Родные души

Тамара Брославская-Погорелова
               
(На фото наш прадед Михаил Фатеевич;  мы в гостях у тёти Нади)

Часть первая

Говорят, чужая душа – потёмки. Соглашусь. А родная душа? Или ещё: они жили, душа в душу, как родные.  Что это!? Где!? На каком уровне, души этих людей увидели друг друга, узнали и полюбили.

А бывает наоборот. Свои – как чужие. Ведь бывает же? Согласитесь.

Когда мы с Алёшей поженились, у нас у каждого это был второй брак.
Не стану хвалиться. Всё было и в нашей семье. Серьёзные размолвки, ссоры, не было только, Слава Богу, драк. Это стало бы точкой в наших отношениях. Но вот что удивительно. Алёша относился к моим детям, а их у меня двое, а потом и к внукам, как к родным. Да и я старалась отплатить ему тем же. Разыскала его сына, с которым они в силу различных обстоятельств расстались, и надолго. Сблизилась с его семьёй. Да так, что внучка приезжала со своими, у неё муж и три дочери, летом погостить к нам уже не раз.

И деньги мы, Слава Богу, отдельно не считаем. Всё вместе, всё сообща. Вместе мы ездим к родным, его и моим. Вместе отправляемся отдыхать. Вместе спешим на помощь родным и близким, детям и внукам.

Свои достоинства и беды, в наше современное время, нам приносит интернет. Неприятности, когда дети посредством интернета увлекаются и вовлекаются в различные игры, и даже в секты. Но, с другой стороны этот самый, дорогой наш интернет, позволил сблизиться тем, кто давно, по разным причинам отдалился друг от друга, и надолго, а иногда вообще родные люди не знали и не ведали, что живут друг от друга совсем рядом.

Но, обо всём по порядку.

Часть вторая

По папиной линии живет, Слава Богу, ещё живёт на белом свете папина двоюродная сестра Браславская Надежда Леонтьевна. Её фамилия в отличие от моей девичьей, пишется через букву «а». Познакомились мы с ней при очень грустных обстоятельствах, когда она приехала из уральского города Златоуста в Западную Сибирь на похороны моей мамы. Было ей тогда что-то вокруг шестидесяти. Высокая, статная, очень какая-то спокойная и скромная женщина покорила меня не только своим обращением с окружающими, но и всем своим видом.
 
Когда я вошла в комнату и впервые увидела её, она была одета подобающе траурному событию,  и это также выглядело как-то мило и приятно. На ней была черненькая шляпка-таблетка с черной вуалью, откинутой наверх. Она тихо сидела в комнате, разговаривала со всеми нами, и что-то вязала, ловко орудуя крючком. Мне показалось, что она просто не могла сидеть без дела.
 
С тех пор мы и подружились.

Её день рождения пришелся на 14 октября, День  Покрова Пресвятой Богородицы. Когда для нашего литературно-музыкального салона «Вдохновение» в Москве был издан первый сборник стихов коллектива авторов, под названием «Рифмуя состояние души», я послала его тёте Наде и что же вы думаете, она получила его ровно в свой День рождения. Как же она радовалась этому подарку. Она писала нам замечательные, добрые, проникновенные письма, пытаясь как-то пожалеть всех нас, приголубить. Вот такое получилось стихотворение к очередному её Дню рождения:

Дорогая тётя Надя! Вот и осень наступила,
Но, сегодня, на вас глядя, не назвать пору унылой.
На дворе всё в золоте, голова посеребрилась.
Знаем, что душой вы молоды, эта мудрость нам открылась,
С той поры, как вас узнали, полюбили всей душой.
С юбилеем поздравляя, шлём подарок небольшой.
За то, что есть, мы вас благодарим.
Живите, здравствуйте ещё довольно долго.
Старейшину Брославских мы сегодня чтим.
Привет с Карасука, Тагилки, Иртыша и Дона с Волгой!
                14.10.1994 года

Всему всегда она была рада, но вот подарки запретила посылать, считает, что нам деньги нужнее, а ей, мол, и пенсии хватает. Не успела я ей что-то там послать, она тут же прислала мне посылку. Как же мне было приятно держать в руках, присланные ею, незатейливые подарки. Я долго плакала над ними, перебирая в руках. Лишившись уже давно мамы и папы, я вдруг, как маленькая девочка, получила подарки от тети, которую долго вообще не знала, не видела, и такое вот проявление родственных отношений, нежное, очень мне нужное, очень трогательное.

