Ростишь их, ростишь

Анна Устименко
1 сезон 1 серия
Пролог всей книжке

Меня тут иной раз спрашивают, как выращиваются медалисты. В связи с этим, я подумала, что может что-то и стоит написать. Однако, точного рецепта нет. Тем более нет гарантий. И как бы ни хотелось примазаться к успехам детей со своим волшебным воспитанием, не получится. Дети рождаются уже готовыми людьми. Задача родителей - направлять, помогать, адаптировать и любить. Большая часть успеха лежит в области признания их личностями. Т.е. Не надо через них самореализоваться, навязывать свои задачи. Но и потакать во всем не стоит. Все же я вижу, что главное быть ребёнку не другом, а именно родителем. Потому что если вы будете только дружить, то ребёнок останется без родителя. Вероятно, наша задача понять, что именно ребёнку нужно, в чем он будет счастлив и помочь ему идти к этим целям и быть счастливым на этом пути. Потому что жизнь, это не результат, а путь.


1 сезон 2 серия
Безусловная Любовь

"Безусловная любовь" звучит хорошо, но насколько это реализуемо? Легко любить красивого, умненького, покладистого ребёнка... А что если он не такой? Что если он двоечник, хулиган? Любить, конечно, лучше бы любого. А можно и нужно ли все одобрять?
Неужели вы совсем не злитесь, когда ребёнок делает что-то назло, например? Я злюсь. Конечно, стараюсь понять по каким причинам ребёнок сделал что-то не так. Не так, как хочу я. Не так, как мне удобно. Не так, как понравилось бы бабушке или ещё кому-то.
Болеет ребёнок, расстроен, голоден, немотивированно? Может он просто вырос уже говнюком? (Тут можно try again, но я предпочитаю не махнуть рукой на "что выросло", в попытке вырастить другого более лучшего нового ребёнка).
Конечно, я реагирую так или иначе, в зависимости от того болею, голодна, мотивирована ли я сама. Немного включаю робота. Немного пытаюсь быть человеком, свободным от своих проблем и сосредоточенным на справедливости. Мне проще, у меня все взрослые, поэтому кричать точно поздно, а бить опасно для моего же здоровья. Впрочем, я шлепала их несколько раз и кричала когда-то давно. Потом стыдно было. А ещё однажды в возрасте 8 лет сын сказал, что няня Оскорбляет его человеческое достоинство. Она назвала его "дурак". И он был чертовски прав - это оскорбительно. Может тогда, а может и раньше, у нас навсегда было закреплено отсутствие оскорблений, унижений. Под унижениями я имею в виду шлепки, слова, туалетные углы, уничтожение игрушек, лишения. Знаете, вот это безумие мечущегося родителя, пытающегося силой и властью показать отпрыску его место. Ищешь взглядом, чем его уязвить посильнее, находишь и торжествуешь. Хотя может быть с вами такого никогда не случалось. Может быть, вы всегда пребываете в благости и нежности к ребёнку. Но иные дети способны довести до белого каления. (Впрочем, опять же, возможно, не вас). И а этот момент очень трудно остановиться, но надо. Хотя родители не роботы или обслуживающий персонал, точно нужно остановиться.
А тут ещё твои личные проблемы набрасываются со всех сторон. Но как бы не корежило тебя внутри, это не проблемы твоего ребёнка. Звучит жестоко, но ещё более жестоко сгружать на неокрепшую психику свою внутреннюю жуть. Из защитника родитель превращается в беспомощное существо. Ребёнок лишается защиты, становится ещё более напуганным. Ведь очевидно, что ваши проблемы он решить точно не в состоянии. На мой вкус, родительская "сила"- это часть необходимой дистанции. Т.е. надо как-то остаться живым, но все же взрослым. И как бы ребёнок вас ни разочаровал, он должен знать и чувствовать, что вы его любите. Ещё одно простое правило в моем доме: никогда не говорить детям, что я их не люблю. Это просто, потому что правда. Я могу сказать, что они меня бесят, что я не дождусь, когда они уже свалят и я смогу завести кота. Но я не скажу им, что их не люблю. Пусть приходят домой даже злыми, с плохими отметками, в рваной одежде, с проблемами. Пусть любыми приходят домой. Пусть дом будет главным местом силы и укрытием. Местом, где тебя всегда любят и защитят.
1 сезон 3 серия
Няня

