Цель и смысл жизни

Владимир Булюкин
Эссе по стихотворению Олега Душина
«Раздел вечности»

     Есть в нашей жизни понятия, о которых мы стараемся не размышлять. Мы чувствуем, что ясного ответа не получится. И бесплодность наших поисков сведёт нас с проторенной колеи повседневных упорядоченных мыслей в буераки непролазных чащоб и оврагов фантазий и туманных измышлений.
     К примеру, какое непостижимое для приземлённого по большей части обыкновенного человеческого ума понятие – вечность. Наш житейский опыт мышления не оставляет ни малейшей возможности проникнуть этому всеобъемлющему и всепоглощающему понятию во внутренний мир человека. Боясь быть раздавленными его неподъёмной тяжестью, мы отодвигаемся от него, чувствуя нереальность втиснуть в нашу плотскую душу хоть чуточку колоссальной его заряженности неземной энергией. (Этакая высоковольтная линия – не дотронешься).
     Да, конечно, вечность – это где-то там, за пределами нашего мелкого, ничтожного, приниженного земного существования. Главная причина такого бедственного положения заключается в страшной боязни человека сделать главный выбор в своей жизни. Выбор, от которого зависит как раз его участь в этой вечности: верить или не верить.
     Какая-то судорога овладевает личностью, стоящей перед этим выбором. Всё в ней сопротивляется этому решению. И для того чтобы облегчить тяжелейший выбор человека и подать ему руку помощи, надо, думается, не ставить сразу вопрос о вере в Бога. Нет! Давайте для начала попробуем поставить человека перед выбором чуть проще: верить или не верить в вечность.
     Вероятно это облегчение условное, промежуточное. Но с чего-то надо начинать. Для этого придётся попробовать предположить в себе иной масштаб мышления, чувствования. При таком подходе на помощь может прийти какой-то внешний толчок, какое-либо, поражающее душу природное явление, хотя бы в виде падающего осеннего листка, летящего в небе клина журавлей или нежного вздоха лепестка:
     Как хочется устроить вечность
     Единым взмахом мастерка
     И подарить всю неба млечность
     Во кротком вздохе лепестка!

     Способность ощущать такое, поражаться «вздоху лепестка» - безусловно талант. Талант – какое волнующее слово. В нём слышится что-то возвышающее человека. Тайна, непонятность – отличительные черты таланта. Это истинное проявление бесконечной души человека в мире. Поражает способность талантливого человека дарить всего себя людям, не требуя ничего взамен. А такой талант как - увидеть «неба млечность» не только возвышает душу. В нём личность черпает огромные неизведанные силы, открывает в себе могучий потенциал, в первую очередь, потенциал человеческого общения. Общения доброжелательного, щедрого, без остатка. Общения, в котором талантливая личность растворяется в другом человеке, можно сказать, расцветает в нём благоуханными цветами.
     Так, видя небо непрестанно,
     Уходим с облаков не вниз,
     Заслышав зов, чаруя тайну,
     Как воскресать в цветах на бис!

    Да, именно «на бис» и не иначе. Как нам порой хочется по нескольку раз послушать понравившееся музыкальное произведение, пережить волнение чарующих звуков, возродить ощущение погружения в тайну, умилиться самими собой и возрадоваться об открытых нами в себе неизведанных чувствах. Такое движение души внутрь себя вполне можно определить словом – чаровать. Чаровать тайну – воскрешать в себе снова и снова желание откликнуться на зов вечности и расширять, таким образом, диапазон мышления, обрести некую протяжённость его.
     Да, в неге мысли протяжённой
     Купель. – Нектаром освежив,
     В ней окунуть души беспечность,
     В которой бесконечно жив…

     Так вот откуда, наверняка, можно начинать путь веры в Бога. Естественно, обретая искомую «души беспечность», личность освобождается от удушающих объятий окружающей действительности, в которой Богу вообще нет  места.
    А там где царствует бесконечность, наоборот, миру вход наглухо закрыт. Но, слава Богу, процедура оздоровления души запущена! Душа в своём «чаровании» опускается в таинственную, Богом уготовленную купель, где, можно сказать, отмокает от грязи жизни, заскорузлости и очищает мысль от житейской перегрузки.
     И человек с уже освобождённой душой становится поистине человеком, нацеленным в небо, откуда, как он чует, идет эта перемена в его сознании, то есть становится цельным человеком (от слова «цель»).
     Как разделяя вечность в долях,
     Подлунный совершить свой путь?
     - Лишь вещество размерно в молях.
     А жизни цельность – это суть)

      Жизнь для цельного человека никак не может подчинятся размеру (статике), а только в цельности (движении) приобретает смысл. "Смысл жизни" и "жизни цельность" становятся, таким образом, взаимозаменяемыми понятиями. Обретая смысл (цельность), человек по сути обретает счастье. И, наоборот, бессмыслица (бесцельность) порождает несчастье.
     Смысл жизни всегда против смерти, против насилия, против разврата, лени, воровства, наглости, тупости, цинизма…
    Смысл жизни не поддаётся лжи, демонским влияниям. Он сродни Святому Духу, от которого трепещет вся бесовская свора.
      Смысл жизни не терпит раздвоения, удовлетворения частью. Ему нужно всё или ничего. И это всё  и есть Бог! Бог становится необходим цельному человеку как воздух. Он для него альфа и омега, краеугольный камень, лоза истинной жизни. Той жизни, которая воскрешает душу в Творце всего сущего, наполняет её животворными ароматами и возрождает для бесконечного возвышения в блаженной вечности.