Мелкие радости

Валентина Телухова
После резкого похолодания вдруг выдался такой теплый и солнечный осенний денек, что этот свет и это тепло пробудили во мне радостные чувства. И захотелось мне написать рассказ про нежданную радость.

Мне позвонила сестра из далекого поселка. По телефону она жаловалась мне, что у неё уродилась морковка в таком количестве, что некуда девать. И вот она высушила её, а теперь перебирает, и знает, что когда спустит в подполье - её поедят крысы. Как будто она специально для них выращивала. И в прошлом году так было, и в позапрошлом.

- А зачем в подполье спускать? Можно ведь посолить её. Крысам она будет не по зубам в банках. Прекрасно сохранится. И зимой можно брать, шинковать и класть в суп, варить с ней плов.

- А ты знаешь, сколько возни с этой засолкой?

- Догадываюсь. Но можно ведь и заправку борщевую приготовить. Лук и свеклу и морковь перетушить и томат добавить. Крепче посолить. А потом просто класть в борщ перед готовностью. Будет и быстро, и вкусно очень!

Но и этот вариант сестре не понравился. Работы много. А спустить в подполье на съедение крысам - самый разумный вариант.

- Людочка! А не вспомнишь ли ты какую-нибудь неожиданную радость из своей жизни? Мне очень хочется написать рассказ про что-то светлое.

- Да сколько хочешь у меня было радостных событий. Вот совсем недавно я думала, что у меня денег нет совсем. Пенсия то у меня маленькая. А потом посмотрела в кошельке в очках повнимательнее, и вот оно - счастье! Тысяча лежит в маленьком карманчике. На что-то я её откладывала. А потом забыла. И я так обрадовалась, что запела "По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед!"

- А почему именно эту песню? - хихикая, спросила я.

- Не знаю! Наверное, потому что вперед бойцы шли, а не назад. И моя жизнь пошла вперед. С тысячью в кармане оно как-то радостней мне стало, чем с пустым кошельком. И мысли черные сразу улетучились. И не нужно к богатой соседке идти и унижаться и просить в долг до новой пенсии. Вон сколько радости одним махом.

Радость то она конечно неожиданная, но мелкая какая-то.

В дверь моего дома постучали, я открыла. Пришел сосед Гриша и спросил не нужно ли мне чего в магазине купить. Он едет за покупками. Я попросила моего тридцатилетнего соседа - отца двоих детей, красавца и труженика - купить мне булку хлеба. Денег моих он не взял, а сказал, что на булку хлеба для меня потратит свои. Не обеднеет.

- Гриша, а не можешь ли ты вспомнить неожиданную радость, которую испытал недавно?

Гриша посмотрел на меня своим васильковыми большими глазами, тряхнул своим пшеничным чубом и чуть сморщил лоб. Он задумался.

- Да был такой случай. Мы объект на работе сдали успешно. Обмыли с мужиками это дело. А утром я проснулся - голова раскалывалась. Пошел на кухню и ни на что не надеялся, а просто открыл холодильник, а там банка пива стоит нетронутая. Я сильно обрадовался!

Опять двадцать пять! Радость, конечно, но какая-то мелкая.

Я вышла во двор и села подышать свежим воздухом на скамейку под яблоней. Меня окликнул Гришин сын - одиннадцатилетний Коля.

- Коля! А какую ты неожиданную радость пережил совсем недавно?

Коля также тряхнул чубом, также, как и отец, широко открыл свои глаза василькового цвета и слегка наморщил лоб. Задумался. Он простоял в этой позе целую минуту. Два осенних листа опустились прямо на него сверху, а один даже застрял в его кудрявых волосах.

- Да вот позавчера. Прихожу на урок математики - а нам подарок - проверочная работа. Смотрю на примеры и половину не знаю как решать. А мне друг Миша незаметно шпаргалку передал. Я все списал - и вот сегодня четверку получил. Ну как тут не обрадоваться? Вы бы обрадовались?

- Мне тебя трудно понять. Я в школе отличницей была. Мне такие ситуации не приходилось переживать. Радость, конечно, но какая-то странная.

Во двор вышла моя молодая соседка Юля - жена Гриши.

- Юля! А ты какую самую сильную радость пережила в жизни недавно? - спросила я её.

- Сильную радость? Недавно? Когда услышала первое движение своего ребенка, которого я вынашиваю. Он так толкнулся осторожно. Я даже вскрикнула от неожиданности, а потом засмеялась на весь цех. Половина срока. В конце января ждем мы прибавление в семействе. Хочу очень девочку. Но и от мальчика мы с Гришей не откажемся.

И мне стало очень хорошо. И понятна и близка была её радость. Настоящая большая и человеческая!