Часть 1. Дневник моего прапрадедушки

Ладо Булах
......Эта история воскресла спустя более полтора столетия ,после событий описанных в ней. Я как раз выкупил наш фамильный особняк у одной фирмы,уж и не думал и не гадал что у меня всё получится,но получилось. Гонораров за три моих книги  и сбережений хватило на это дело с лихвой. Мне удалось выкупить наш семейный особняк на улице Трёхсвятительской 45 ,в городе где я родился и вырос,почти за бесценок,фирма явно торопилась продать особняк ,и я его выкупил. Разумеется я устроил там ремонт и мы въехали туда. Мы ,это я,ваш покорный слуга,писатель Александр Дитятьев ,моя жена Таня и наша непоседа -доченька,девятилетняя Ева. Дочке особняк сразу пришелся по вкусу,да и жене Тане тоже ,мы полностью восстановили практически всю обстановку которая была ещё при моём прадеде Александре Александровиче,дедушке Фёдоре Александровиче и моём папе Николае Фёдоровиче. Так уж вышло что после смерти дедушки,я тогда как раз школу заканчивал,этот самый особняк достался в наследство папиному старшему брату,моему дяде Алексею Фёдоровичу,надо сказать ,дядя был заядлым карточным игроком ,и проигравшись однажды в пух и прах продал особняк той самой фирме у которой я его выкупил. Отец мой страшно рассердился на дядю за то что он продал наше фамильное достояние,он знать дядю больше не хотел. Дядя в конце концов спился и почил в бозе ,ему был чуть больше пятидесяти. Его дочь ,Алина ,моя сестрёнка двоюродная стала жить у нас ,жена дяди ,Валентина Дмитриевна вышла замуж второй раз и до Алины ей не было никакого дела. Мы с ней стали больше чем родные. Папа ушел из жизни вскоре после смерти своей мамы ,Татьяны Ивановны,моей горячо любимой бабушки,которая и предала мне незадолго до смерти несколько очень старых фотографий,она со слезами на глазах умоляла меня вернуть наш особняк. Я дал ей слово. Папа очень переживал за это ,а тут мама легла в больницу на операцию ,и папа переживал ещё больше и его сердце в конце концов не выдержало,папа незадолго до своего ухода взял с меня слово ,что я любой ценой верну наше фамильное достояние. Потеря двух самых близких мне людей ,была страшным ударом для меня,хорошо что жена была рядом,мама,и ,тогда годовалая Ева. Эти трое самых близких мне людей вернули меня к жизни,я всего себя отдал им ,в доченьке души не чаю,Алина ,двоюродная сестра ,тоже,да и все мы были счастливы что мне удалось сдержать слово и особняк снова наш. Это трёхэтажный дом,построенные в ещё в начале девятнадцатого века ,моим прапрапрадедом Иваном Кондратьевичем,действительным статским советником,в этом доме родились все последующие наследники рода Дитятьевых . И вот осенним ,дождливым вечером я вернулся домой из издательства и пройдя в гостиную увидел Еву и её лучшего друга и одноклассника Сашу Мальцева ,ребята лежали на животах на полу и что-то увлечённо рассматривали. Меня удивило то что Саша был в...платье! Да-да ,в темно-синем бархатном платье! Я сел в кресло у камина ,в котором жарко пылал огонь и тихонько кашлянув сказал:

-Кхм!Кхм! Добрый вечер ,молодые люди! Чем это вы так увлечённо занимаетесь? Ба,Сашуня,что за вид?!-.

Дети вскочили и подошли ко мне. Мальчик покраснел и сказал:

-Дядя Саша,мы тут это,нашли толстую такую записную книжку или типа того,на чердаке,вот. Ну я помогал Еве и тёте Тане порядок там наводить,ну и нашли,ну и вот в той книжке фотография...Вот...а там мальчик и девочка в платьях! Я так удивился,а потом сказал Еве что хочу попробовать каково это в платье,и она мне дала вот это...А знаете дядя Саша ,в нём так здорово!-.

