Рецензия на книгу Натальи Мелёхиной По заявкам сел

Павел Леонидович Тимофеев
Рецензия на книгу Натальи Мелёхиной «По заявкам сельчан». Проект «Том писателя». Вологда, 2015.

     В 1984 году Виктор Цой в интервью  газете «Политехник», (Ленинград), сказал: «Нам за честность могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. ... Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают.»

     Примерно то же самое можно сказать о прозе Натальи Мелёхиной.  Здесь нет ностальгических набоковских предложений, занимающих пол-страницы, по своей сложности и структурированности, напоминающих авианосную группу сверхдержавы на рейде.  Нет сочной прямой речи персонажей исчезнувшей культуры, как например, местечковый говор героев Шолом -Алейхема. Нет многого  другого из меню литературных гурманов. Но зато есть пронизывающий сюжет и предельная искренность.  Разве что в рассказе «Забывай, как звали» присутствует игра с формой, а именно - периодическое обращение лирического героя к населённому пункту, как к некоему субъекту. Этот, казалось бы, нехитрый литературный приём – олицетворение, повторяемый неоднократно с необходимой частотой, выделяет этот рассказ из всего ряда произведений в сборнике.

     Когда погружаешься в бурьян пустырей «Наследников», бессильно жалеешь героя «По заявкам сельчан», посмеиваешься над  застарелой враждой бабушек из «Паутинки любви», понимаешь, что форма соответствует содержанию, всякие стилистические приправы излишни, потому что это родной для автора материал.  Это родные ему персонажи, хорошие ли, плохие – не важно, важно не потерять ту самую искренность и донести до читателя их речь, быт, поступки и переживания кратчайшим путём, обыкновенной доступной речью. И по прочтении книги, её герои становятся родными так же и читателю.

     О рассказе «Наследники» выскажусь подробнее. Главный герой , собирая на мотоблоке «дрынке» по окрестностям вымерших деревень металлолом, думает, как помочь родне, наследникам, -  детям, племянникам, внукам. И тут возникает ещё одна трактовка названия – герой рассказа, да и все мы, унаследовали эту реальность , в которой оказались, и от наших нынешних шагов зависит действительность, в которой окажутся уже наши наследники.

     Книга, помимо описания деревни и её обитателей на стыке веков, что уже воспринимается трагически, заставляет задуматься, о бренности сущего, материального, и о дефиците человеческого тепла, и о всевозможных, часто искусственно выдуманных барьерах между, возрастами, поколениями, полами людей. Не случайно видимо, каждый рассказ отделяет  пустая страница, словно говоря  -  Не спеши перелистывать, подумай.

     Надеюсь, эта книга сможет поспособствовать тому, чтобы нынешняя страница российской деревни не оказалась последней и окончательно перевёрнутой.