Это не универсальное решение, но вдруг кому-то пригодится.
Я так неожиданно оказалась на 5 лет в декрете и без денег, что мой выбор был очевиден. Тогда тоже были возможны удаленные подработки, и я делала попытки. Но в силу отсутствия опыта, отладить процесс не вышло. Первую няню мне подогнала мама, кстати, одновременно с первой работой после декрета. Расклад был такой: мой доход должен покрывать услуги няни и проезд хотя бы. К моменту выхода на работу, я была несколько озверевшей. Я была настолько уставшей от детей, что не могла с ними нормально общаться. (Детям было 2 и 4 гг.) И, конечно, я чувствовала себя в ловушке, уничтожающей моё всё! С няней быт наш довольно быстро наладился, я успокоилась. И все же с первой няней были такие проблемы:
1. Она давала детям мало еды. Т.е. Она искренне считала, что мы едим много слишком, поэтому уменьшала порции детям, пока я этого не заметила.
2. Она пыталась их религиозно воспитывать. Сама она была приверженницей какой-то туманной секты.
3. Она вдруг стала требовать, чтобы я обеспечила ей проживание.
4. Она отказывалась приехать внеурочно даже в исключительных случаях, когда заболевал ребёнок
И всякое по мелочи. Нет, я не слепая. Но дети были довольно маленькими, чтобы сразу мне все рассказать, а я была поглощена работой и самореализацией. Однажды няня просто уехала на Родину без предупреждения. Почему я её не выгнала сама? Долгое время я боялась пустить Чужого человека в дом. А это же мамина давняя подруга, которую знаю с детства.
Следующую няню мне нужно было найти в течение недели, поскольку меня ждала новая работа. Агентства по подбору хотели много сверху, поэтому пришлось рискнуть. Я повесила 5 объявлений на самых приличных соседних домах. Мне позвонили 3 женщины. Так нашлась наша "бабушка НАДЯ". Она проработала у нас 10 лет, пока я уже не решилась оставить детей без присмотра. Жила она в соседнем доме, поэтому, например, когда меня забрали в больницу, она просто пожила с моими детьми. Дети звали её бабушкой. И теперь, когда уже лет 7 как она у нас не работает, иногда сын заезжает к ней в гости.
Я думаю, что нам всем стало с её приходом лучше. В рабочее время я могла сконцентрироваться на работе, иногда я могла себе позволить прогуляться без детей, но когда я оставалась с ними, то я могла с ними общаться сосредоточенно и осмысленно. А это именно то, чего не хватает загнанным мамам. Может вы отлично справляетесь сами. Может у вас есть рядом бабушки, старшие дети, хорошо обученный кот-воспитатель... Может у вас есть решение получше. А может няня - ваш вариант. Смысл же не в том, чтобы убиться на поле материнства, а в том, чтобы... Ну, вы поняли.


