Тёмная сторона не сильнее

Светлана Открытая
Тёмная сторона не сильнее

- The Force is with you, young Skywalker, but you are not a Jedi yet.

Пятый эпизод «Звёздных войн», пожалуй, самый признанный из всех семи на сей день снятых эпизодов — и это неудивительно. Ведь в этом эпизоде, пожалуй, самая культовая из всех сцен, которая далее будет пародироваться много раз, в самых разных творениях, от «Истории игрушек» до шуточного трейлера «Аватара 2». В этом эпизоде — появление великой музыкальной темы «Имперский марш». И это весьма удивительно, что «Новая надежда» Оскар за лучший саундтрек получила, а «Империя» — нет. С этой музыкальной темой Вейдер действительно стал Вейдером — начиная с этого эпизода каждый раз, как он только упоминается, звучит данная музыка, отсутствовавшая в «Новой надежде». Она будет едва слышно звучать даже в «Скрытой угрозе» при словах Йоды «обучение его нам многие опасности сулит». И это действительно одно из лучших музыкальных произведений, написанное Джоном Уильямсом.

Смотря этот фильм, действительно понимаешь — его место в Топе-250 IMDb совершенно заслужено и не является всего лишь каким-то веянием времени. Редко такое впечатление возникает после просмотра практически каждой сцены — «а ведь это не просто сцена, это великая сцена». Взять хотя бы сцены с Вейдером. Они при просмотре просто затягивают — мы видим невероятно харизматичного злодея, и нам действительно становится страшно. И даже несколько жалко адмирала Оззеля и капитана Ниду — несмотря на то, что они те ещё мерзавцы. И уже страшно за адмирала Пиетта, когда Вейдер говорит ему, что тот назначен на должность. Нам страшно, когда мы внезапно видим Вейдера в Облачном городе. А его голос в оригинальной озвучке Джеймса Эрла Джонса — это то, что однозначно необходимо в своей жизни услышать.

И при этом у «Империи» есть ещё одна особенность — именно в этом эпизоде подробно показано обучение владению Силой. В этом эпизоде есть та религиозность, которая не связана с нецелесообразными и несправедливыми догмами, но восходящая к истинному Свету, и её больше, нежели в остальных эпизодах. Да, я говорю о сценах Йоды с Люком. Эти сцены — вершина кинематографического мастерства. Таких сцен в блокбастерах вообще мало — они сняты в очень медленном темпе, конечно, не в темпе «Сталкера» Тарковского, но довольно близком к нему. И между тем, они не заставляют скучать — они позволяют расслабить своё сознание и дать волю позитивным чувствам, наполнить себя Светом, освободиться от гнева, страха, агрессии. Учение Йоды о том, что есть Тёмная сторона Силы, и почему её надо избегать западает в душу невероятно сильно. Когда он говорит про Люка: «долго за ним я наблюдал, он всю жизнь свою глядел вдаль, в будущее, за горизонт, о том не думал, где он сейчас» — почему-то воспринимаешь это на свой счёт, и не обижаешься, но задумываешься о саморазвитии и нецелесообразной трате собственного времени. Йода доносит эту мысль до зрителя так, что зритель действительно чувствует себя получившим некую жизненную энергию на саморазвитие — где вы найдёте ещё такие воистину полезные фильмы? Да, это тот случай, когда фильм вышел, и гнева, страха и агрессии в мире действительно стало меньше, чем могло бы быть, если бы он не вышел. Ибо дело истинного Искусства — учить хорошему, не вдалбливая что-то в голову, а очень аккуратно перебирая нужные клавиши человеческой души, стараясь не повредить её саму. Мало кому это удаётся в нашем несправедливом и жестоком мире. Но Лукас и Кершнер подошли к этому делу очень ответственно. Даже сама Дагоба, и цветовая гамма в этих сценах, подобранная очень грамотно создателями фильма, настраивают зрителя на чистые и светлые мысли.

Когда мы видим Йоду в этом фильме — кукольного, реалистичного и очень приятного глазу — мы видим действительно магистра-джедая, который отправился в изгнание, потерпев фиаско. Мы видим личность, которая при всём своём могуществе не сумела спасти свой орден, которая не особо горит желанием уже кого-то учить, ибо осознаёт, что воистину оказалась уже плохим учителем. Но на словах себя Йода не винит — ибо выпячивать в себе что-то высоко моральное, даже искреннее чувство вины, само по себе очень сомнительное дело. Йода просто объясняет Люку, что гнев в нём сильный, и мы понимаем, что Йоде не хочется ещё сильнее усугубить ситуацию. Йода говорит нам — Тёмная сторона не сильнее, она просто проще и притягательнее. И всеми силами старается уберечь Люка, предпоследнюю надежду джедаев, от Тёмной стороны.

Не менее интересна история других персонажей — Хана Соло и Леи Органы. Сцены с ними тоже вошли в историю, одно только «I love you» — «I know» чего стоит! Да, это тот случай, когда мы видим у них обоих несколько высокомерное выражение лица. Тем не менее, во Вселенной есть такая великая сила, как Любовь — и она стоит выше очень многого. Если в приквелах будет раскрыта тема привязанности, которая приводит к ревности, и того, к чему эта привязанность может привести, то в оригинальной трилогии, в частности, в пятом эпизоде, раскрыта тема чистой Любви. Насколько эмоционально снята сцена, где Люк, вися над пропастью, говорит «Лея, услышь меня»… В этот момент мы понимаем — и в Люке, и в Лее, течёт весьма мощная Сила. А ещё у них есть Любовь. И тут хочется поспорить с самим Шерлоком Холмсом — нет, товарищ сыщик, она не является противоположной холодному рассудку только из-за того, что является эмоциональной. Она противоположна ненависти. Она невероятно сильна, и может многое, хотя по-настоящему любить, безусловно, сложно, гораздо проще гневаться и ненавидеть. И у великого Владимира Семёновича Высоцкого по этому поводу есть великие слова — «если не любил, значит и не жил, и не дышал».

- Luke! Don`t give in to hate. That leads to the Dark Side.

Фильм «Звёздные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» — это настоящее искусство, которое многому учит, в частности — чистой любви и трудолюбию. Напрасно говорят, что кино не должно учить, что кинематограф ценен чем-то другим. Это тот случай, когда фильм при своей огромной популярности далёк от обывательщины — когда Лукас замысливал Сагу, он ни под чьи пожелания не подстраивался, снимал как можно более оригинально и при этом реалистично и нескучно. Данный фильм он поручил снимать Ирвину Кершнеру — и тот, сняв его, отнёсся к этому делу крайне бережно, и в результате обессмертил своё имя, хотя о нём и вспоминать будут реже, чем об отце Саги. Безусловно, это фильм, который желательно отсмотреть — и не единожды.