Агония JG. 4 на Восточном фронте

Олег Каминский
     Одним из малоизвестных истребительных соединений Люфтваффе являлась 4-я истребительная эскадра (нем. Jagdgeschwader JG.4). И хотя, в отличие от многих других элитных эскадр её боевой счет был не такой впечатляющий (всего около 600 воздушных побед), тем не менее, летчики эскадры заслуживают внимания любителей военной истории, так как в заключительных боях 1945 года на подступах к Берлину они сражались с прославленными советскими асами из 2-й и 16-й Воздушных армий.

     Эскадра была создана не сразу, её группы формировались постепенно. Сначала в августе 1942 года в Мизиле (Румыния) была сформирована I./JG.4, задачей которой была защита нефтеносного района Плоешти. 15 июня 1944 года в Ансбахе на базе Jagdgeschwader z.b.V. был сформирован штаб эскадры (Stab/JG.4). 12 июля 1944 года в Зальцведеле из остатков I./ZG.1 была сформирована II.(Sturm)/JG.4. Эта штурмовая группа (Sturmgruppe) специально предназначалась для штурмовых атак соединений тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков англо-американской авиации. Бронированные и хорошо вооруженные тяжелые «Фокке-Вульфы» группы занимались непосредственной борьбой с бомбардировщиками противника, в то время как более лёгкие «Мессершмитты» других групп связывали боем истребители сопровождения. Также 12 июля из личного состава III./ZG.1 в Ротенбурге была сформирована III./JG.4. Последней, 20 октября 1944 года в Финстервальде из бывшей II./JG.5 была сформирована IV./JG.4. Эмблемой эскадры стал голубой щит с изображением «Серебряного рыцарского шлема с красным оперением».

     Все группы эскадры участвовали в кровопролитных боях в Италии, в обороне Рейха от налетов армад англо-американской авиации и в Арденнском контрнаступлении. При этом лётчики эскадры добились ощутимых успехов в борьбе с четырехмоторными бомбардировщиками противника, но и сами потеряли многих своих товарищей. Особенно огромные потери JG.4 понесла во время печально известной операции «Боденплатте» 1 января 1945 года – сразу 23 летчика погибшими и пропавшими без вести, что составило почти 42% от общего числа лётного персонала эскадры!

     Но изучением действий 4-й эскадры на Западном фронте против англо-американцев пусть лучше занимаются западные историки. Нас же традиционно гораздо больше интересуют действия Люфтваффе против нашей авиации и войск. И поскольку в дальнейшем, с конца января по конец апреля 1945 года, JG.4 участвовала в боях на Восточном фронте над Одером и в районе Берлина, мы уделим внимание именно этому периоду и участку фронта. Правда, в связи с отсутствием полных документальных данных о потерях самолетного парка эскадры, нам придется ограничиться перечислением лишь безвозвратных потерь лётного персонала и успехов лётчиков эскадры, которые тоже, кстати, нуждаются в уточнении.  Для начала, однако, ознакомимся с командным составом 4-й эскадры на момент её появления на Восточном фронте.

     Итак, командиром эскадры с августа 1944 года был известный ас кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями 27-летний подполковник Герхард Михальски, на счету которого было 72 воздушные победы, одержанные им ранее в составе эскадры JG.53 «Пиковый туз».

     Первой группой эскадры тоже с августа 1944 года командовал 33-летний майор Вильгельм Штайнманн, недавно награжденный Германским Золотым крестом за 35 сбитых самолетов, в большинстве сбитые им в составе JG.4. В дальнейшем, в марте 1945 года, он удостоился и Рыцарского креста.

     Командиром второй группы с сентября 1944 года был 33-летний майор Герхард Шрёдер, бывший штурман транспортной и бомбардировочной авиации. Став летчиком-истребителем, он успел одержать всего 3 воздушные победы.

     Третьей группой командовал с января 1945 года опытный летчик 28-летний капитан Герхард «Герд» Штрасен, на его боевом счету было 6 сбитых самолетов противника, которые он сбил, воюя в составе JG.26 «Шлягетер» и JG.77 «Червонный туз». 
    
     Командиром последней четвертой группы эскадры с декабря 1944 года был ветеран «Легиона Кондор» в Испании 28-летний капитан Эрнст-Альберт Лаубе, одержавший 22 воздушные победы, в основном в составе JG.26 «Шлягетер», JG.77 «Червонный туз» и JG.3 «Удет».