Я могу здесь признаться, что присутствия родителей мне всегда очень не хватало, ведь я была последней из детей, и мне мало пришлось при жизни ощущать их любовь и заботу. Когда они по очереди покинули этот мир, мне было в первом моменте только двадцать восемь лет. По-доброму я всегда завидовала тем, у кого долго были живы родители. В автобусе, в магазине  или на улице я  присматривалась к людям, ища в них хотя бы внешнее  сходство с моими, мамой и папой.
 
Однажды в автобусе мне попалась старушка, которая просто покорила меня. Она была такая же маленькая ростом, как моя мама и такая же милая и добрая. Очень просто она обратилась ко мне и стала о чём-то своём мне рассказывать, так тепло, по-семейному. Я сидела и буквально упивалась общением с ней, а когда она сошла на своей остановке, чувство радости от этой неожиданной встречи охватило меня, будто Ангелы дали мне возможность, чуточку погреться, прикоснуться к родному человеку душою. Слезы облегчения лились из моих глаз, я еле сдерживала себя от нахлынувших чувств. Но такое случается редко, как подарок.

По папиной линии подарком для меня является моя милая, любимая, добрая, неповторимая тётя Надя. Дай Бог ей здоровья и радостей в Жизни.

Часть третья

Если очень захотеть, то мечты превращаются в реальность. Конечно, если это дело получает благословение от Всевышнего, кто произвёл нас на свет, кто ведёт нас по Жизни. И от тех, кого уже нет с нами, но кто присутствует в нашей жизни также незримо, помогая в добрых делах.

Проходили годы. Наша переписка с тётей Надей, то затихала, то возобновлялась вновь. Я грелась в её ласке и всегда мечтала её проведать. Понимала, что могу не успеть, ведь лет-то ей не мало. Но успела.
 
Приближалось её 90-летие. Да-да. Моих родителей нет на белом свете уже более 30 лет, а она живёт, Слава Богу. И я поставила себе цель, проведать её.
Не очень-то это было просто. Наша сестра Галя, самая старшая из шестерых, инвалид детства, оставалась проживать  в том месте, где были похоронены наши родители. Она стала  связующей ниточкой всем нам.  Мы ехали к ней по любому поводу, будь то юбилеи  у кого-либо, или  ещё какие особые даты.  Ехали. Ибо святость моментов, сходить на кладбище и поклониться праху тех, кто дал тебе жизнь, была выше всего.

Дети наши разъехались, внуки подросли, а мы всё ездили и ездили в далёкую Сибирь. И вот, отправились с остановкой в Златоусте.
 
Поезд прибывал глубокой ночью. Стоянка две минуты. Я позвонила тёте Наде, предупредить о том, что мы побудем до рассвета на вокзале, чтобы она не беспокоилась и ложилась спать. Но не тут-то было. Она приказала нам садиться в такси и ехать по указанному адресу. А если нет, то она сама приедет нас встречать. Представляете. Человеку без пяти минут девяносто лет. Нам ничего не оставалось делать, как радуясь этому приказу, подчиниться.

Когда мы подъехали, она стояла у подъезда.
Встреча состоялась.
 
У кого есть кого помнить в роду, Бог наградил, ведь бывает и обратное. Мой прадед был сирота, не знаю, знавал ли он кого, помнил ли, не ведаю о том, но мы о нём помним, и, Слава Богу, даже есть фото, которое я увидела лишь тогда, когда приехала навестить тётю Надю. А мне уже было за шестьдесят, представляете, стоило всё же бросить все дела и навестить свою 90-летнюю двоюродную тётушку, и пожалуйста, получи подарок. Она же подарила мне маленькую паспортную фотографию моей мамочки, которой у меня не было до этой встречи. Сейчас везде это фото ношу с собой. Как тут не возблагодарить Всевышнего за милость Его.