1 сезон 4 серия
Абитура – 2016

Долг велит мне перескочить сейчас на актуальную тему и поделиться своими соображениями, чаяниями, etc. по поводу поступлений в ВУЗы.
Личная историческая справка:
1. Сын - студент физфака МГУ, год поступления 2014
2. Дочь - студентка геофака университета нефти и газа им. Губкина, год поступления 2016.
Сначала сравнительное. 2014 был на порядок Френдли для абитуриентов. Сдавали так же 3 ЕГЭ, подавали в 5 вузов. В 2х ВУЗах были доп. Испытания. Прошли во всех, кроме 1. Уже 20 июля сыну позвонили и сказали, что может приносить оригиналы в МГУ.
Из подготовки был репетитор по физике в течение полугода. Результаты экзаменов были хорошие.
Год 2016 для поступающих стал сущим адом. Из новенького - подавать стало можно в 5 вузов на 3 специальности в каждый. Сократилось кол-во бюджетных мест (новая сплетня - в следующем году сократится ещё 40% бюджетных мест). Все это вызвало сумасшедшую ажитацию. Также баллы за красный диплом ВУЗам позволили начислять на их усмотрение, т.е. +10 или +2... Как захотят.
Конкурс в некоторых вузах достиг 45 человек на место. При том совершенно невозможно было понять, сколько детей хотят поступить именно сюда, а сколько подали до кучи. Кроме того, даже отличники подавали в 15 мест. А ещё же есть льготники. Больше всего меня смущает Крым. Скажем, ребёнок из деревни Рязанской области, чем хуже?
Сдвинулись и сроки. Раньше ВУЗы немного были разбросаны по времени зачислений, а в этом году всех ждало небывалое веселье в виде ранжированных списков вечером в пятницу и одного дня для приёма оригиналов в понедельник! Удивительно и то, что некоторых выкидывали из списков поступивших после 18 часов (когда официально приём документов уже был закрыт!).
В МГУ изначально было написано про 2 поток, который должен стартовать 3 августа. т.е. аккурат как все ВУЗы (которые без 2 волны) вывесят приказы о зачислении.
(Если в институте 2 потока, то в 1 берут 80% студентов (в них входят и льготники), во 2 поток берут 20%).
На справедливый вопрос о том, какие гарантии пройти во 2 поток, нам сказали, что никаких. Хотите, мол, забирайте документы там, где вас взяли... Приносите... Может на бюджет у нас и не пройдёте, но есть же платный. Мы стоически сидели "на списках" до вечера 5го. Не только мы, потому что народ набежал именно вечером. Ведь все это время мы все не могли просчитать, сколько ещё детей завалят на конкурсе мехмата, физфака или, скажем, в МФТИ. Мы не знали, сколько измученных детей прибежит с аттестатами в последний день и вышибет нас с конкурса. Зато мы чётко понимали, что конкуренцию нам составят не троечники, а те, кого прокинули на конкурсе там и там. И они пришли. Хотя перспектива забрать документы из ВУЗа, в который зачислены, и пролететь в другом-неприятная. Наш риск мог быть фатальным. А списки вывешивали в МГУ 1-2 раза в день, в разное время. В ночь с 5 на 6 мы решили напоследок пробить снова списки всех ВУЗОв, где нас поставили на 700, 500 и 1000 места в списке поступающих. Поскольку все списки выглядят и обновляются по разному, мы запутались не раз. Но картина изменилась разительно, кое-куда мы уже проходили. А в МГУ список обещали к 18 ч, когда уже все приемные комиссию бюджетных были бы закрыты. В 12 ч. Я позвонила в приемную и спросила открыто, есть ли шанс. И там сказали, что дочь все-таки не прошла. На платное дочь идти отказалась.
Но если вернуться к началу, результаты ЕГЭ этого года шокировали большинство детей, потому что были намного ниже ожидаемых. Все помнят математику, например. Тут я впервые вынуждена поверить в теорию "геноцида" Московских детей и указания валить их на ЕГЭ. Мы и раньше замечали, что у ребят из регионов 300 баллов - норма, тогда как у московских я о таком только слышала, но не встречала ни разу. В этом году некоторые медалисты едва перескочили за 200. Ну да, можно было подать на апелляцию. А вы подавали? Это когда замудоханный абитуриент приходит в назначенный час один и смотрит на листок со своей работой. Якобы, он сможет доказать, что ему насчитали неправильно. Можно отправить представителя, конечно. Я бы хотела увидеть кейсы успешных апелляцию по ЕГЭ. Дайте мне их! Мне честно очень интересно.
Казалось бы, в чем идея? Очень просто - образование бесплатное переходит в привилегию избранных. Москвичи могут (предполагается) за образование заплатить. Теоретически ребёнок заработать себе на учебу 50 тыс в год, допустим, сможет. А 100? А 300? Где это выпускник сможет заработать 300 тыс разом? На 4 августа из нашего лицейного класса приличной школы прошло на бюджет 6 человек! (МАИ, МАДИ, Баумана, Губкина). Из всех поступивших на бюджет я знаю лишь одного человека, который поступил куда хотел. Да, кто-то должен работать слесарем, водителем, крановщиком... Но я не думаю, что 80% детей должны быть лишены возможности высшего образования.
И немного том, с чем переборщили сами родители:
Некоторых детей заставили сдавать по несколько дополнительных ЕГЭ. Такие ЕГЭ дети заваливали спокойно и без зазрения совести.
Если вы поступаете в следующем году, сделайте что-нибудь с этой системой! Эта видимость выбора, равных возможностей и прозрачности - фикция! А в период поступлений вы уже ничего сделать не сможете. Да, мы видели петицию о пересмотре результатов ЕГЭ, но этот паровоз так просто на ходу не остановить.
И вероятно есть универсальные советы для абитуриентов и родителей:
1. Репетиторы нужны! По любому предмету, где ребёнок "подвисает" и который сдаёт. Но не по всем предметам.
2. Нужно определить направление и не распыляться. В идеале заранее походить в какую-то школу при вожделенном ВУЗе. Кто-то даёт баллы, преференции своим "детсадовцам".
3. Неплохо участвовать в олимпиадах, сдать ГТО, получить красный аттестат. За все это бывают няшки в виде дополнительных баллов.
4. Наберитесь терпения и поберегите нервы свои и ребёнка.
5. Попробуйте подать в очень престижные ВУЗы. Там больше бюджетных мест и конкурс более вменяемый.
6. Подайте хотя бы в один ВУЗ со средними проходными баллами.
7. Подавайте в отраслевые ВУЗы.
Этот пункт о гонке за престижем и вообще.
Скажем в ВШЭ в ранжированном списке дочь была на 1050 месте! (Всего мест там 45).
8. Копите деньги на платное.
9. От отсутствия высшего образования ещё никто не умер.
Но хотелось бы, чтобы бумерангом снесло червивые головы тем крысам, которые лишили детей возможности учиться там, где дети мечтали.


