Шнурки

Олег Маляренко
В этих коротких рассказах речь пойдёт о такой непримечательной вещи как шнурки. Иногда они выпирают на передний план и надолго остаются в памяти.

РАЗВЯЗАННЫЙ ШНУРОК ГАГАРИНА

Весь мир запомнил дату 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел первый человек. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. А спустя два дня ему устроили торжественную встречу в Москве в аэропорту Внуково.

После возвращения из космоса Юрий Гагарин шёл по красной дорожке на доклад правительству. Неожиданно у него развязался шнурок. Впрочем, разве шнурки могут предупредить о своих намерениях? С кем не бывает, но это вроде бы мелкое происшествие стало той трогательной деталью, которая вдруг показала всем, что Юрий Гагарин не небожитель, а обычный советский человек.

Передача шла в прямом эфире и транслировалась многими телекомпаниями мира. Весь мир замер в опасении – споткнётся космонавт или нет. Но он дошёл уверенной походкой и отрапортовал. Кому, эти кадры кинохроники долгое время вырезали. Да попавшему в опалу Никите Хрущёву!

Журналисты впоследствии выяснили, что шнурок совершенно не виноват, а отстегнулась подтяжка, на которой крепился носок. При каждом шаге Гагарина она больно била его по ноге, но для мужественного человека это сущий пустяк.


МАЛЕНЬКИЙ ЭПИЗОД В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

В Большом театре я побывал четыре раза, и каждый раз находясь в командировке в Москве. В лучшем театре страны я смотрел и слушал замечательные спектакли с участием первоклассных исполнителей. Купить билеты не было проблемой, а их цены были доступными.

В тот вечер я смотрел в Большом балет «Лебединое озеро». Тогда он никак не ассоциировался с неординарными событиями в стране. Билет я купил с рук без переплаты. Место было в партере в седьмом ряду, так что мне было хорошо видно всё, что происходило на сцене.

Театр сиял и поражал своим величием, а в наступившей темноте и тишине полилась чарующая музыка Чайковского. На сцене изумлял своим искусством сказочный балет. Блистали солисты в обрамлении чудного кордебалета. Публика наслаждалась удивительным зрелищем, изредка срываясь на непродолжительные аплодисменты.

Внезапно моё внимание привлекла одна из танцовщиц кордебалета. У неё развязался шнурок балетки, который правильнее было бы назвать завязкой. Она представляла собой длинную белую ленту. При всех движениях танцовщицы завязка извивалась подобно белой змейке. Девушка оказалась в трудном положении. При дальнейшем исполнении она могла споткнуться и упасть. Такая же участь угрожала и какой-либо из её коллег, так как лента была достаточно длинной. Досрочно покинуть сцену она не могла, чтобы не нарушить рисунок танца.

Я невольно сжал кулаки на удачу танцовщице. А она продолжала танцевать, будто ничто ей не мешало. Злополучный шнурок продолжал мотаться, заметно выделяясь на фоне пола. От моих соседей по ряду этот незначительный эпизод не ускользнул, и они также как я напряжённо следили за девушкой из кордебалета, словно она была главной исполнительницей.

Наконец сцена изменилась, и танцовщица с развязанным шнурком вместе с кордебалетом исчезла за кулисами. Эпизод закончился благополучно, но я не стал бы аплодировать виновнице моего волнения. К выступлению надо готовиться тщательно, хотя не предвиденные обстоятельства могут случиться со всяким. Даже сапёры иногда ошибаются.

По окончании спектакля зрители долго аплодировали артистам, дарили множество цветов. Большой театр показал высокое искусство, непревзойдённое в мире. Я получил незабываемое яркое впечатление. А в памяти остался и тот незначительный эпизод.



ЕЗДА СО ШНУРКОМ

Одним летом мой племянник работал вожатым в пионерском лагере, расположенным в горах за Ялтой. В выходной день я решил его навестить. Для передвижения использовал свой вездеход «Запорожец», который для краткости величал «Запором».

Встреча была радостной, хотя племяш не мог надолго оставить своих оболтусов без присмотра. Когда я отправился в обратный путь, уже начало смеркаться. Дорога круто спускалась через лесной массив. Моё весёлое настроение моментально испарилось, когда под капотом что-то стукнуло, и мотор дико завыл. Я быстро затормозил, открыл капот и заглянул в него. Вроде всё на месте, но вместе с тем почувствовал,  что чего-то не хватает. И тут я заметил, что нет ремня привода вентилятора. Стал искать, но не находил. А ведь точно был, иначе мотор сразу перегреется. Обыскал где только можно, но ремень как в воду канул. На всякий случай прошёлся за ходом машины. И таки нашёл его, родненького ремня, разорванного. Вот незадача! Запасного ремня нет, а без него не поедешь. Без воздушного охлаждения только угробишь мотор.

Надо было решать, что делать дальше, а тем временем стемнело. Если бы кто взял меня на буксир, но на этой дороге можно никого и не дождаться до утра. Можно оставить машину здесь, а самому вернуться в лагерь, либо переночевать в ней. Вариант не лучший.  А что, если попробовать починить ремень? Надо поискать проволоку или тесьму. Заглянул в бардачок, а там полный бардак. Он был забит различными предметами кроме тех, которые нужны.

Мой взгляд опустился на ботинки, и родилась многообещающая мысль. Надо снять шнурки и связать ими концы ремня. Я так и сделал, туго связав ремень шнурками морским узлом.

Тронулся я плавно, чтобы создать для ремня комфортные условия. Мне надо было хотя бы добраться до трассы, но когда её достиг, то решил дотянуть до ближайшей заправки, где может найтись подходящий ремень.

Наконец я дотянулся до АЗС, но никакими запчастями они не торговали. Другие автозаправки ничем меня порадовать не могли. Ремень вёл себя вполне прилично и пока разваливаться не собирался. Когда я почти доехал до очередной заправки, раздался характерный треск , что означало разрыв шнурков после многокилометрового испытания.

Спросил у заправщиков ремня, и они ответили, что нужного мне у них нет, зато есть от «Волги». К моей радости, он подошёл.

Домой я добрался без дальнейших приключений. А всё благодаря моей смекалке и верной службе моих шнурков. Вот так мелочи играют большую роль в нашей жизни. На «Запоре» с тех пор без запасного ремня я не выезжал.


В заключение хочу обогатить ваш словарный запас ещё одним словом. Наконечники шнурков называются ЭГЛЕТЫ (не путать с галетами, а также атлетами и эполетами).