Часть четвёртая

НАДЯ   ЕЁ ВОСПОМИНАНИЯ

Надя родилась в селе Добровольское четырнадцатого октября одна тысяча девятьсот двадцать четвёртого года, в православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что этот праздник непереходящий, и Надина мама называла её Покровушка.

Она была пятая в семье. Отец её, Леонтий Михайлович приходился родным братом моему деду Андрею. Ещё была сестра Оксана, которая умерла на Украине, в селе Тарановка, что в сорока километрах от города  Харькова.

В этом же селе родился и мой отец, в 1908 году. А в 1909 году, в период столыпинских реформ, когда моему отцу было год от рождения, семья поехала в Кулундинские степи.

Краткий экскурс в историю:
Столыпинская аграрная реформа означала широкий комплекс мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством Петра Аркадьевича Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины, как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы (выделения земель крестьянам разного качества и назначения, т.е. каждому немного пашни, немного луга, что создавало путаницу и неразбериху в учете земель).

Надо сказать, что эта столыпинская реформа 1906 года предприняла шаги к уменьшению чересполосицы путём создания хуторов и отрубов (Отруб — в России в начале ХХ века земельный участок, выделенный из общинной земли  в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадьб).
Межевание называется ещё коштным, если издержки для него падают на владельца, кто бы он ни был.

Однако Декрет о земле 1917 года, разделивший помещичьи, удельные и монастырские земли между крестьянами, фактически увеличил чересполосицу, так как крестьяне стремились делить земли справедливо с учётом их качества. Окончательное уничтожение чересполосицы произошло лишь в результате коллективизации.

ВОСПОМИНАНИЯ

В Первую мировую войну сын моего прадеда Андрей,  а мой дед, погиб на фронте. Другой, Леонтий, попал в плен и жил в Австрии, примерно четыре года. Вернувшись из плена, он знал пять языков. Научился там портняжничать, сапожничать, был бондарем. Языки, русский, украинский, французский, английский, немецкий.

Надина  мама, Марфа Романовна Гридиныченко, также поехала вместе с семьёй мужа и свёкром в Кулунду.  Туда же вернулся из плена Надин отец,   после окончания Первой мировой войны  (1914-1918 г.г.). Впоследствии его, грамотного, можно сказать образованного, выбрали председателем волости.

Историческая справка: - В СССР волости были упразднены в ходе административно-территориальной реформы 1923 – 1929 годов: уездно-волостное деление было заменено районным.

По рассказам Надиной мамы, Марфы Романовны, дед Михаил Фатеевич был крепостным, потом стал свободен.

Вернёмся к итогам тех реформ в стране для наших семей.

Ранее на сайте Проза.ру мной был опубликован рассказ «Мои родители». Приведу немного переписки с читателями:

Рецензия на «Мои родители» (Тамара Брославская-Погорелова)
Прочитала на одном дыхании. Смеялась и вздыхала. Спешу сообщить, что в 1906 году по Столыпинской реформе осваивать земли Западной Сибири поехали тысячи крестьян и бывших служилых людей. Таким образом, мой дедушка (родился в 1877году под Питером) с бабушкой, которая была из Украины, получив, как и другие, подъёмные (обоз, лошадь, 100 рублей) приехали в Барабинский район, затем дальше вглубь, где построили несколько деревень: Павловка, Старое Бородино и др. Вот как начиналась сибирская история моих дедов и Ваших родителей.

Все, перечисленные Вами песни, знаю и я. Несколько изменён текст. Это понятно. Например,
"Течёт речка по песку
с дальнего Востока.
За матросом девица
гонится далёко.