1 сезон 5 серия
Лень

У нас режим. Он был всегда. Он немного меняется, но по-прежнему он есть. В нашем режиме ложились спать в 22-23 (в зависимости от возраста детей), обязательно гуляли раз в день. А когда сын был маленьким, я гуляла с ним 3 раза в день по 2 часа. Не выставляла коляску на балкон, а шла на улицу. Так велел педиатр. Ещё он велел кормить по часам, потому что ребёнок был слаб. Ещё велел массаж и развивающие игры. Когда гуляешь 6 часов в день в любую погоду при любом самочувствии, то развивающие игры происходят там же. К счастью, денег не было. Т.е. их не было совсем. Поэтому нельзя было просто купить игрушку в разделе развивающих игрушек, кинуть ребёнка в манеж и смотреть кино. Надо было нарисовать, слепить, изобрести нечто развивающее и развивать самостоятельно. Картинки с буквами и цветами я показывала сыну с 2х месяцев. Когда в год я снова предъявила ребёнка педиатру, она сказала интересное: вот теперь я вижу, что никто не выполнял моих рекомендаций раньше, а ведь в течение первого года жизни ребёнка можно выправить очень многое. Потом у нас был логопед, развивающая группа детсада. Все первые коммерческие гонорары ушли в тот детсад. Потому что на фоне тогдашнего нищебродства он был дорог. Так я к чему? Не надо быть ленивым и невнимательным.
Ребёнок не набирает вес? Ну ладно.
Ребёнок не говорит?
Потом сам заговорит.
Ребёнок не ходит?
...
Может так статься, что потом все это само собой не произойдёт, или произойдёт сложно, не так.
Нет мяска, витаминов в рационе? Лень протереть на тёрке? Коляска постоит на балкончике? Послушает аудиокнигу? Пусть ходит до 5 лет в памперсах?
И так далее. Ваш ребёнок - вам решать.
Если гулять 6 часов в день, то в месяц это 180, а если час-30.
У меня не было няни, уборщицы до 4 лет старшего. Так что это не было особенно легко.
Но может лучше не лениться хотя бы какое-то время? Второго шанса заложить в ребёнка на самом благодатном периоде у вас не будет.
Подвига тут тоже никакого нет.
Но иногда я представляла себя такой киношной мамочкой, которая свалила от детей и катается на серфе. Знаете, типа ей было очень тяжело, она была не готова, она не самореализовалась бы. А так она мучилась просто ужасно! И где-то лет через 30 её нашли дети, и она бы им рассказала, как она мучилась все эти годы! И они бы все поняли и все бы плакали вместе.
Неа. Так бывает только в кино.
Правда в том, что ты почти всегда можешь уйти, все бросить. Но лучше если на день-два. Правда-правда, любой имеет право заколебаться и послать даже младенцев в жопу. И под изумлённым взглядом мужа (или жены) мелькнуть рюкзачком, чемоданом.
Но раз ввязались в это, то вернитесь и делайте все как надо до новой истерики. Я сейчас странное скажу: психануть - это нормально, ненормально несколько месяцев обмирать, что жизнь закончилась и забивать на еду, режим, развитие ребёнка, которого вы народили. Быть неготовым - поздно.


