкость мимо ушей и продолжал:
«Когда я был совсем маленьким, моя незабвенная матушка вложила в меня прекрасные знания медицины. Сколько раз она говорила мне: «Не строй рожи и не коси глаза, а то в конце-концов станешь кривым и косым!»
«Ха-ха-ха-ха-ха! Твоя незабвенная матушка оказалась права!» - рассмеялся Айзик.
Но Янкель невозмутимо продолжал:
«А какие уроки логики давала мне матушка! Как сейчас помню её слова: «Янкель! Не делай этого!» - Почему? - спросил я. «Потому что я так сказала! Вот почему!»
«И впрямь, логика железная!» - согласился Айзик.
«А как моя матушка тонко и умно расширяла мой кругозор, прививая мне дар предвидения: «Янкель, следи за тем, чтобы у тебя всегда было чистое нижнее бельё и свежие носки. Ведь никогда не знаешь, когда и при каких обстоятельствах угодишь в больницу!»
«Не знаю, как насчёт нижнего белья, но вот  с носками у тебя всегда проблема.....» - съязвил Айзик.
Янкель даже не услышал эту реплику и продолжал:
«Моя незабвенная матушка, с раннего детства приучила меня молиться богу. Как сейчас помню ей теплые слова: «Молись Богу, Янкель, чтобы чернильное пятно отстиралось от ковра!» И тут же напоминала мне о моих конях: «Ты думаешь, ты родился в сарае?»
«А чернильное пятно отстиралось?» - полюбопытствовал Айзик.
Янкель пропустил это мимо ушей и продолжал:
«Я обязан моей матушке за то, что она научила меня правильно принимать пищу. Сколько раз она мне терпеливо говаривала: «Немедленно заткнись и ешь свой супчик!»
«Но вот здесь, твоя незабвенная матушка не доработала. Твой фонтан, Янкель, невозможно заткнуть!» - вставил Айзик, но остался незамеченным.
«А как матушка учила меня терпению: «Ты не выйдешь из-за стола, Янкель, пока не съешь весь шпинат!»
«В шпинате — мужская сила!» - заметил Айзик.
«Верно. Теперь-то я обожаю шпинат! - Откликнулся Янкель. - А какое прекрасное чувство юмора было у моей матушки. Помню я забивал гвоздь молотком, да ударил себя по пальцу со всей дури... и побежал, плача, к матушке, а она мне говорит: «Сам виноват! Молись Богу, чтобы палец цел остался!»
«Это указательный, на левой руке, что приплюснут?» - поинтересовался Айзик.
«Он самый....» - ответил Янкель.
«Да, Янкель, соглашусь, что твоя матушка была мудрой женщиной. Царство ей небесное!»
Янкель скинул ногу с колена т поставил её на землю, давая понять, что рассказ закончен, и сказал:
«Айзик, давай ка  заглянем к старине Рабиновичу и помнем мою матушку. Ей сегодня исполнилось бы 100 лет!»
И друзья покинули свои любимы стулья и неспешно направились в кошерную Рабиновича, которая была в пяти минутах неспешной ходьбы....