Мать совету не даёт
ехать ей с матросом.
матрос в жёны не возьмёт,
только посмеётся…" 

…и так далее с тем же смыслом, который Вы упоминаете. Я очень люблю эти песни и пою их своим друзьям. Так что мы с Вами, дорогая, при встрече не могли бы наговориться. Спасибо за публикацию. Огромное удовольствие испытала, и многое всколыхнулось в душе. Ваша, Светлана
Светлана Иркутская   26.07.2011 23:25

Светочка, милая, как интересно Вы мне написали о переселении народов, честно сказать, я просто не искала в исторических справочниках, чувствовала, что есть какие-то исторические факты, но немного далека от этого, довольствовалась малым, а тут такое письмо.

Очень Вам благодарна, мне это интересно ещё и потому, что всё же непонятно было, почему в Сибири украинцы объявились в то далёкое время, голову ломала.., но... Спасибо, а Кубань да, тут недалеко и песни кубанские красочны и красивы, (а всё-таки она вертится, Земля-то, и мы потихоньку пересыпаемся, как песок, и в этом мироздании две песчинки встретились, пусть виртуально, но встретились) мне стало теплее... Солнышко, спасибо сердечное. Тамара.
Тамара Брославская-Погорелова   27.07.2011 10:38

О переселении дедушка мне лично рассказывал. Он до неполных ста дожил. А теперь внук мой интересуется этой темой и всё о Столыпинских реформах знает. Платить должны были по 400 рублей, но и здесь обманывали - народ наш терпелив, и этому радовались. Галина Варфоломеева интересные книги пишет по исследованию своих корней: "Двойная спираль" и другие.
С теплом, Светлана
Светлана Иркутская   27.07.2011 23:58

Девочки, родные мои! Как хорошо когда пишут о близких людях с любовью и уважением.

О родителях писать надо, память о них и есть продолжение жизни на земле, а хорошая память тем более. Она передаётся и внукам, и правнукам. А значит, жизнь не зря была прожита.

Вот раньше люди пели, выражали свои чувства в песнях. Жили трудно, а пели красиво. Вот так я и помню своего Папу Колю.

Меня судьба наградила двумя отцами. Папа Меир и Папа Коля. В моих воспоминаниях много говорится о двух разных семьях.
Если Вам интересно я вас познакомлю с ними.
Роза Левит  11.08.2011 18:17

А значит, жизнь не зря была прожита...
Роза, вот и итог нашего мировоззрения, чтобы не зря жизнь прожить, на том стоим, так и живём. Будьте, долго и счастливо, пусть всё в этом мире будет вам только на пользу и во благо. Тамара.
Тамара Брославская-Погорелова   12.08.2011 00:25

Рада этому прекрасному диалогу на моей странице. Приглашаю в мой "Генеральский дом" Заходите.
С теплом, Светлана
Светлана Иркутская   14.08.2011 15:40

Рецензия на «Мои родители» (Тамара Брославская-Погорелова)
Здравствуйте, уважаемая Тамара! Теплые и сердечные Воспоминания Ваши о родителях, искренние и чистые, трогают душу легким слогом. Как и вся Ваша проза. В них добрая дочерняя память, любовь, признательность. Невозможно остаться равнодушной, после посещения Вашей искренней странички.
Для Вас стихи Геннадия Шпаликова:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где - Боже мой! –
Будет мама молодая
И отец живой.

Вам здоровья, радостных и светлых дней, новых творческих находок и благ! Искренне, с уважением:)),
Ирина Ярославна  23.06.2011 23:28

Стихотворение совершенно верно в смысле возвращения в места своего детства, юности. В нашем родительском доме живут чужие люди. Я не могу войти туда и дотронуться  каждого сучочка в полу, который делал мой отец в те годы, когда материалов было не достать.
Единственное, что мы смогли - войти во двор и как к покойнику, которого вот-вот закопают, а я не ощущу его холод, я дотронулась  стены дома. Сердце было готово вырваться из груди, хотелось заорать во всё горло, зарыдать вслух, так было больно душе моей...
Вам Нести Мир ещё много-много лет. Кланяюсь низко,
Тамара Брославская-Погорелова   24.06.2011 05:55

