Любить мёртвых

Александр Слащёв
   Талантливых не любят. Талантливых пытаются унизить, о них сочиняются небылицы, умаляются их заслуги, умножаются недостатки. И всё это для того, чтобы приблизить уровень талантливого человека к собственному. Более того, талантливого человека пытаются очернить, его самозабвенно учат, указывают ему на недостатки, поправляют и яростно спорят с ним.
   Подобные мысли невольно появляются, когда читаешь биографии гениев: художников, поэтов, писателей, и видишь зависть, интриги, предательство, финансовую зависимость, личную неустроенность и многое другое. Я глубоко убеждён, что одарённых людей гораздо больше, чем мы видим, просто у человека не было возможности показать себя – раскрыть. Ему никто не помог, не поддержал. У таланта есть один, но очень страшный, я бы сказал, трагический недостаток – он скромен.
                Талантам надо помогать.
                Бездарности пробьются сами…
                Анна Ахматова
Вот эти-то бездарности и есть главное препятствие одарённого человека, рождённого для искусства. Чем выше их должности, регалии, положение, тем труднее, тернистей путь таланта. Бездарности всегда окружали себя бездарностями, которым невыносима была даже сама мысль, что кто-то может быть интереснее их, не то что даровитее. Клише, стандарт, подражание кому-либо – вот что несут бездари. Любая новая мысль, творческая идея вызывают у них панический страх. За что бы вы думали? Да за своё место в первую очередь. Это закон самосохранения: вдруг придёт сначала один, а за ним последуют и другие люди с неординарным мышлением, видением мира, и тогда всё – человеку стандарта не окажется места в храме искусства. Вот поэтому-то они и не пускают туда яркие индивидуальности, разве что Его Величество случай вмешается. А вот здесь-то как раз и кроется трагедия талантливого человека: в среде псевдоискусства, графоманов, подражателей он обречён на одиночество, непонимание и как следствие – пьянство, разгульная жизнь, потеря профессии, порой самоубийство. Мне кажется, я знаю, что такое талант. Это способность видеть, ощущать истину, в её особых проявлениях, это способность жить, даже не для общества, для – человечества. За эту способность, в наш жестокий век платят порой очень дорого. Скажу откровенно, мне смешны мероприятия, проводимые под лозунгом: «Алло, мы ищем таланты!» Они обречены на неудачу по двум причинам: во-первых «активная серость» или художественная самодеятельность, как хотите, напором пойдёт вперёд к победе, и сквозь её грохот никто не может быть услышан, во-вторых, в комиссиях, жюри и т.д. будут сидеть люди далеко не того уровня, который необходим для выявления спрятанных (возможно очень глубоко) способностей человека. Молодой талант редко демонстрирует эти свои способности в полном объёме, их нужно разглядеть. Ну а вот если явный талант, то почему он должен пробиваться? Почему сразу не создать условия для его развития? Конечно, это проблема всей нашей планеты, и главное в ней – наличие огромного количества псевдохудожников, псевдокомпозиторов, псевдопоэтов, псевдописателей… А если параллельно с поисками талантов заняться уменьшением количества бездарностей, которые занимаются только ношением маски «отмеченного Богом»? Да! Безработных появится много!
   Общество, люди, народ мгновенно и безошибочно определяют носителей истины, искренности, совести. Не удержусь и приведу пример: стихи Владимира Высоцкого, запрещённые на всех уровнях, звучали в каждом доме СССР, им не нужна была реклама. Их знали, любили, цитировали миллионы. Через магнитофонные записи приходили к нам песни-стихи Ю. Визбора, Б. Окуджавы, Ю. Кукина, А. Розенбаума. Но если у человека нет голоса, гитары, напрочь отсутствуют пробивные способности, как он может быть услышан? Не забывайте, истинный талант – скромен, он выберет путь создания искусства, а не путь пробивания своих произведений: времени на каждодневное "стучание в двери" у него нет. А вот у бездарностей оно есть. Они обивают пороги редакций, издательств, заводят знакомства и добиваются своего. Люди, занимающие определённые посты, не видят в них угрозы своему существованию и охотно идут навстречу привычному стандарту, клише, подражанию. Это с их лёгкой руки печатаются книги, которые никто не читал и читать не будет, Потому что это мёртвые книги. Может быть поэтому у меня и родились строки:
                Чтобы стать писателем,
                главное – не быть трусом,
                и вовсе не обязательно
                быть членом «Союза»
Да, совсем не обязательно быть членом Союза писателей Беларуси, тем более, что если тобою написано замечательное произведение оно всё равно увидит свет и найдёт свою дорогу к людям. Я знаком с некоторыми членами писательской организации г.Гродно. и что? В периодической печати они практически не выступают, Минск, в связи со слабостью их творений, их не печатает. Им остаётся только одно: печататься за свой счёт и раздавать свои книги друзьям и знакомым, потому что покупать эти книги никого не заставишь. Спрашивается, что это за писатели книги которых не покупают?
Главное, чем должен обладать пишущий человек – это новизной творчества, смелостью мышления, непреодолимой потребностью высказаться, поделиться сокровенным и, конечно,  чувством страны, народа, чувством на сегодняшний день настолько многоплановым, а потому и дефицитным. Здесь мало быть просто образованным человеком, мало писать о полях, берёзах, журавлях, здесь ещё нужно слышать время, быть гражданином, а не «чего изволите?». По большому счёту, художник, писатель, поэт, композитор, вне политики. Тема его творчества – человек, с его слабостями, недостатками, достоинствами, с его верой в жизнь, любовь…
    Да простит мне читатель это отступление, я хочу вернуться к проблеме талантливого человека, ведь она существует. Что получается: жил человек, творил человек, с неба звёзд как говорится, не хватал и вдруг умер. Тут как-то сразу у всех открылись глаза и все мгновенно увидели чего лишились. Ахи, охи, передачи, статьи… Замелькали эпитеты: «великий», «гениальный», «неповторимый»… «Где же вы раньше были?» – хочется спросить. Объяснение простое: умер большой художник и стал безопасным. Для кого безопасным? Да всё для той же «серости», бездарей… Они его боялись при жизни, как огня, а теперь (после смерти) знают, как использовать имя его в своих целях: и воспоминания напишут, и своё значение мельком подчеркнут, запишутся в друзья-приятели… А хорошо бы выяснить, кто его в гроб загнал. Считаю, что благодаря пробившимся псевдоталантам, чиновникам, случайно попавшим в сферу культуры и искусства, нам не так часто, как хотелось бы, доведётся общаться с настоящим дарованием.
   Тема эта настолько глобальна, что её не решат, возможно, и несколько поколений, но думать об этом, мне кажется, нужно. Я затронул лишь вершину айсберга, в основании которого лежат неистребимые, древние человеческие чувства: зависть, тщеславие, себялюбие. Так что ещё долго, видимо, нам придётся довольствоваться любовью к мёртвым.