-Вот оно что! Понимаю,Сашуня! Понимаю! -улыбнулся я .

-Папочка,вот она эта записная книжка ,а фот фото ,только там написано так что мы не смогли прочитать! Просто нас это фото поразило ,и Саша захотел попробовать в платье походить,я и дала ему простое,без всяких выточек ,кружев. Он так ему идёт! Даже маме понравилось!-сказала Ева и подала мне записную книжку ,толстую такую,в синем бархатном,уже правда изрядно потрёпанном переплёте,и фото,на котором были изображены мальчик и девочка в платьях,улыбающиеся и счастливые.

Я узнал это фото,ибо точно такое передала мне бабушка. Открыв книжку и пробежав глазами несколько страниц,я понял что это дневник...моего прапрадеда Александра Ивановича Дитятьева! Невероятно! Я ещё раз посмотрел на фото с нежностью и сказал:

-Вот что детки,вы нашли удивительную вещь! Это дневник Александра Ивановича Дитятьева ,моего прапрадедушки и твоего прапрапрадедушки,доченька! А на фото это он и есть ,Александр Иванович Дитятьев и его супруга Мария Ильинична! Так-то вот! Дневник написан тем старым правописанием,поэтому я сегодня что разберу вам попробую прочесть,а дальше буду потихоньку разбирать и вам читать или пересказывать ладно? Пока будет готов ужин,у нас есть время,устраивайтесь поудобнее и я попробую почитать!-сказал я .

Дети придвинули к камину пуфики и удобно уселись на них,я начал внимательно смотреть на страницы дневника и ....

.....Пароход "Королева Виктория" 5 сентября 1859 года.

Сегодня удивительный день,я и мой гувернёр Пётр Андреевич Скороходов ,плывём в Петербург,где я ,Саша Дитятьев родившийся в Ярославле 25 января 1850 года ,должен буду стать учащимся кадетского корпуса. Честно говоря,желанием там учиться я не горю,я люблю историю ,географию,люблю читать ,словом чистой воды гуманитарий. Но как известно дети зачастую не выбирают где им учиться. Так случилось и со мной.Мой отец ,действительный статский советник Иван Кондратьевич Дитятьев ,человек суровых нравов,был направлен в январе 1856 года ,мне едва тогда исполнилось шесть лет,указом его императорского величества,послом в Северо-Американские Соединённые Штаты,и спустя три месяца мы прибыли в Вашингтон,новую столицу САСШ,мы это папа,мама ,Анна Христофоровна ,я,разумеется и мой гувернёр ,Пётр Андреевич Скороходов,добрейшей души человек. Я быстро подружился с Машей,младшей меня на год,дочкой секретаря посольства Ильи Васильевича Баландина. Машина мама,Арина Петровна была милой и доброй женщиной,с моей мамой они быстро подружились. Надо сказать что я носил платье ,да-да,мальчики ведь у нас до шести лет  как и девочки носят платья,я просто летал в нём. Но однажды утром я не обнаружил платья на спинке стула. В комнату вошёл отец и вытряхнув меня из ночнушки ,голышом понёс в ванную,там он держал меня,словно в клещах,а цирюльник по имени Майкл лишил меня ножницами большей части моей шевелюры. Я кричал,плакал ,умолял не делать этого,но отец был неумолим,более того на меня надели рейтузы ,сверху штаны с лямками,рубашку и пиджачок. В таком виде я был допущен к завтраку.Увидев меня мама расплакалась и сказала:

-Господи! Сыночек! Сашенька! Что с тобой сделали?!Ужас какой!Супруг мой любезный,неужто это так уж необходимо было?-.