Спасибо, за откровения. Память - лучшая машина времени... Всех благ! С теплом:),
Ирина Ярославна   24.06.2011 09:13

ПАМЯТЬ

Память - лучшая машина времени... – повторяю я вслед за рецензентом и снова отправляю её, память, в то далёкое время, соединяя услышанное и прочитанное в одно целое на странице воспоминаний. Рассказывали, что мой прадед весь путь в далёкую Сибирь прошёл пешком и наверно босиком. На подводе всем места не хватало, да и лошадь надо было пожалеть. (В наших семьях есть дети с этим мужественным и благородным именем Михаил. В семьях  Марии и Владимира правнуки по имени Миша, в семье у Павла внук Миша).

Они прибыли в город Славгород, что в Алтайском крае. Но прадед Михаил отказался жить в Славгороде. Сказал, мол, я хлебороб, а не городской житель.  Кстати, только в этом году, когда ослепшую  Галю забрала к себе на Урал Маша, стали пересматривать архивы, хранившиеся ранее у Гали. Оказывается, мой отец окончил четыре класса церковно-приходской школы именно в городе Славгороде.
 
Выехали в деревню. В первой, из-за перелёта птиц погибал урожай. Переехали в другую местность, в село Добровольское, где и родились  Паня, Миша, Нюра, Коля, Надя. Отец  Нади умер в конце февраля, а седьмого июля одна тысяча девятьсот двадцать восьмого года в селе Грамотино Новосибирской области, куда опять переехали,  родилась шестая, Таня.

Семья Выстараповых, по прадеду двоюродного брата,  осталась тогда в селе Добровольском. Вот ещё одна линия, неизвестная ветвь Древа нашего.

По линии своей мамы  Надя украинка, по линии отца тоже украинка, но по фамилии Браславская имеются польские корни. Маму Нади звали цыганка, за её черные глаза и волосы. Надя русая, в своего отца. У Нюры и Коли волосы были русые, у Нюры глаза  зеленые. Остальные дети были чернявые, как мама.

Моего отца, Проню, в детстве воспитывал дед и  Надина мама. Примерно с пяти лет до восемнадцати он жил в семье деда. Когда ему было лет шесть, после гибели отца  Андрея в Первую мировую войну, мать, а моя бабушка вышла замуж, и уехала  с новым мужем в город Новокузнецк, взяв с собой одного младшего Ивана, который впоследствии помер. Она уезжала зимой  на санях, а мой отец, тогда совсем малый,  бежал за санями,  кричал и плакал. Бабушка отрывала его руки от саней, чтобы он остался. После чужие люди привезли его к деду.

Проня вырос, и злые языки стали внушать ему, что он в этой семье живёт, как работник. В девятнадцать лет Прокофия выделили из хозяйства, дали лошадь, тёлку стельную, две овечки, плуг, борону, весь хозяйственный инвентарь.  Это было примерно в одна тысяча девятьсот двадцать восьмом  году.  Ему помогли построить хату. Он женился на моей маме Ольге, урождённой Сапета.

Позднее мой отец с семьёй уехал к матери в Новокузнецк. У родителей уже было три дочери, Наташа, Галя и Маша, когда они вернулись назад и поселились в селе Лозовом. На хуторе, в Лозовом, жили родители моей мамы, Прасковья и Савелий Сапета. У них в семье было четыре дочери и один сын. Самой старшей была Лукерья, её звали тетка Лукия,   Никита,  Акулина,  Наталья, и последняя Ольга, наша мама.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МОЕЙ СЕСТРЫ ГАЛИ:

Тётя Луша жила в городе Карасуке, была замужем за дядей Степаном Дводненко. У них было три дочери, Надежда, в замужестве Чайковская, Мария, в замужестве Николенко, и Нюра, в замужестве Животченко, которая жила в городе Новосибирске, на шлюзах. Галя у неё была, а потом след затерялся.