1 сезон 6 серия
Послеродовая депрессия

Всегда был соблазн сказать, что этим страдают дамочки, у которых очень много помощников. Блажь, мол. Но так же точно многим хочется сказать про депрессию вообще, про страхи, про что угодно, что с ними не случалось.
- расслабься, выпей вина,- говорили они, - сходи на дискотеку, посмотри кино, возьми себя в руки!
У кого депрессия была, тот знает, что такое не работает.
А вообще очень логично возникновение депрессии после родов. Женщина только что имела возможность толстеть и всем нравиться, капризничать, быть центром вселенной и что-то ещё. Для многих беременность - это лучшее время, когда все близкие тебя опекают, сюсюкают, ты спишь, ешь и вся такая: "хочу томатного сока в 5 утра!"
И вот родился ребёнок. Тут же центром вселенной становится он. А мать становится приложением, и с неё требуется ещё давать молока! Испортилась фигура, но ты уже не беременная, поэтому изволь срочно вернуть форму! Давай молока, но не жри! Жри, но только то, что можно ребёнку! Изволь-ка выглядеть норм, быть доброжелательной, не забывать про мужа. И самореализовывайся давай! А то что же?
Гормональный фон изменился, и он тоже способствует впадению женщин в это самое.
У кого не было депрессий, я немного подскажу по сути.
Это когда ты плохо спишь, плохо или много ешь, все тебе кажется отвратительным, ни на что нет сил, ты недоволен собой, ты недоволен другими, может попутно ещё апатия, раздражение... Всякое разное, но точно есть беспомощность.
Не надо такому человеку говорить, что "глупости это все", "пойди в фитнес" и бла-бла.
Помогите своей бабе, а если вы и есть эта баба-попросите вам помочь.
Надо выспаться, надо чтобы разгрузили от дел, надо чтобы выпустили от ребёнка, надо чтобы похвалили, надо получить своё свободное время. Поверьте (кто сам не испытал) довольно тяжело быть бабой в принципе, а бабой с испорченной (возможно) фигурой, взбесившимися гормонами, выпавшими зубами и волосами (возможно), без доступа в салон, на жесткой диете (возможно), без сна (возможно), без личного пространства и времени (возможно), выкинутой из внешней жизни... А тут ещё на тебя обильно срыгнули и кончились памперсы, и газики... В разы труднее такой бабой быть. Впору повеситься. Даже если все прекрасно и с фигурой, и с личными делами, может что-то ещё поломало женщину. Договоримся о том, что она не придумала, что ей свет не мил, а мается на самом деле. Чем быстрее она себя нормально почувствует, тем всем лучше. Ну, в общем, вы меня поняли.


1 сезон 7 серия
Защита мальчиков

Мне все понятно про то, что нужно учить детей защищаться и быть самостоятельными. И про опасность гиперопеки я в курсе. В такое наше непростое я сама перестаралась в этом вопросе. Долго страшно было оставлять детей одних или отпускать одних. Метро, детские лагеря-это ужас-ужас. Хотя сама я в детстве обожала сбежать от присмотра. И, кстати, было в моем детстве несколько случаев, когда животный инстинкт самосохранения и детская хитрость уберегли меня от #янебоюсьсказать. Поэтому может и к лучшему осторожности? Но я не о том хотела. Я о том, когда вашего ребёнка, к примеру, обижают во дворе или школе, и он пока не умеет с этим справиться. В особенности мальчикам приходится слышать "ты-мужик, не позорься, дай сдачи". А что если он пока сдачи дать не может? Насколько позорно вступаться за мальчика? Не сделает ли его это размазней?
Я побывала с обеих сторон. За своего мальчика я вступилась однажды. Когда поняла, что мои методы и объяснения вмиг не сделали его сильным, но поделился он со мной доверительно в надежде на защиту. Я взяла другого мальчика за воротник и сказала, что если ещё раз повторится, то я надеру ему уши лично. Другой Мальчик сказал, что такого быть не может, потому что я взрослая. А я предложила проверить.
На том все успокоилось. А своему я посоветовала подтянуться физически и завести боевых друзей побольше.
И вот недавно я вспомнила, что примерно в 6 классе (моем), позвонила мама одноклассника и начала меня отчитывать, что я его бью. Я не била, кстати, скорее командовала один раз, когда его портфелями закидали что ли. Одноклассника наша компания больше не трогала. Мне показалось ужасным, что мама мальчика ругает девочку-обидчицу. Как-то фуфу.
Но мальчики-то в итоге оказались в безопасности на время и их родители защитили. А кто ещё их защитит?
Нормальные выросли вроде. Чувство защищенности придаёт сил. Дайте им эту силу, она очень пригодится.


