Этимология имени Персефона

Тезан
Введение

Религиозные воззрения древних настолько плотно пересекаются и взаимодействуют друг другом, что стоит подумать, что это божьих рук дело.
Наименования богов в разных мировых религиях при всей своей разнице в звучании слова имеют общие корни и эти корни часто уходят в глубь веков, о чём современный человек даже и не подозревает.
Так, например богиня подземного царства у древних греков называется Персефона, а у древних римлян созвучно Прозерпине, но вряд ли кто догадается, что эти богини ведут своё начало от древнеегипетской мифологии, хотя в этимологических словарях никакой связи мы не находим.
«Персефона — (;;;;;;;;;, Proserpina). Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, царица преисподней, грозная повелительница над тенями умерших.» [ЭМ]
Персефона – ;;;;;;;;; (греч.) – Persephoni > preispodnij – Преисподняя (слав.)(редукция p/ph, замена d/o)
Прозерпина - Proserpina (лат.) > preispojdnia - Преисподняя (слав.)(пропуск d)

Анубис

Бог подземного царства Анубис имеет образ шакала (шакал-семейства псовых- canis aureus).
«Анубис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал, собака.» [2]
Анубис -  inpw (др.-егип.) > Pinpw > pina-pervij – пеня первый (слав.)(пропуск r, замена v/w)

 

Рис. 1. Анубис

собака – canis (лат.) > con-is-конец (слав.), здесь собака ассоциируется с концом, т. е. со смертью.
Вот как пишется по-древнеегипетски слово бог-Шакал:
поруб-рот-метёлка-метёлка-хлеб-бог Шакал – pryt - кризис? (др.-егип.) O1-D21-M17-M17-X1-C7 > PrrPiPit > pesjj podpertij – пёсий подпертый (бог подземного царства/пёс/бес)/Przrpina/Prsphona bit – Прозерпина/Персефона быть (слав.)(пропуск s/z, редукция b/p).
Вероятно Персефона, как «грозная повелительница над тенями умерших», первоначально в греческой мифологии имела образ сторожевого пса (Цербера), а затем уже произошла трансформация в образ супруги Аида, чтобы увязать образ пса с культом растительности наподобие славянского Переплута.
«Цербер, Кербер, в древнегреческой мифологии чудовищный трёхглавый пёс со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. По древнегреческим поверьям, для того чтобы Ц. пропустил тень умершего в потусторонний мир, надо было дать ему медовую коврижку, которую поэтому вкладывали в руки покойника. Только однажды Ц. пропустил в подземный мир живого. Это был Орфей, очаровавший его своим пением. В переносном смысле Ц. - свирепый страж.» [БСЭ].
Персефона – ;;;;;;;;; (греч.) – Persephoni > pesij peni – пёсья пеня (слав.)(перест. r/s, замена j/r, редукция p/ph)
Прозерпина - Proserpina (лат.) > pesij pina - пёсья пеня (слав.)( перест. r/s, замена j/r)
Cerber > server > slujij – служий (слав.)(редукция l/r, замена j/r)
Известное ругательное славянское слово «бес» происходит от славянского же слова «пёс», то есть собака.
Симаргл и Переплут – славянские языческие боги в образе огненной собаки. Симаргл изображается в виде собаки, изрыгающей из пасти огонь (гиена огненная).
Переплут изображается в виде собаки в переплетении ветвей. Это тоже образ огненной собаки в растительном виде, где растительность является образом огня. В египетском письме огонь представлен в виде сплетённых искр.
плетёнка-дар-птенец-искра-3- paw - пламя ? (др.-егип.) Q3-D36-G43-Q7-Z3 > pDrw sKr-tri > pltnj iskr – плетёные искры (слав.)(редукция t/d, l/r, замена n/w)
Симаргл по мнению многих учёных считается божеством иранского происхождения. Однако перевод слова в славянской традиции говорит о том, что это слово чисто славянское, возможно и заимствование из славянского в иранский язык.
Симаргл – simargl > smag-rlj – смагорылый (слав.)(перест. r/g), то есть здесь образ собаки, изрыгающий огонь из рыла (пасти).
Смага – по-славянски – «дым». Отсюда smog- дым (англ.)
«Кликну Карна и Жля поскочи, смагу людем мычучи в пламени розе» [СПИ].
Адаптивный перевод мой с др.-слав.:
« кликнула Кора и Жалость поскакала, дым людям мечучи из огненного рога», то есть изображён образ смерти, погребального костра. Смага здесь аббревиатура Симаргла, а Кора-Прозерпина.
Почему же собака в народной памяти ассоциируется со смертью ?
Известно, что шакалы (псовые) питаются падалью, то есть трупами. Одомашненная собака тоже не брезгует питаться отбросами, в отличие от кошки, которая ни за что не станет есть  тухлую пищу.
В этрусском письме тот же подземный бог называется Тухулок, Тухулинок и, как не трудно догадаться, по звучанием связан со словом «тухлятина», «тухляк» (слав.).
Собака болеет чумкой и является потенциальным разносчиком вируса бешенства.
«Название болезни происходит от слова «бес», потому что в древности считалось, что причиной заболевания является одержимость злыми ду;хами. Латинское название "rabies"имеет ту же этимологию.» [ВП].
Как было установлено слово «бес» происходит от слова «пёс».
Все эти собачьи признаки были подмечены в народе и стали, вероятно, причиной ассоциации собаки со смертью. В Средние века образ собаки как смерти был заменён образом «смерти с косой», видимо от распространения чумы.