У Надежды были сын Саша и дочь Люда.  Недавно мы  нашли друг друга. Переписываемся. У Людмилы сын Андрей,  дочь Наталья, и трое внуков.

Мария жила на станции Зубково. Потом переехала в Новосибирск. У неё пятеро детей: Женя, Нэля, Олег, Витя и Коля.

У Нюры трое детей, Светлана, Ольга и Сергей.

В семье у дяди Никиты было трое детей, Иван, Алексей и Галина. У Ивана  четверо: Маша, Лиза, Митя и Коля. У Алексея трое: Володя, Люба и Нина. У Галины трое детей.

У тёти Акулины, она жила в Украине, было четверо детей, Маша, Нина, Коля  и Галя.

В семье у тёти Наташи, в замужестве Пахомовой, пятеро, Маша, Надя, Володя, Коля и Катя. У Марии, в замужестве Богомоловой, дети Коля и Таня; у Нади, в замужестве Шатохиной, трое детей; У Володи дети Сергей и Таня; у Коли и Кати по двое детей.

Дед Савелий умер рано. Бабушка поставила кувшин на живот, типа банки, так раньше лечили, когда надрывался на тяжёлой работе. Дед как дал по горшку, тот и разлетелся. У него был брюшной тиф, оказывается, и он тогда не вылечивался.

Наша сестра Наташа, самая старшая, тоже болела, но другим тифом. Переболела и жила. А умерла она от воспаления лёгких, которое перешло в хроническое заболевание. Весной заболела, а осенью в сорок шестом году, 13 октября, умерла. А родилась она 14 января двадцать девятого года. Она была на пять лет старше Гали. Сегодня тоже 13 октября. Вечная Светлая Память тебе сестрёнка Наташа. О ней я рассказывала в рассказе «Наша Галя».

Бабушка Прасковья Кондратьевна умерла в селе Хлебороб. А папина мама Харитина Ивановна жила долго, умерла в городе Новокузнецке.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МОЕГО ТРОЮРОДНОГО БРАТА ВАЛЕРИЯ:

Все мы меняем свои представления о многом, кто-то раньше, кто-то позже. Ещё недавно я не знала, с какой стороны подступиться к этому делу, к своей родословной. А сейчас, не поверите, информация сама приходит оттуда, откуда я даже не ожидала.

Сама я родом из Западной Сибири. Так вот, пишет мне один товарищ в Одноклассниках и просит мой номер телефона, вроде он мой родственник. И представляете, даёт мне информацию, о какой я мечтала, но почти была уверена, что это недоступно будет совсем. Мне хотелось узнать отчество деда по материнской линии. Пожалуйста. Я его получила. Савелий Лукич Сапета был мой дед. И ещё много чего интересного я узнала от моего троюродного брата Валерия Реуцкого из города Карасука Новосибирской области.

Его дед Иван Лукич и мой Савелий Лукич, оказывается, были родными братьями. А всего их было пять человек братьев. Шли они со своими семьями из Украины, с Полтавской области в Сибирь - Матушку. Везли всевозможные инструменты, домашнюю утварь, семена, домашнюю птицу.

Пришли в село Лозовое, что теперь в Казахстане. Ловили на водоёмах ночью сетями дикую птицу, рыбу. Ею кормили людей, которых нанимали в работники. И сами трудились день и ночь. Сеяли зерно, на целине получали хорошие урожаи. Понемногу разбогатели. Поставили свою мельницу. Но попали под раскулачивание. Мой-то дед Савелий умер. А его дед Иван сбежал. А трое сгинули где-то в ссылках.
 
Я помню из рассказов своих родных, что у кого-то была мельница, но подробности-то не упомнила, не вникла. Мала была. Бог помог узнать и эту страницу моей семьи. Иначе я это не объясняю. Слава тебе, Господи. Слава Вам, Ангелы - Хранители. Не оставляете меня в Своей Милости!