     В отличие от опытных командиров, большинство рядовых пилотов эскадры были совсем юными выпускниками лётных школ, недавно попавшими на фронт. Некоторая часть пилотов состояла даже из переученных членов экипажей бомбардировочной, разведывательной, морской и другой авиации, которые, однако, с трудом привыкали к своей новой роли в качестве летчика-истребителя. Разумеется, не от хорошей жизни этих эрзац-пилотов привлекали к службе в истребительной авиации, но у руководства Люфтваффе в то время выхода уже не было: в тяжелейших боях, в условиях подавляющего превосходства, немецкие истребители понесли и продолжали нести опустошительные потери. И если авиационная промышленность выпускала ещё достаточное количество самолетов, то квалифицированных пилотов-истребителей уже не хватало…   
    
     И вот эту, едва пополненную наспех молодняком эскадру в середине января 1945 года, после начала крупного наступления советских войск, было решено отправить на Восточный фронт в район юго-восточнее Берлина. Первой туда прибыла I./JG.4 – 22 января самолеты Bf 109G/K этой группы совершили посадку на аэродром Губен. За ней 23 января последовали Stab/JG.4 и 11.(Sturm)./JG.4, которые на самолетах Fw 190А приземлились на аэродром Нойхаузен юго-восточнее Котбуса, а также III./JG.4, но её Bf 109G/K обосновались севернее Котбуса – на аэродроме Древиц. На том же аэродроме спустя три дня – 26 января – приземлились Bf 109G из состава IV./JG.4. Характерно, что основной задачей лётчиков эскадры были штурмовые налеты на советские колонны на дорогах, хотя в роли штурмовиков истребители эскадры были мало приспособлены, а пилоты не были этому обучены. Массовых воздушных битв, как на Западном фронте, здесь не было, но летчикам приходилось делать по несколько боевых вылетов в сутки, что всё равно приводило в итоге к большим потерям. Особенно когда начались очень тяжелые и кровавые воздушные бои над Одерским плацдармом…

     Вскоре после перелета на советско-германский фронт эскадра понесла первую потерю: 24 января во время перелета на новый аэродром Bf 109 G-14 785714 «Gelbe 7» фаненюнкера-унтер-офицера Клауса Экарда из 15./JG.4 загорелся в воздухе по невыясненным причинам, лётчик выпрыгнул с парашютом, но разбился и погиб в 10 км от Халле северо-западнее Лейпцига.

     Через два дня, 26 января, эскадра начала боевые действия на новом для неё фронте и произвела 82 вылета на штурмовку и разведку в район Шарникау – Вольштайн. При этом было потеряно сразу четыре лётчика:
     Первый - унтер-офицер Вильгельм (Вилли) Гаустен из 1./JG.4 (имевший 2 воздушные победы), на Bf 109 G-10 491177 «Weisse 1» был сбит в воздушном бою в районе Нойтомишель – Пинне – Позен, попал в плен и позже умер в плену.
     Второй – лейтенант Ульрих Блэзе (09.06.1924) из 5.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 A-8 961138 «Weisse 8» во время штурмовки советских автоколонн на дорогах был сбит в воздушном бою и погиб южнее Нойтомишель.
     Третьим был обер-фенрих Герберт Шён из 5.(Sturm)/JG.4, который во время штурмовки советских войск на дорогах задел за дерево своим Fw 190 A-8/R2 682665 (982665) «Weisse 16» и погиб в районе Шлепциг возле Люббена.
     А четвертый - фаненюнкер-унтер-офицер Гюнтер Валь из 7./JG.4 (или II.(Sturm)/JG.4) на Fw 190 A-8 961102 «Gelbe 5» разбился и погиб из-за снегопада в районе Гёрциг возле Гроссенхайна.
     Кроме того, ещё пять самолетов получили небольшие повреждения.
     Что и говорить, начало было удручающим…
     В этот же день на счет лётчиков эскадры была записана первая воздушная победа на русском фронте – в 12 часов 45 минут обер-лейтенант Лотар Вольфф  из 15./JG.4 сбил советский истребитель P-39 «Аэрокобра» в районе Шарфенорта. «Сталинский сокол» совершил вынужденную посадку и скрылся в лесу...

     На следующий день 27 января эскадра совершила 72 вылета и не досчиталась трех своих лётчиков:
     Фельдфебель Генрих Камель (14.12.1918) из 5.(Sturm)/JG.4 во время штурмовки советских автоколонн северо-западнее Грац - Нойтомишель возле Кирхплац, слишком низко опустился на своем Fw 190 A-8 696095 «Weisse 6», задел за автомобиль на дороге и разбился.
     Погиб в воздушном бою на Fw 190 A-8/R2 682224 «Gelbe 4» в район Позен фаненюнкер-унтер-офицер Фриц Гопфенмюллер из 7./JG.4.
     Фельдфебель Арно Похманн из 13./JG.4 на Bf 109 G-14 783989 «Weisse 2» во время штурмовки советских войск был сбит огнем с земли (или погиб в воздушном бою), упал и погиб в 3 км восточнее озера Бентшенер.
     Легко повреждены были три самолета.
     В свою очередь  унтер-офицер Фёлькель из II.(Sturm)/JG.4 доложил об уничтожении одного Як-9, правда, победу ему не засчитали...