Как «козёл отпущения» стал нечистой силой

Понятие «нечистой силы» возникло во времена возникновения и господства христианской религии. В разных языках появились демоны, дьяволы, бесы, черти, Мефистофели, Вельзевулы, появилось понятие ад, геенна огненная, тартар и др.
Для торжества христианской идеологии необходимо было искоренить память о языческих богах или превратить языческого бога в исчадие ада, нечистую силу. Тем не менее, в истоках корней новых демонических слов сохранились прежние представления о языческой мифологии.
Так, например собачья суть сохранилась в слове «бес».
бес – bes > pes – пёс (слав.)(редукция p/b)
До сих пор популярным ругательством в католической Польше остаётся выражение pesij krew «пся крев»- пёсья кровь.
Производные от слова «пёс» - бешеный, боязнь.
От козлиного бога Пана (аналог Силен – silen – zelenj/lsnj – зелёный/лесной-слав.) произошло слово «паника», потому, что Пан-Силен наводили на людей ужас своим появлением. Впрочем, вой или лай собаки тоже наводит на человека неописуемый ужас.
Древнеегипетский бог-Шакал был подменён в христианстве дьяволом (дий Бел-Белобог- праславянский бог) – падший ангел, противник истинного (иудейского) бога, который препятствует людским делам или толкает их на преступления согласно христианским воззрениям.
Вельзевул или Ваал-Зевув – имя главы демонов в Новом Завете. Почему ?
«Вельзевул, имя главы демонов в Новом завете. В Ветхом завете ему соответствует Баал-Зебуб (Баал-Зебул) - бог филистимлянского города Экрона. Баал-Зебуб постепенно превратился, очевидно, в мифологически-религиозных представлениях иудеев из бога враждебного иудеям народа в одну из главных фигур их собственной демонологии, а затем с вычленением христианства из иудаизма - в главную фигуру раннехристианской демонологии.» [БСЭ]
В христианской демонологии дьявол представляется в образе антропоморфного или зооморфного существа наподобие козла. Дьяволу уподобляется славянское слово «чёрт», которое некоторые филологи ведут от слова «чёрный» или «черта» - граница через которую нельзя переступать. Но вероятнее всего, слово «чёрт» происходит от той же собачьей породы овчарок, которые сторожат овец от посягательств волка (тоже родственник Анубиса).
чёрт – chert > ovcarj – овчарий (слав.)(пропуск v).
Аналог шакалу – бурая гиена (правда, из рода кошачьих, но весьма похожая на собаку, даже есть порода гиен, которая называется «земляной волк») стала синонимом «геенны огненной».
Правда филологи ведут происхождение «геенны» от долины Еннома близ Иерусалима, где сжигали мусор и ранее проводили языческие обряды сожжения животных и людей.
Долина Еннома переводится по-еврейски как «Долина сынов Еннома».
«Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kimhi) в комментарии к (Пс. 27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом» [ВП].
Тем не менее слово Гехинном означает по-славянски «огненный».
Гехинном – Gehinnom – oghnennaj – огненный (слав.)
Геенна огненная есть тавтология, если не учесть второе значение слова Гехинном/Геенна – это гиена. Гиена как и шакал питается падалью и не исключено, что гиены могли наведываться в долине Еннома.
Геенна огненная является аналогом ада.
«Ад (от др.-греч. ;;;; – Adis — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороостризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания. Как правило, противопоставляется Раю.
Античное слово «аид» использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова ;;;; — Шеол, и в частично переосмысленном значении перешло в Новый завет.» [ВП]
Интересно, что слово Шеол в славянской трактовке означает «Шакал».
Шеол – sheol > shacl – шакал (слав.), что вполне приемлемо, поскольку Шакал является в древнеегипетской мифологии богом подземного царства.
Ругательное слово «сатана» или «шайтан» можно отнести к той же категории.
сатана > satan > shataln > shaclnj – шакальный (слав.)
А понятие Ада можно трактовать как искажённое слово «ладья», ладья умерших, которая отправляется в последнее путешествие в страну Мёртвых.
Ад – adis > ladj – ладья (слав.)(пропуск l)
Не зря ведь, согласно древнегреческой легенде Харон переправляет (хоронит-слав.) умерших на ладье за определённую мзду (для чего в рот покойника кладётся монета) через реку забвения под названием Стикс.
Появление козлиной сущности дьявола вместо пса можно трактовать как замену некогда существовавшего языческого обычая изгнания «козла отпущения», о котором ещё говорил известный этнограф Дж. Фрэзер. Если в городе или селении случалась какая-либо напасть или беда, например, неурожай клубники, то жители города избирали из своей среды бедолагу, нищего, пороли плетьми, побивали его камнями и выгоняли за пределы города.
Со временем варварский (бородатый-слав.) обычай претерпел изменения и вместо человека стали использовать козла, которому и отпускали свои грехи. Этого козла и прозвали «козлом отпущения». С приходом христианства «козлом отпущения» стал дьявол или чёрт, на которого и поныне сваливают все грехи человеческого бытия.
 

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭМ – энциклопедия мифологии

Ссылки

1. Русско-египетский и англо-египетский словарь иероглифов,
http://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
2. Анубис, http://egyptopedia.info/a/1185-anubis
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm