Диверсанты. Железная дорога

Владимир Пастернак
               
                Незабвенным моим дворовым корешам.
               
    Для многих пацанов моего поколения словосочетание «железная дорога» ассоциировалось с игрушечными рельсами и бегающим по ним тепловозом с маленькими вагончиками. Обладание изготовленной в ГДР  «железкой» считалось чем-то недосягаемым  и вызывало зависть к этим счастливчикам.  Только не у меня. С самого раннего детства я жил  в непосредственной близости от нее. Днем и ночью проносившиеся в считанных метрах от нашего дома поезда  я воспринимал, как нечто естественное и грохот  товарняков сопровождал все мое детство.

    С острова  Сахалин, где отец строил узкоколейку, мы  переехали на юг Украины.Наша семья  продолжала кочевать  вдоль железных дорог, пока  отца не назначили на  должность заместителя начальника  дистанции пути. В ожидании ордера на новую квартиру, мы временно поселились в его служебном кабинете. Два раза в сутки помещение трансформировалось из жилой комнаты в кабинет, а потом обратно превращалось в спальню. Так мы и жили, мимо нашего кабинето-спальни проходили важные дяденьки со звездами на погонах, иногда врывались чумазые рядовые путейцы, извинялись и исчезали в соседних кабинетах. Мама старалась пораньше отправить нас с братом в школу, чтобы успеть вернуть помещению служебный вид. После занятий мы оставались в продленке, делали   домашние задания и возвращались в  дистанцию пути, когда рабочий день подходил к концу. По необъятному двору еще ходили путейцы, загоревшие на солнце и  перепачканные креозотом лица были похожи на лица «команчи», а вся территория напоминала стойбище индейцев. Мужчин от женщин можно было отличить по фигурам – мужики были высохшие, а тетки наоборот  – с тяжелыми задами и внушительных размеров бицепсами. Единственное, что всех объединяло – это стойкий сивушный запах вперемешку с соляркой и беспощадный мат. Но при виде чистеньких мальцов с портфелями  лица путеек расплывались в широчайших улыбках и каждая норовила угостить нас чем-нибудь вкусненьким, превращаясь из грубой тетки в милую, добрую тетеньку. Потом территория пустела, последними покидали дистанционный двор начальники и для нас с братом начинались  невероятные  развлечения и опаснейшие приключения. С такой же  шпаной мы рыскали по нашей железке, подвергая   жизнь смертельной опасности.

    «Разведка» сообщала, что в тупик загнали очередную  цистерну с патокой для кондитерской фабрики и мы, вооружившись банками, уже бежали в нужном направлении. Карабкались друг за дружкой по липкому трапу, открывали люк и ныряли в кромешную тьму, пока  ноги, обутые в кеды и сандалии, не погружались на несколько сантиметров в густую массу. Обычно,  в тупик загоняли цистерну после того, как из  нее слили патоку, но со  стенок  еще  можно было наскрести. На дне  слой был толще, однако, неизвестно, сколько ног оставили там свои грязные отпечатки. Однажды, когда все уже вылезли, а я еще находился внутри, раздался такой грохот, что мои перепонки чуть не лопнули,  и я упал, выронив банку. Мне хватило несколько секунд выбраться наружу, но маневровый локомотив  успел набрать скорость. Пришлось прыгать сверху, спасла куча песка, на которую я приземлился.

    В другой раз  мы шли по рельсам, соревнуясь, кто больше продержится и не соскочит и тут  путь нам преградила  груженная платформа. Мы  повернули какое-то колесо и мелкий щебень  высыпался, накрыв всех с головой. Проходившие мимо сцепщики вагонов  руками откопали нас.  В этот раз тоже обошлось без травм, не считая выкрученных ушей и парочки подзатыльников – заслуженная «награда» от наших спасителей.
Только  везение наше не могло продолжаться вечно.

    Частенько мы рыскали по железке в поисках «чистой жвачки» –  смолы, которую жевали до одури, сплевывая под ноги коричневатую слюну. Как-то, поиск привел нас к целому смоляному озеру, сверху оно было похоже на вполне застывшее. Не раздумывая, мы сиганули с насыпи и с головой погрузились в жидкий, но вязкий креозот для пропитки шпал. На этот раз все обернулось большой трагедией – троих спасли, а Ваську вытащили мертвым. Так наша железнодорожная братия потеряла своего корешка. Вечная ему память!

     Ненадолго мы прекратили свои криминальные забавы, но вскоре  все вернулось на круги своя. Обходя вечером «свои владения» в дистанции пути, я случайно заглянул в аварийную дрезину и под брезентом нашел зеленый ящик с петардами. Стырив десяток петард, я побежал хвастаться  корешам.  Мы решили немедленно выложить петарды на рельсы   на двух главных направлениях, где проходили пассажирские поезда. Отойдя на приличное расстояние от станции,  положили петарды и спрятались в посадке. Ждать пришлось недолго, сначала услышали звук приближающегося поезда, затем – взрывы и визг от экстренного торможения. Кто же знал, что петарды для этого и предназначены?! Мигом сообразив, что натворили, мы рванули со всех ног, как можно дальше от этого места, опасаясь, что нас сцапает железнодорожная милиция.

    Поздно вечером, лежа на раскладушке в отцовском кабинете, я слышал, как он рассказывал маме про хулиганов, которые петардами остановили два пассажирских поезда.  На следующий день, когда мы с братом пересекали двор, я приметил трех знакомых теток. Одна из них была Любаша – бригадирша, которая на днях угостила меня клубничным компотом. В этот раз она даже не посмотрела в нашу сторону, так была увлечена рассказом о  диверсантах, которые ночью пытались пустить под откос  поезд Николаев-Москва.

    Вот, вам и железная дорога с игрушечными вагончиками!



                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