     В воскресенье 28 января пилоты JG.4 произвели 36 вылетов на штурмовку, при этом четыре самолета получили небольшие повреждения, зато обошлось без жертв.

     Всё же полеты на штурмовку советских войск, хорошо прикрытых зенитными средствами, дорого обходились немецким истребителям. 29 января эскадра совершила 104 вылета на разведку и штурмовку в район Шарникау – Вольштайн, но два лётчика эскадры не вернулись из этих убийственных полетов:
     Oбер-фенрих Гейнц Зеебергер из 15./JG.4 во время штурмовки был сбит огнем с земли, вместе со своим Bf 109 G-14 413791 «Gelbe 14» упал и погиб в районе Кёпниц – Унруштадт.
     Унтер-офицер Максимилиан «Mакс» Губер из 16./JG.4 на Bf 109 G-14 462756 «Blaue 9» также не вернулся со штурмовки советских войск, на этот раз в районе Кюстрина.
     Ещё восемь самолетов были повреждены, в том числе пять - в воздушных боях.

     30 января лётчики эскадры 121 раз вылетали на разведку и штурмовку в район Шарникау – Вольштайн – Цюллихау – Мезериц, причем в воздушных боях погибли три лётчика:
     Лейтенант Ганс Рошер из 1./JG.4 на Bf 109 G-10 130362 «Weisse 7» в районе Цюллихау – Бомст – Вольштайн.
     Унтер-офицер Рудольф Зеебахер из 3./JG.4 на Bf 109 K-4 332302 «Gelbe 4» в районе Цюллихау западнее Грюнберга.
     Фаненюнкер-обер-фельдфебель Йоахим Гольцбехер из 7./JG.4 на Fw 190 A-8/R2 682767 «Gelbe 16» в районе Ванден.
     В воздушных боях в районах Нидрица, Одерекка и Цюллихау было потеряно ещё три самолета (с одного из них лётчик спасся на парашюте) и в районах Губена, Древица и Франкфурта-на-Одере повреждены были три самолета.
     А вот настойчивому унтер-офицеру Фёлькелю из II.(Sturm)/JG.4 наконец-то повезло и ему засчитали первую воздушную победу над Як-9, сбитому в этот день.
    
     Последний день января - 31 числа – прошел для эскадры без потерь: совершив 22 вылета на разведку и штурмовые действия в районе Кюстрина, все лётчики благополучно вернулись с заданий, лишь один Fw 190 был легко поврежден.

     Всего в течение почти недели боевых действий на Восточном фронте пилоты JG.4 уничтожили во время штурмовых налетов 395 автомашин, один танк, три реактивных установки «Катюша», одну многоствольную зенитную установку, три самолета на аэродромах и другую боевую технику.

     Потери эскадры были очень велики: всего за январь JG.4 потеряла (в том числе за три недели боев на Западном фронте, до перелета на Восточный фронт) 26 пилотов погибшими и пропавшими без вести, а также 14 ранеными. Безвозвратно потеряно было 57 самолетов (20 Fw 190 и  37 Bf 109), повреждено было 39 самолетов (14 Fw 190 и  25 Bf 109). 
 
     Ещё большие потери эскадра понесла в феврале. Уже в первый же день месяца ефрейтор Губерт Гестеркамп из 6.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 A-8/R2 682207 «Weisse 2» не вернулся из полета севернее Кюстрина.

     Через два дня - 3 февраля - потеряно было два лётчика:
     Унтер-офицер Вальтер Вагнер (19.07.1911) из 6.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 A-8 960328 при посадке на аэродром Нойхаузен возле Коттбуса попал в воронку, перевернулся и погиб.
     А достаточно опытный пилот обер-фенрих Гейнц Кюне (имел на своем счету 3 воздушные победы) из 10./JG.4 на Bf 109 K-4 332651 «Schwarze 1» был сбит в воздушном бою в районе Цюллихау – Блумберг и попал в плен. Позже он погиб в плену.

     Ещё два пилота попали в плен на следующий день 4 февраля:
     Унтер-офицер Вальтер Ниггль из 7./JG.4 на Fw 190 A-9 205056 «Gelbe 13» вылетев на штурмовку советских войск на дорогах в районе Циленциг – Мезериц был сбит и попал в плен. Через несколько лет он вернулся из плена и умер 6 октября 1950 года в Германии.
     Другой лётчик - фенрих Вильгельм Дим из 15./JG.4 - на Bf 109 G-10 490419 «Gelbe 1» в составе пары вылетел на разведку, но из-за отказа мотора вынужден был произвести посадку на захваченной советскими войсками территории в 3 км северо-восточнее Франкфурта-на-Одере и попал в плен. Всё же ему повезло, и 9 мая 1949 года он вернулся из плена. 

     7 февраля с заданий не вернулись также два лётчика:
     Первый - обер-фенрих Ганс Тилль из 13./JG.4 на Bf 109 G-10 490169 «Weisse 1» штурмовал советские войска в районе Аурит – Балько – Цибинген, был сбит и взят в плен. Как выяснилось позже, он погиб в плену.
     Другой - унтер-офицер Гельмут Нойманн из 15./JG.4 на Bf 109 G-10 490428 «Gelbe 10» также штурмовал советские войска в районе Куртшов – Цибинген – Гросс – Гандерн, был сбит и погиб.
     Один Як-9 в районе Фюрстенберга в 11 часов 45 минут сбил в тот же день лейтенант Ганс Клаффенбах из 4.(Sturm)/JG.4, но на фоне всё растущих потерь эскадры это было слабым утешением…

     На следующий день 8 февраля эскадра упорно продолжала штурмовать наступающие русские войска, однако это стоило эскадре ещё трех пилотов:
     Oбер-фенрих Мартин Отто Штегманн из 2./JG.4 во время штурмовки советских автоколонн в районе Айхберга в 12 км северо-западнее Гроссен был смертельно ранен, на своем Bf 109 K-4 332376 «Schwarze 6» совершил вынужденную посадку недалеко от колонны и умер.
     Унтер-офицер Вальтер Гебауэр из 12./JG.4 на Bf 109 K-4 332912 «Blaue 4» был сбит, вероятно, зенитным огнем в районе Дребишов и попал в плен. Позже он погиб в плену.
     Унтер-офицер Йоганнес Бинтрим из 16./JG.4 на Bf 109 G-14 462777 «Blaue 11» штурмовал советские автоколонны в районе Волльница, был сбит и взят в плен. Судьба этого лётчика также была печальной, и он также погиб в плену. 

     9 февраля 2-я группа эскадры перебазировалась на аэродром Губен, где с 22 января уже находилась 1-я группа эскадры.
     В этот же день лейтенант Дитрих Бартш (29.12.1923) из 11./JG.4 на Bf 109 G-14 465330 «Schwarze 6» штурмовал советские автоколонны в районе Древиц севернее Коттбуса, был сбит в воздушном бою и погиб.

     В субботу 10 февраля было потеряно три лётчика:
     Фельдфебель Вильгельм «Вилли» Беккер (имел 1 воздушную победу) из 3./JG.4 на Bf 109 K-4 332897 «Gelbe 9» возвращаясь с вооруженной разведки, в районе Шидло юго-восточнее Франкфурта-на-Одере был сбит и пропал без вести.
     Не повезло унтер-офицеру Эрнсту Штайнгильбу (имел 1 воздушную победу) из 12./JG.4, который взлетая с аэродрома на Bf109 K-4 332485 «Blaue 6» с бомбой под фюзеляжем упал и взорвался в 5 км восточнее Древиц возле Потсдама.
     Ефрейтор Гаральд Банкк из 13./JG.4 на Bf 109 G-14 785917 «Weisse 4» был подбит и тяжело ранен зенитным огнем, произвел вынужденную посадку в районе Котценау и умер от ран в госпитале 14 февраля 1945 года.
     В тот же день в 14 часов 15 минут в воздушном бою западнее Любен обер-лейтенанту Карлу-Гейнцу Мессеру из IV./JG.4 удалось сбить один Ла-5.

     Очередные три лётчика эскадра потеряла 11 февраля:
     На Bf 109 K-4 332858 «Schwarze 5» разбился и погиб при взлете с аэродрома Губен ефрейтор Роберт Маыргофер из 2./JG.4.
     Унтер-офицер Франц Кайхер из 3/JG.4 на Bf 109 G-10 491375 «Gelbe 3» был сбит, произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе Люббен – Штайнау возле реки Одер, после чего пропал без вести. 
     Погиб и опытный командир отряда 10./JG.4 капитан Бернгард Газенберг (27.01.1913), имевший на своем счету 3 воздушные победы. На Bf 109 G-14 462968 «Schwarze 4» он во время взлета потерпел аварию, вероятно, из-за саботажа и разбился в 3 км северо-западнее Древиц.
     А командир 1-й группы майор Вильгельм Штайнманн в этот же день сбил один советский штурмовик Ил-2.

     12 февраля II.(Sturm)/JG.4 перебазировалась на аэродром Берлин-Шёнфельд, понеся перед этим тяжелые потери:
     Унтер-офицер Герхард Граль из 4.(Sturm)/JG.4 на Bf 109 K-4 331336 «Blaue 2» взорвался и погиб в воздушном бою южнее Наумбург – Бобер.
     Унтер-офицер Герберт Брукш из 5.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 A-9 980208 «Weisse 12» был сбит в районе Наумбург – Заган – Шпроттау и попал в плен, в котором умер уже после войны 3 августа 1946 года.
      В воздушном бою восточнее Примкенау погиб обер-лейтенант Гейнц Шмелинг (07.10.1911) из 5.(Sturm)/JG.4. Это был очень опытный лётчик, летавший раньше штурманом в разведывательной авиации, награжденный Германским Золотым крестом, Почетным Серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 1-й и 2-й степени, а также Золотым значком за боевые вылеты.
     Фельдфебель Фридрих Бэре-Штайнграф из 6.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 A-9 980570 «Schwarze 11» пропал без вести в районе Наумбург – Заган – Шпроттау.
     В том же районе Наумбург – Заган – Шпроттау на Fw 190 A-8/R2 681356 «Schwarze 4» пропал без вести совсем юный фенрих Карл Урбан (19.06.1925) из 6.(Sturm)/JG.4.

     В среду 14 февраля почти полным составом эскадра произвела перебазирование на другие аэродромы. Штаб эскадры и 3-я группа расположились на аэродроме Ютерборг-Дамм, 1-я группа – на аэродроме Берлин-Шёнфельд, а 4-я группа обосновалась на аэродроме Марк Цвушен. Несмотря на хлопоты, связанные с перебазированием, эскадра продолжала выполнять боевые задачи и понесла при этом тяжелые потери:
     Oбер-ефрейтор Вильгельм Фаленти из 7./JG.4 на Fw 190 A-8 739202 «Gelbe 18» пропал без вести в районе шоссе Зоммерфельд – Пфёртен.
     На Bf 109 K-4 332658 «Weisse 7» унтер-офицер Курт Мендель из 11./JG.4 был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Несмотря на длительное лечение, он умер от ран 20 апреля 1945 года.
     Фатально не повезло одному из лучших асов эскадры фельдфебелю Эргарду Мекке (26.02.1921) из 14./JG.4, имевшему 12 воздушных побед и награжденному Почетным Серебряным кубком за отличие в воздушных боях и Железными крестами 1-й и 2-й степени. На Bf 109 G-10 491440 «Schwarze 11» он был случайно сбит немецкой зенитной артиллерией в 30 км западнее Кюстрина (по другим данным, он был сбит в воздушном бою в районе Фюрстенвальде), выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся и пилот погиб.
     Oбер-фенрих Ганс-Гюнтер Лахманн (имел 1 воздушную победу) из 16./JG.4, на Bf 109 G-14 784988 «Weisse 7» штурмовал колонны советских войск в районе Форст – Зоммерфельд – Зорау, был сбит и взят в плен. К счастью для него, через несколько лет он вернулся из плена. 
     В тот же день снова отличился командир 1-й группы майор Вильгельм Штайнманн, сбивший один Як-3.

     На фоне удручающих потерь в предыдущие дни, итоги боевых действий 16 февраля были для эскадры более благоприятными.
     В этот день был потерян всего один пилот ефрейтор Гюнтер Пёланд из 6.(Sturm)/JG.4. В районе Ландсберг – Фиц северо-западнее Лейпцига снаряд своей же зенитной артиллерии угодил в его Fw 190 A-8 738202 «Schwarze 2», в результате чего правое крыло оторвалось, лётчик упал вместе с самолетом и погиб.
     А вот в воздушных боях лётчики JG.4 добились существенного успеха, сбив четыре советских самолета. Один Як-9 в районе Кюстрина в 16 часов 50 минут сбил лейтенант Ганс Клаффенбах из 4.(Sturm)/JG.4, два Як-9 сбил унтер-офицер Курт Шерер из II.(Sturm)/JG.4 и один По-2 сбил унтер-офицер Герхард Вальтер также из II.(Sturm)/JG.4.

     Такими же благоприятными были и итоги боевых действий 17 февраля.
     Лишь один лётчик унтер-офицер Эгон Колиас из 10./JG.4 был сбит при штурмовке огнем с земли (или в воздушном бою), упал вместе со своим Bf 109 G-14 456317 «Schwarze 13» севернее Зелов юго-западнее Кюстрина и погиб.
     Зато лётчики JG.4 одержали три воздушные победы над советскими лётчиками. Уже имевший на своем счету четыре сбитых англо-американских самолета фенрих Гюнтер Виттбольд из 1./JG.4 сбил на этот раз один русский Як-9 в 10 часов 21 минуту, а в следующую минуту командир 1-й группы майор Вильгельм Штайнманн поразил сразу два Як-9.

     Тяжелыми потерями и приличными успехами был ознаменован день 18 февраля. Потеряны были три лётчика, в том числе два опытных командира отрядов:
     Командир 2./JG.4 обер-лейтенант Вернер Герхартц (07.01.1921), имевший 1 воздушную победу, при штурмовке советских автоколонн в районе Позен – Швибус – Штайнберг получил попадание в радиатор, на своем Bf109 K-4 333886 «Schwarze 4» произвел вынужденную посадку на территорию, захваченную советскими войсками, и был взят в плен. Позже, в 1949 году он вернулся из плена. 
     Попал в плен и фенрих Ганс-Йоахим Шмидт из Stab III./JG.4, который на Bf 109 K-4 332483 «Rote 1» был сбит в воздушном бою русскими лётчиками в районе Франкфурта-на-Одере.
     Тяжелым ударом для эскадры была гибель командира 7./JG.4 обер-лейтенанта Эргарда «Maксe» Низe (16.03.1910), на счету которого было 570 боевых вылетов и 23 воздушные победы, за что он был награжден Германским Золотым крестом, Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 1-й и 2-й степени, Золотым значком за боевые вылеты, Значком за ранения (30.10.1942, 24.04.1944). Во время испытательного полета на устойчивость его Fw 190 A-9 980576 «Gelbe 1» в 16 часов 12 минут потерял управление, ас не смог выпрыгнуть с парашютом, упал вместе с самолетом и погиб в районе Шёнфельд юго-восточнее Берлина.
     В свою очередь пилотами эскадры были сбиты семь самолетов «сталинских соколов». Два штурмовика Ил-2 уничтожил в районе Швибус-Штайнберг в 15 часов лейтенант Ганс Клаффенбах из 4.(Sturm)/JG.4, остальные пять самолетов были сбиты лётчиками, чьи фамилии выяснить пока не удалось. В том числе два Ил-2 сбили пилоты из I./JG.4, один Ла-5 и один Р-5 – лётчики из II.(Sturm)/JG 4, а один Як-9 уничтожил лётчик из III./JG.4.

     Итоги дня 20 февраля можно назвать «боевой ничьей». Эскадра потеряла одного лётчика:
     Унтер-офицер Эдуард Юнгвирт (27.12.1922) из 16./JG.4 был тяжело ранен и подбит зенитным огнем, вынужден был посадить свой Bf 109 G-14/ASM 781174 «Gelbe 13» в районе Мукбаруп севернее Фленсбург и отправлен в госпиталь, где несмотря на усилий врачей умер от ран 2 мая 1945 года. Неясно лишь, каким образом свое смертельное ранение лётчик получил в указанном районе, весьма далёком от линии фронта и места базирования его группы?
     А боевой счет эскадры пополнился одной воздушной победой: фельдфебель Йозеф Вайхманн из 6./JG.4 сбил один Ил-2…

     В марте количество потерь резко снизилось, кроме рутинных полетов на штурмовку, появились совершенно необычные задания. Так, 6 марта летчики эскадры приняли участие в боевой операции по уничтожению понтонных мостов на реке Одер. Два звена по четыре Bf 109 из I./JG.4 сопровождали две группы по четыре He 111 из I./KG.200, с подвешенными под фюзеляжем управляемыми реактивными планирующими авиабомбами Hs 293. На подходе к цели немецкие самолеты были атакованы группой советских истребителей Як-9. В завязавшемся воздушном бою русские сбили один Не 111, а лейтенант Ганс Клаффенбах из 4.(Sturm)/JG.4 в 17 часов 25 минут и унтер-офицер Вальтер Шоула из I./JG.4 в 17 часов 37 минут сбили по одному Як-9. Кроме того, по донесениям пилотов «хейнкелей», им удалось поразить мост в районе Гёрица, где находился плацдарм советской 8-й гвардейской армии. Кстати, одна из ракет, упавшая в воду и не взорвавшаяся, вызвала живейший интерес со стороны руководства советских ВВС. Армейским саперам отдали приказ поднять ракету и организовать ее доставку в Москву…

     На следующий день 7 марта, ничего особенного не произошло, если не считать того, что фельдфебель Курт Гоппе (1920) из III./JG.4 на Bf 109 не вернулся из воздушного боя...

     8 марта пилотам JG.4 снова пришлось принять участие в налете на переправы через Одер в районе Гёрица, Райтвайна и Ной Маншнова. На этот раз группа немецких самолетов была ещё внушительней и необычней, чем в предыдущий раз. Наряду с обычными бомбардировщиками - пять Ju 188 и два Ju 88 из 5./KG.200 - в составе ударной группы находились и четыре авиационные спарки типа «Мистель» из 6./KG.200. Правда, один самолет, начиненный взрывчаткой, из-за технических проблем сразу же сорвался с управляющего самолета и рухнул в поле. Оставшиеся самолеты сопровождали шестнадцать Bf 109 из III./JG.4 и два Fw 190 из Stab/JG.4, во главе с командиром эскадры подполковником Герхардом Михальски. Около 10 часов 20 минут на высоте 3.000 метров немецкие самолеты подошли к переправам. Зенитная артиллерия, охранявшая переправы открыла бешеный огонь, в свою очередь «юнкерсы» подвергли бомбардировке позиции русских зенитчиков. Однако еще один «Мистель» получил попадание зенитного снаряда и, охваченный пламенем, рухнул на землю далеко от переправ. Оставшиеся два «Мистеля» расцепились в штатном режиме, но, несмотря на внушительные взрывы, существенного ущерба переправам нанесено не было. По другим немецким данным, было достигнуто два прямых попадания в мост и одно попадание в позицию зенитных батарей. От зенитного огня немцы потеряли также один Ju 188, его экипаж попал в плен. А в воздушном бою советские ВВС потеряли один Як-9, сбитый в 10 часов 27 минут самим командиром JG.4 подполковником Михальски. Это была его 73-я воздушная победа… 

     В понедельник 19 марта находящаяся на аэродроме Берлин-Шёнфельд I./JG.4 была расформирована, а её лётчики были отправлены в другие группы эскадры.

     25 марта юный пилот в рядовом звании лётчика Манфред Верле (14.06.1925) из 5.(Sturm)/JG.4 (кстати, он характеризовался крайне отрицательно, как лгун и вор, что было редким исключением среди летчиков Люфтваффе) на Fw190, выпущенном из ремонта, вылетел в испытательный полет, но упал вместе с самолетом и погиб в районе Вассмансдорф южнее Берлина. Что ж, как говорится, искупил свои грехи кровью…
     А командир IV./JG.4 капитан Эрнст-Альберт Лаубе в этот день же был награжден Германским золотым крестом.

     Чуть позже, 28 марта бывший командир I./JG.4, которая была уже расформирована, майор Вильгельм Штайнманн получил Рыцарский крест, став таким образом единственным асом 4-й эскадры, заслужившим эту высшую награду.

     К сожалению, из-за отсутствия точных данных, неизвестны даты некоторых потерь пилотов эскадры в марте. Известно, по крайней мере, о шести безвозвратных потерях:
     Пилот в рядовом звании лётчика Бернгард Фихте из III./JG.4 на Bf 109 был сбит в воздушном бою советскими истребителями в районе Кюстрина и взят в плен. Позже он умер в плену.
     Ефрейтор Файт из 11/JG.4 на Bf109 G-14 «Gelbe 9» тоже был сбит в воздушном бою, но уже не русскими, а американскими истребителями Р-51 «Мустанг» в районе Кифхойзер западнее Лейпцига и попал в плен к американцам.
     Обер-лейтенант (или обер-фельдфебель) Берг из II.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 А потерпел аварию при посадке на аэродром Шёнефельд юго-восточнее Берлина и сгорел.
     Унтер-офицер Гельмут Пирманн из 5.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 был сбит в воздушном бою в районе Вернойхен – Штраусберг возле Берлина и пропал без вести.
     Фельдфебель Манфред Йольшлэгель из III./JG.4 на Bf 109 не вернулся из полета и, как стало известно позже, попал в плен. По некоторым данным, он находился в Харьковском лагере военнопленных.
     Герман Клотц из IV./JG.4 на Bf 109 G не вернулся из полета в район Берлина. Есть информация, что позже его видели в Московском лагере военнопленных.

