Октябрь 93-го

Татьяна Никитина 7
4 октября 1993. Это была одна из самых позорных дат в новейшей истории России. Расстрел собственного парламента, избранного народом и приведшего к власти президента, который и дал потом отмашку на этот расстрел.

Накануне вечером, включив телевизор, я видела прямой репортаж от здания московской мэрии, там генерал Макашов с бетонного балкона в рупор призывал колонну москвичей, шедших на выручку депутатам, осажденным в Доме Советов, избавиться от власти «мэров, пэров и х…ров», и мысленно я была на их стороне. Не прорвавшись к Белому дому, колонна восставших отправилась брать в свои руки телецентр Останкино. К ночи внутренние войска, открыв огонь, подавили штурм. Засыпая, я с огорчением думала, что на этом всплеск народного протеста раздавлен.

Утром, собираясь на работу в редакцию, привычно включила маленький кухонный телевизор и тут увидела такое!.. Что ни о какой поездке в редакцию уже и речи не было. Российские танки навели дула орудий на российский Дом Советов, телеоператоры и корреспонденты почему-то CNN и BBC, а не российских телеканалов, заблаговременно заняв удобные позиции на крышах соседних домов, приступили к репортажам с места событий. Кто их предупредил? Это что, заранее известный сценарий? Не может быть!.. Как дурной сон… Неужели откроют огонь?! Открыли! И всполохи огня, окутанные облаком гари, вырвались из окон Белого дома. И раз, и два, и три… Я не могла отойти от экрана, пока всё не закончилось, пока не стали выводить из здания депутатов, восставших против президента и сдавшихся.

Единственной отрадой в те минуты было то, что отец, член партии с октября 1941, фронтовик, бывший контрразведчик, не дожил до этого не укладывающегося в голове обстрела – своих своими. Не знаю, как бы он выдержал крах того, во что верил, за что воевал и чему служил. Его сердце остановилось годом раньше.

Примчавшись в редакцию, я застала коллег, не занятых выпуском номера, у редакционного телевизора – низложенных депутатов уже вывели из раздраконенного, почерневшего Белого дома. С озадаченными лицами мы расходились по кабинетам, обмениваясь на ходу репликами типа «Идиоты!», «В своих палить из танков!», «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат…»

Для России и её граждан это был конец советской власти, верховенства советов народных депутатов снизу доверху, поддержанный и одобренный Белым домом США.

   ххх

Лишь спустя годы и я, и многие другие узнали неожиданные шокирующие подробности тех окаянных дней. Приведу их в хронологической последовательности, ссылаясь на разные источники и вставляя иногда свои ремарки.

«13 сентября 1993 года в ходе визита в США министр иностранных дел Российской Федерации Козырев А. В. по поручению Ельцина Б. Н. поставил в известность Государственного секретаря Соединённых Штатов Америки Уоррена Кристофера о намерениях распустить парламент и заручился его поддержкой.

Перед трансляцией по телевидению текст Указа №1400 о роспуске российского парламента был передан послу США Томасу Пикерингу, который сразу поставил в известность президента США Клинтона Б., немедленно позвонившего Ельцину. В тот же день Клинтон Б. публично заявил о своей поддержке Ельцина». (Из публикации доктора философских наук Сергея Ларченко в «Общенациональном Русском журнале», 2007 г. Свои хроники он составлял по результатам работы Комиссии Государственной думы РФ, проделанной в 1999 г. Далее – С.Л.).

«21 сентября Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков.

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было». («АиФ», 03.10.2013).

«Через 30 минут после телевизионного сообщения Ельцина по телевидению выступил председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов. Он квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот.

В 22.00 началось экстренное заседание Конституционного суда под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности». (РИА Новости, 04.10.2011).

Спустя 6 лет Комиссия Госдумы РФ по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в Москве в сентябре – октябре 1993, также признала тот указ Ельцина незаконным, более того, согласно действовавшей Конституции, упразднение президентом Верховного Совета автоматически лишало его президентских полномочий! Однако не хватило депутатам ума и сил обойти Ельцина и отстоять свои права.

«22 сентября. 10.00. У Дома Советов РФ собралось до 1500 человек, к концу дня число увеличилось до нескольких тысяч.