Кроме того, Валерий сообщил мне, что в нашем роду чья-то прабабка была турчанка. Возможно, возможно. Сапета по породе горбоносые, есть огненнорыжие, есть урождённые смуглые и черноглазые, например, как моя мама.


Часть пятая

Из Лозового отец  ушёл на фронт в августе сорок первого года и сюда же вернулся с ранением в сорок втором году.

В Лозовом родились Володя и Валя. Детей было уже пятеро. В войну все голодали. Дед не хотел объедать семью. Помню, как отец рассказывал про него, что он ходил побираться. Отец его упрашивал, мол, диду, не ходи, не проси…  На что тот отвечал, да я не прошу, они сами дают.

Так он и замёрз зимой  на крыльце сельсовета в селе Хабары. Это случилось примерно пятого марта сорок четвёртого года. А семнадцатого апреля, через сорок дней умерла сестра Нади Нюра.

Сестра Паня с мужем Прошей жила в Златоусте. В тридцать пятом году у них родилась дочь. Назвали Валентиной. А в тридцать седьмом году Надя уже жила в Златоусте и водилась с дочкой Пани. Паня была с десятого года рождения. А муж Проша с двенадцатого. Он был неграмотный и Наде тоже не разрешал учиться дальше.
 
Умерла Паня в шестьдесят седьмом году. Тётя Надя помогала Валентине растить её детей Диму и Стаса, а после и внуков Антона и Артёма. Муж Валентины Пётр, добрейший человек, по словам тёти Нади, умер рано, и женщины управлялись одни.

Помогает тётя Надя Валиным детям и до сих пор. Но и они не оставляют её без внимания, ибо их родная мамочка и бабушка умерла в тот год, после нашего отъезда. Бог дал нам свидеться при её жизни. Когда мы приехали, Валя уже сильно болела. Мы  с Алёшей привезли тёте Наде и Валечке пуховые безрукавки, которые обеим пришлись по нраву. А Дима и Алёна подарили мне бусы из горного хрусталя. Красивые. Они так здорово бликуют своими гранями от света, что мои  родные и близкие тоже высоко оценили  подарок. Спасибо Вам, ребята, ещё раз.

Стас живёт в Златоусте, в квартире матери, и тесно общается с бабушкой, то землю надо вскопать, то урожай собрать. Дима с женой Алёной и  детьми, хотя и живут в Челябинске, тоже часто навещают  бабушку Надю, опекают. Телефон ей сотовый сменили, транспортом ли  пособить, да что говорить, родные люди, судьбы которых тесно переплелись на всю жизнь.
 
Их земельный участок находится за городом. Мы были там раза два. Красивое место. Маленький беленький домик (он на фото), который они слепили с Валентиной сами, уже давно, чтобы можно было укрыться в непогоду. Внизу  склона протекает речушка, из которой при нужде можно брать воду для полива.

Двери в домике приставные, не запираются. Заходите люди, берите, что надо…      Но когда мне потребовалось полежать, (высота над уровнем моря, или просто другой климат), тётя Надя быстро полезла куда-то в потаённые места, достала  конфеты, угощая. Значит не всё вынесли…   

Всю жизнь тётя Надя проработала на заводе им. Ленина, сейчас БУЛАТ. (Завод «Булат» был основан в 1815 году как Оружейная фабрика в городе Златоуст. Там была усовершенствована технология декорирования поверхностей металлических изделий многоцветными рисунками из золота и серебра, названная златоустовской гравюрой на стали).

Трудовой стаж её, вместе с военными годами, пятьдесят два года.  Поступила работать перед войной, ей было шестнадцать лет.  В войну делала снаряды весом, пустые, восемнадцать килограммов. Работала токарем, шлифовщицей, фрезеровщицей, в Бюро инструментального хозяйства, под конец - на доводке деталей калибров.
Ушла на пенсию в семьдесят девятом году. Но и на пенсии убирала в стоматологии, потом опять на заводе. В прошлом году её опять наградили за былые заслуги наручными часами, есть и другие награды и памятные бумаги.

