Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия

Алина Алексеева-Маркезин
   
  ИЕРОНИМ БОСХ «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти»,1500г. Художественная галерея Йельского университета в США.

           Картина написана в зрелом периоде творчества художника не случайно. По-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам. Тогда же и написан знаменитый «Корабль дураков», также обличающий духовенство. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя.

        Картина воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, некоего триптиха «Семь смертных грехов». Это точно не самостоятельная работа - это нижняя часть левого внутреннего крыла некоего триптиха. В настоящее время предполагается, что "Смерть Скряги" это правое крыло того триптиха, возможно, что "Корабль Дураков" тоже был какой-то частью этого произведения.

        Они имеют, по данным проведенных исследований, примерно одинаковый возраст. Работа в первый раз появилась в каталоге аукциона Кристи 11 мая 1928 года в Лондоне, где была продана за 105 гиней. В 1936 году она была выставлена в Музее Boijmans Van Beuningen в Роттердаме, затем оказалась в Кёльне, а позже она перешла во владение Людовика Рабиновича (1887-1957), чья жена Ханна уже пожертвовала её художественной галерее Йельского университета в 1959 году.

      Обжорство и похоть - эти грехи Босх считал присущими прежде всего монахам, с присущим ему пессимизмом относительно слабости человеческой натуры, Босх едва ли оставляет надежду на победу добра над злом. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали.

      Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. Справа в шатре сидят любовники. Их грех - похоть.