Плюрализм на уроках литературы

Константин Берёзин
(из моих сообщений на другом сайте)

Мне тоже кажется очень вредной ситуация, когда все писатели, от первого до последнего, выставляются как «образцы» и «вершины», которые надо в одинаковой степени уважать и любить. Это притом, что сами писатели относились друг к другу неодинаково: писатель мог любить одних своих предшественников и не любить других. Как можно их всех примирить и посадить в одну лодку, если они друг с другом находятся в противоречии?

Приблизительно в 6 классе учитель русского языка и литературы нам сказал, когда мы в учебнике дошли до нескольких стихотворений Маяковского: «Вы, конечно, можете это прочитать, но сейчас проходить мы это не будем, он мне не нравится». Событие датируется приблизительно 1995 годом. (6 класс — это не такое ответственное время, там можно было немного изменить порядок прохождения произведений. Конечно, в 11 классе так было сделать нельзя.) Это, по крайней мере, подало пример, что не все писатели должны непременно в одинаковой степени нравиться. Но когда учителя на протяжении всего курса литературы нас спрашивали: «понравилось ли произведение?» — мы всё равно чувствовали, что на такой вопрос нужно непременно отвечать: «да, понравилось!»

Потом ещё одна учительница говорила, что её любимый поэт — Фет. Ну, это не было таким ярким примером плюрализма мнений, потому что Фет *был в программе*. Вот если бы она когда-то сказала, что её любимый поэт — это Баратынский или Надсон, то это могло бы произвести впечатление, что она как бы учит нас плюрализму...

Вообще единственный случай, оставшийся в моей памяти, когда учитель литературы упоминал о каком-то писателе, отсутствующем в школьной программе, — это то, что другая учительница (их у нас на протяжении 7 лет три сменилось: сначала учитель, потом две учительницы) положительно отозвалась об Арцыбашеве — мол, вы могли бы почитать про Санина... (Я этого не читал.)

Упоминать на уроке о писателях, отсутствующих в программе — это было бы весьма неплохо, это способствовало бы разрушению зашоренности. Мол, есть не только то, что вас заставляют сдавать на оценку, но и ещё что-то, более разнообразное.

Звёздочки (*) означают курсив.




.