Диверсанты. Бомба

Владимир Пастернак
    Я ее увидел сразу, проходя мимо котлована строящегося дома. На песке зубцами вверх лежал ковш, сам экскаватор стоял в стороне. Бомба была надета на зуб, а дворовая мелюзга швыряла в нее камни. Самому старшему из них  было не больше двенадцати лет. Сверху были хорошо видны линии, которые они прочертили на песке. Кое-кто уже попал в цель и перебрался на пару линий вперед. Самый меткий стрелок находился от авиабомбы в трех-четырех шагах и уже собирался швырнуть свою четвертинку кирпича. Я заорал и скатился кубарем в котлован. Все внимание шпаны было обращено на меня, как никак, я был старше их главаря на три года. Это он стоял, готовясь к победному броску. Я выбил камень из его руки и приказал всем выбросить свои метательные снаряды. Мелюзга с большой неохотой выполнила мою команду.

- Где вы ее взяли? – спросил я у старшего. 

- Это наша бомба, - мямлил малолетний балбес, вытирая сопли, - мы ее откопали в песке вон там. -  И он ткнул рукой в направлении противоположного края котлована.

- Да как вы ее дотащили сюда и как напялили на ковш?!  В ней же килограммов тридцать, если не больше!!!

- Мы ее с Юркой катили, не такая она и тяжелая, - сказал шкет, пытаясь стащить бомбу с зуба.

- Ты что, спятил?!!! А ну, отвали подальше, придурок!!! Значит так, - скомандовал я, - ты стоишь здесь и сторожишь, и чтобы никаких камней! Понял?!
 
 - Понял, - промямлил пацан.

- Бросите камень – убью!

    Я побежал искать кого-нибудь из взрослых и увидел соседа из нашего дома, возвращающегося  с работы.

- Дядя Володя! Там пацаны бомбу нашли, нужно вызвать саперов!

    Вместе мы побежали к ближайшему телефону-автомату, но он оказался с оборванной телефонной трубкой, только из следующего  удалось дозвониться  по «02».
 
    Милиция, саперы и мы прибыли к котловану почти в одно время. Ковш был на месте, экскаватор тоже... только пацаны и бомба исчезли. Я даже подумал, что эти придурки  продолжили швырять камни и бомба взорвалась. Осмотрели весь котлован, но ни бомбы, ни пацанов не нашли. Дядя Володя даже засомневался, не выдумал ли я всю эту историю. Саперы уехали, а милиционеры с участковым еще долго ходили по домам, опрашивая взрослых. Но поиски ни к чему не привели, поздно ночью все разъехались и разошлись по домам.

    На следующий день  по дороге в школу я встретил Крета, его глаза светились каким-то нехорошим блеском.  Он схватил меня за руку и потащил к подвалу. Оказывается, этот козел спер бомбу, когда мы бегали звонить, а шпане надавал подзатыльников  и под страхом смерти велел молчать. Теперь ржавая немецкая, а может и наша авиабомба спокойно лежала в его сарае под  домом.  Там она пролежала еще три дня, а потом, боясь, что мать обнаружит бомбу, Крет предложил взорвать ее на свалке.
 
    Вечером в мешке из-под картошки наша «банда» оттащила бомбу на свалку.  Удобное место для разжигания костра нашли быстро. Огромного диаметра труба  выходила из песка наружу и закрывала костер от ветра. Бомбу поставили на стабилизаторы и обложили со всех сторон толстыми сучьями.  Костер разгорелся и мы отбежали на приличное расстояние, спрятавшись за кучей строительного мусора. Ждали полчаса, бомба не желала взрываться. Время от времени кто-то из нас подбегал, чтобы подбросить очередной кусок  доски. Потом Крету надоело и он пошел к бомбе со словами «она негодная или отсыревшая». Со всей силы он пнул ее ногой  и та свалилась на бок.  Мы тоже вышли из укрытия и окружили костер.  Для убедительности Крет залез на трубу и сверху бросил здоровенный камень. На всякий пожарный, мы рванули во все стороны, боясь не взрыва, а взметнувшегося снопа искр и не сгоревших головешек.
Постояв еще какое-то время, мы бросили на бомбу старую покрышку  и разошлись по домам.

    Ночью весь город проснулся от сильного взрыва, а утром выяснилось что в кранах нет воды. По дороге в школу я слышал, как соседка «по секрету» рассказывала своей знакомой, что  диверсанты взорвали ночью городской водопровод, но их поймали и сейчас допрашивают в КГБ.  Я сделал вид, что все это меня мало волнует и, ускорив шаг, прошел мимо.


                ПОСЛЕСЛОВИЕ


    Пролетели годы. Я иду по нашему старому двору, но меня никто не узнает . Старики давным-давно умерли.  Я иду, незаметно разглядывая лица, но это все –  незнакомые мне люди. Навстречу понуро идет алкаш, поравнявшись, он притормаживает и на обросшем щетиной лице появляется подобие жалкой улыбки. Мне кажется, он узнал меня и сейчас  кинется со словами: «Привет, Пастер!  Угостишь пивом?!». Вместо этого, небритый субъект начинает выклянчивать  мелочь на опохмел.
Я протягиваю купюру и он торопливо запихивает ее в запазуху  такой же старой, как и он сам,  рубашки. Прежде,чем дать ему уйти, я спрашиваю, не помнит ли он Вовку Петрова, Юру Фисенко, Сережу Кретова...

- Так они все уже давно померли, - виновато улыбается  алкаш, - Петров в позапрошлом году, а  Фисенко,  с Кретовым – сто лет назад. А ты что, жил здесь?»

- Жил, - отвечаю я и чувствую, как повлажнели щеки.

- Из стариков никого не осталось, все ушли... кто спился и замерз, как Нича, у кого-то  отказал мотор...

- Какие  они старики?! – спохватываюсь я. - Это мои одногодки, мои кореша!!!

- То-то, я смотрю, лицо мне твое знакомо.  Ты не смотри, что я на деда похож, мне  всего сорок шесть. Когда вы тут «вышивали», я еще под стол пешком ходил. Тебя как звать? Может вспомню?

- Не важно. Пойдем, я угощу тебя пивом.