-Моя дорогая супруга,поверьте ,я делаю это для блага нашего сына и наследника! -сурово сказал отец и обратившись ко мне продолжил:

-Александр,сын мой,вам исполнилось шесть лет! С этого момента вы больше не будете носить платья и длинные волосы! Вы будете одеваться отныне как подобает только мальчикам! Ежели вы,сын мой попытаетесь снова надеть платье,я лично высеку вас розгами! Вы поняли меня,сын мой и наследник,Александр?-.

-Ддда,батюшка! Я понял вас!-ответил я,дрожа как осиновый лист.

-Вот и славно,сын мой! А теперь давайте завтракать!-сказал отец.

Скажу честно штаны вместо платья были для меня настоящей пыткой! Там трёт ,тут давит! Ужас! Маша увидев меня стриженого и в штанах залакала и сказал:

-Саша,друг мой любезны,да что же папенька ваш с вами сделал?! Зачем?! Ох,Сашааа!-.

-Господи,да что же это? Александр Иванович,да зачем же это надо было делать- то?-ахнул ,увидев меня Пётр Андреевич.

А я плакал,размазывая горькие слёзы по щекам. Начались занятия ,но я не мог сосредоточиться на уроках,я скучал за платьем. Мама в тайне купила мне пару платьев,и когда отца не было дома я надевал их и дело с учёбой шли на лад. Но однажды отец вернулся раньше обычного и застал меня в платье! Что тут началось!


-Александр,сын мой,как посмели вы нарушить мой запрет! Разве я не говорил вам что платье вы носить никогда больше не будете?!-загремел отец.

-Да,батюшка,вы это говорили но ..мне неудобно в штанах!-ответил я .

-Чтооооо?! Перечить мне?!-заорал отец,затем подбежал ко мне сорвал с меня платье и голышом потащил на конюшню.

Я кричал,отчаянно брыкался ,силясь вырваться,но тщетно. Отец держал меня словно клещами. Придя на конюшню он велел конюху Степану подать лавку,плюхнул меня на неё животом,накрепко привязал и взяв розгу ,замоченную в солёной воде начал сечь,я дико заорал от боли,на крики прибежала мама и увидев сию картину упала в ноги отцу и зарыдав закричала:

-Иван Кондратьевич,супруг мой любезный! Да что же это вы делаете?! Смилуйтесь,Христом Богом молю! Это наш сын! Неужто вы до смерти родное дитя засечь хотите?!-.

-Цыц,любезная моя супруга,Анна Христофоровна! Не перечьте муж! Наш сын нарушил мой запрет надо будет засеку! Ишь,платье ему подавай опять! Поносил пока младенцем был и будет! Я его в Петербург в кадетский корпус отдам ,там его живо мужчиной сделают!-грозно сказал отец и не взирая на мольбы мамы,Маши и Арины Петровны яростно отсчитал мне сорок ударов. Затем швырну розгу в сторону ушел прочь. Мама, рыдая, бросилась меня развязывать,Арина Петровна и Маша ей помогали. Три недели я лежал в постели,и как не молила мама отца не отдавать меня в кадетский корпус,отец был не умолим. И вот сегодня 5 сентября я и мой гувернёр взошли на пароход "Королева Виктория" и отплыли в Петербург. На маму страно было смотреть,она так плакала,умоляла отца одуматься,но отец стоял как статуя,суровый и непреклонный.Маша,чмокнув меня в щечку убежала вся в слезах . Пароход дал гудок,убрали трап и мы отплыли,отец ни слова не проронив увел маму. Я плакал,сидя на коленях у тоже плачущего Петра Андреевича,а он,глотая слёзы,ладил меня по голове и говорил:

-Александр Иванович,голубчик мой,не по своей воле везу вас в Петербург,а по воле и по приказанию батюшки вашего, Ивана Кондратьевича! Как приедем,я бабушку вашу ,её светлость Ирину Константиновну молить буду на коленях чтоб заступилась за вас и образумила сына своего ,вашего батюшку! Ох,Александр Иванович!-.

Так ,мы с Петром Андреевичем и уснули.....