В девяносто первом – девяносто втором не стала работать. Но до сих пор садит свой огород, хотя и рука одна уже плохо слушается, но  такая вот она, упёртая. Сама себя подстрижет ножницами. Сама себе сделала трость из ручки от детской коляски. Всё делает сама. В квартирке её чистенько. Внешностью прибранная, светлая такая. Дай Бог тебе, родная моя тётя Надя, здоровья ещё на много лет!

Часть шестая

В 1946 году отец перевёз семью нашу в город  Карасук. Через два-три дня наступал праздник 7 ноября. Ехали они на  грузовой машине и очень мёрзли. Переезд сказался и на детях, и на взрослых. В последствии у Гали не слышало одно ухо совсем. А Машу вылечили, у неё тоже было воспаление, и она совсем не слышала. Мама была беременна. Плод не выжил.

Поселились в домике, который был по ул.Луначарской, возле тополей и принадлежал семье маминой сестры Лукии Дводненко. После семья переселилась к дяде Никите. Потом отец взял усадьбу и построил хату, пластяную. Тетя Лукия ходила добивалась, чтобы и нам  нарезали участок, и нам нарезали его по ул. Луначарского, раньше был номер дома 58, а потом стал 72.
 
В Карасуке родились брат Павел и я. Буквально в этом году посредством интернета разыскалась дочь Нади Чайковской Людмила. Она живёт в Новосибирске. Через неё вышли на связь с дочерью Нюры Животченко, Светланой, которая живёт почти рядышком со мною, в городе Волгограде. Муж Володя, бывший военный. У них двое детей, Миша и Нина.

В переписке со мной Светлана рассказывала о своих корнях и веточках. У меня есть такое стихотворение, называется «Древо», которым я хочу закончить свой рассказ.

Доброго всем здоровья, родные Вы мои!
До новых встреч!

Часть седьмая

ДРЕВО

Рифмуя состояние души,
Свои я на бумаге пишу строки,
Они просты, сердечны, иль жестоки,
Но что-то мне велит: бери, пиши…

И я пишу, страдаю, иль смеюсь…
Сейчас я размышляю об истоках,
Нет, глубоко проникнуть не берусь,
Не докопаться, с запада ль, с востока,

Откуда родом я? Откуда ведет счет
Семья моя? (Ну, разве мир – не чудо!..)
Кто предки у меня и кто родня,
И весь мой род произошел откуда?

Не суждено дознаться никогда;
Из глубины ладони простирает
То древо, что даёт семья моя,
Оно растёт, Россию укрепляет.

Нас много так, что трудно перечесть,
Сплелись все ветви, как с устатку руки,
Чтоб род свой посчитать, ученье даже есть,
До всякой отрасли есть дело у науки.

Быть может, замкнут круг, то не узнаю я,
Так много у меня в родне народу,
С годами древо наше больше и мощней,
Как будто из глубин оно черпает воду.

И я среди листвы на древе том,
Гляжу вокруг и радостно мне – люди!
Не унесет меня в безвестность снежный ком,
Не распылит песчинкой ветер, не забудут.

Покуда зелено оно, листочки есть,
Я верю, что мы держимся здесь прочно,
Мы – наше древо, мы – от корня до вершин,
А ведь оно стоит не одиночно.

Растут кругом другие дерева,
Другая поросль от них произрастает,
Переплелась с ветвями их моя семья,
И не пропасть нам, пусть и не мечтают.

Когда-то жизнь моя исчезнет, в никуда,
Но помнить будут наши дети, внуки,
Как помню я тебя, семья моя,
Я веточка – всё точно по науке.

Ты слышишь, древо? Так же, как и ты,
Мы в снег и в дождь, под жарким летним зноем
Делами добрыми, как влагой напоим
И, чтоб не высохло, в корнях тебя укроем.

С тобой мы дети нашей Матушки – земли;
Когда-нибудь и мы станем корнями,
И, дай нам Бог, чтоб листья сберегли,
Чтоб зеленела поросль над нами.

12.12.2002 года