15.35. Борис Ельцин встретился в Кремле с американским экономистом Джорджем Соросом». (С.Л.). Тот наверняка дал совет, в котором был заинтересован сам.

«23 сентября в 22.00 в здании Верховного Совета открылся внеочередной (чрезвычайный) Х съезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице-президенту Александру Руцкому». (РИА Новости).

И вот наконец преддверие кровопролития.

«3 октября. 20.10. Борис Ельцин прибыл на вертолёте в Кремль.

20.40 Глеб Якунин и Егор Гайдар призвали сторонников Бориса Ельцина собираться у здания Моссовета и на Красной площади». (С.Л.).

«В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения. Начался ввод войск в Москву». (РИА Новости).

«23.00. В Конституционном суде закончилось совещание субъектов федерации с участием представителей 20 регионов. Предложено 4 октября собрать Совет Федерации. Подписано обращение к председателю Совета министров Черномырдину: «Мы требуем от Правительства РФ остановить насилие, не отдавать приказа применения оружия войскам, частям ОМОНа, милиции, отказаться от силовых методов решения политического конфликта». (С.Л.).

Не услышали! Ни Черномырдин, ни Ельцин.

«4 октября. 02.20. Близ Кремля встала колонна в 40 БТР.

04.20 Вернувшийся из США министр иностранных дел РФ А. Козырев сообщил, что «в мире не только с поддержкой, но и с нетерпением ожидают жёстких мер со стороны правительственных органов». Ночью правительственные войска взяли под охрану «Эхо Москвы», «Известия», студию «Шаболовка», резервный передатчик телецентра и российское телевидение.

07.40. На Кутузовском проспекте у Новоарбатского моста появилась колонна танков Т-80.

08.36. Первые 6 - 7 этажей, выходящие окнами на площадь Свободной России, расстреляны из крупнокалиберных пулемётов. Горят шторы и документы. В связи с тем, что электроэнергия не поступает, система пожаротушения не работает.

09.40. В небе появились боевые вертолёты.

09.50. Танки открыли стрельбу по Белому дому». (С.Л.).

С этого момента я видела всё в режиме реального времени на телеэкране и слышала изумленные возгласы репортеров CNN и BBC: «Русские стреляют в русских!..»

«10.40. Прямой наводкой бьют танки. Снайперы с крыш близлежащих зданий ведут прицельный огонь.

11.05 Основная цель для танков - 13-й этаж, где размещается штаб обороны… Они уже расстреляли по одному боекомплекту, подвезён новый». (С.Л.).

«Около 13.00 начался выход защитников Верховного Совета, из здания парламента стали выносить раненых». (РИА Новости).

«14.01. Начался массовый выход людей с поднятыми руками.

14.10. На улице 1905 года толпа в 7 - 8 тысяч человек под красными флагами пытается прорваться к Белому дому. На углу Тверской и площади Восстания возникла драка между сторонниками Верховного Совета и Ельцина. Сторонники президента побиты.

14.40. Из здания сдающиеся выходят группами по 20 - 50 человек с руками за головой.

17.05. Из здания парламента России вышли около 500 человек, немало женщин». (С.Л.).

«Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

19.30. Группой «Альфа» взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата Верховного Совета, жителей города и депутатов». (РИА Новости).

Когда увидела эту цифру – 1700 журналистов, глазам не поверила, ну не могло их быть столько, это же целое полчище! Потом дошло: 1700 всех граждан, уцелевших в обстрелянном танками доме.

Согласно выводам Комиссии Госдумы РФ в 1999 году, по приближенной оценке в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

После того как…
-------------------
После того, как немного улеглись страсти и политические распри, на парламентских слушаниях 20 сентября 1999 года Комиссия Госдумы РФ по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в Москве в сентябре - октябре 1993, озвучила причины и факты, предшествовавшие политическому кризису и его кровавому разрешению. Не эта ли огласка позорных фактов согласования Ельциным действий против российского Белого дома с Белым домом американским, помимо прочего, подтолкнула его решение в ночь на 2000-й год спешно покинуть свой пост?

И ведь никто не ответил перед судом за развязанную бойню, за свержение законной власти. Да и суда не было.