1 сезон, 8 серия
Бабушки

Ни для кого не секрет, что эти люди балуют детей. Балуют во всех смыслах, в том числе ломают режим, разрешают сладости, покупают дорогие подарки. В общем, кто во что горазд! Обычно после возвращения ребёнка от бабушки чуть не неделя уходит на приведение его в обычное состояние. И каждый раз напутствуешь: мама, не давай Ване шоколад! (Какому Ване?) Мама, ему спать в 10! Мама!
А они все равно, как назло!
И дети иногда сами рвутся туда, где им предоставляются такие чудесные не домашние условия. Ужас-ужас, правда?
А что если махнуть на это рукой? Пусть ребёнка немного побалуют. Вряд ли у него все зубы выпадут от передоза конфет. Зато вы, возможно, выспитесь, сходите в салон, на рыбалку или чего там вам ещё не хватает. Я какое-то время не довольствовала, что там иные порядки, лучшие вкусняшки. Особенно раздражало если кто-то из бабушек что-то прибирал в моем доме.
- ага! Намекают, что я-неряха, не умею готовить!
Тю.
Теперь я всегда даю детям указание прихватить побольше жратвы от бабушек, а бабушек (когда они заезжают) прошу прибраться и приготовить что-нибудь и заезжать почаще!
Но, они почему-то мало стремятся теперь это делать:(
Разве что посуду помоют, повесят белье, сварганят пирожок. Даже пыль не притрут, блин!


1 сезон, 9 серия
Непопулярное воспитание

Есть некоторые штуки, которые звучат пугающе, но оказываются очень действенными. И кое-где не сработают пляски с пряниками. На это странное натолкнул меня эпизод у Кастанеды, где для переключения ребёнка из режима истеричного диктатора, ребёнку дали прикоснуться к трупу другого ребёнка. Кто на этом месте поперхнулся, извините. Это не для вас.
История из жизни банальна: я услышала отборный мат старшего сына в сторону дочери. Гневный такой, омерзительный, несмешной совсем мат. По возрасту им было может 9 и 7 или около того. Где это было приобретено-понятно, садик, школа, двор. Меня не смутило, что бабушки могут попадать в праведные обмороки или кто-то подумает, что у нас дома так разговаривают. Дело совсем не в этом. Дело в том, что это было очень чёткая порция маскулинного яда, агрессии и негативного заряда в сторону слабого.
Сначала я попыталась сделать сыну внушение, что это грубо, некрасиво, нехорошо, отрицательная энергетика и бла-бла. Было видно, что он не понимал. Трупа ребёнка у меня под рукой не оказалось (ура!) и поэтому я просто изложила свою мысль теми же самыми матерными словами в унизительных интонациях. Сначала сын опешил, потом сказал, что родители так говорить не должны, а потом сказал, что теперь он понял насколько это неприятно.
Теперь у нас в доме только весёлые матерки, но мебель и предметы обихода пока не жаловались.
Но в профилактических целях, допустим, что я это все придумала.


1 сезон, 10 серия
Радость от детей

В череде бесконечных забот и сложностей мы иногда не успеваем сказать тёплое слово, обнять, выслушать, любить, и испытывать радость. Мы бежим всюду, спотыкаемся, злимся. А в момент, когда надо радоваться, мы уже очень устали, не выспались, хотим есть.
Ребёнок первый раз улыбнулся, сел, пошёл, заговорил... В скольких из этих моментов мы успели порадоваться? Как скоро мы снова нахмурились и побежали дальше, приговаривая: потом, позже, мне некогда.
Некогда очень похоже на никогда. Каждый день уходит что-то чему можно было радоваться прямо сейчас. Особенно это видно по взрослеющим детям. Только что он пах сладким молочком, и вот уже он бреется. Конечно, ребёнку дали жизнь, уход, заботу. В какой-то момент мы их подгоняли: скорей иди, говори, учись, расти. И вдруг хочется замедлить время, но его уже не остановить.
Спешите детям радоваться. Каждому новому шагу, изменению. Тискайте в объятьях, разрешайте спать с вами, когда страшно, утирайте слезы, хвалите. Даже если вам всего этого не дали, особенно если не дали. Дайте им то, что никто никогда не сумеет восполнить. И себе возьмите. Получайте от детей радость.