     2 апреля III./JG.4 была перебазирована на аэродром Лёбниц, севернее Лейпцига.

     Во вторник 3 апреля вслед за I./JG.4 была расформирована и IV./JG4.

     4 апреля II.(Sturm)/JG.4 расположилась на аэродроме Мёртиц, северо-восточнее Лейпцига. А уже вечером того дня в 16 часов 30 минут лётчик группы лейтенант Вольфганг Ганкнер сбил в районе Гальберштадта американский истребитель P-47 «Тандерболт».

     На следующий день фенрих Карл Йозеф Гайд из 15./JG.4 на Bf 109 был сбит в воздушном бою англо-американской авиацией в районе Зана юго-западнее Берлина и взят в плен американскими войсками.

     Осталась не выясненной судьба обер-фельдфебеля Фрица Штеркера из 7./JG.4, который 7 апреля, то ли на Fw 190, то ли на Bf 109 K-4, участвовал в воздушном бою с англо-американской авиацией в районе Айзенах – Бад Лангензатца севернее Эрфурта. По одним данным он не вернулся из боя, по другим – был лишь ранен в районе Айзенаха.

     Около 15-16 часов следующего дня унтер-офицер Курт Блюменберг (00.04.1923) из 14./JG.4, имевший на счету 1 воздушную победу, на Bf 109 G-14/AS был сбит в воздушном бою американскими истребителями Р-47 «Тандерболт» севернее Гюнзероде западнее Лейпцига и погиб.

     С 9 апреля Stab/JG.4 стал базироваться на аэродроме Марк Цвушен.
     По состоянию на этот день в составе Stab./JG.4 насчитывалось 6 Fw 190, в II.(Sturm)/JG.4 – 50 Fw 190, в III./JG.4 – 61 Bf 109.

     Вечером 11 апреля отличились лётчики III./JG.4 лейтенант Ганс Клаффенбах и унтер-офицер Рудольф Козловски: в 19 часов они сбили в районе Бюхельна и Тилледа по одному американскому истребителю Р-51 «Мустанг»…

     Очередное перебазирование произошло 12 апреля: II.(Sturm)/JG.4 была отправлена далеко на северо-запад Германии и стала базироваться на аэродроме Глюксбург в районе Фленсбурга, а III./JG.4 перелетела на аэродром Марк Цвушен.
     По состоянию на этот день в составе Stab./JG.4 насчитывалось 7 Fw 190, в II.(Sturm)/JG.4 – 50 Fw 190, в III./JG.4 – 62 Bf 109.
     Капитан Гюнтер Шванеке из Stab./JG.4 пополнил свой боевой счет, в 12 часов 40 минут сбив Як-3…

     В «черную пятницу» 13 апреля эскадра потеряла двух лётчиков:
     Унтер-офицер Гюнтер «Осколок» Галлас из 7./JG.4 на Fw 190 A-9 был сбит в воздушном бою англо-американской авиацией в районе Эльба – Эльстер юго-западнее Ютерборга и пропал без вести. Правда, есть данные, что он был лишь ранен в районе Айзенаха.
     Вечером при вынужденной посадке в районе Ютерборга несколько раз перевернулся на своем Fw 190 «Schwarze 13» и погиб фельдфебель Гюнтер Эбергард из 6.(Sturm)/JG.4.

     Через два дня, 15 апреля, унтер-офицер Макс Миллер (12.03.1924) из III./JG.4 на Bf 109 вылетел на штурмовку англо-американских войск, был сбит в воздушном бою в районе Глюксбургер Хайде возле Ютерборга, упал вместе с самолетом и сгорел.

     На 16 апреля количество самолетов в эскадре составляло: Stab/JG.4 – 5 Fw 190, II./JG.4 – 55 Fw 190, III./JG.4 – 52 Bf 109.
     В этот день началось мощное наступление советских войск на Берлин (Берлинская  наступательная операция войск 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов с целью завершения полного разгрома немецких армий). Сотни советских самолетов постоянно находились в воздухе, произошло почти 200 воздушных боев, в которых немцы и русские понесли очень тяжелые потери. Кроме обычных боев и штурмовок, лётчикам JG.4 снова довелось участвовать в совершенно необычной операции Люфтваффе. На этот раз немецкие военно-воздушные силы, по примеру японских «камикадзе», применили тактику лётчиков-смертников. Около шестнадцати Bf 109 К-4 из JG.4 с 17 часов 15 минут до 18 часов сопровождали восемь Bf 109 и один Fw 190 с 500-кг бомбами под фюзеляжем и пилотами-самоубийцами в кабинах, которым был дан приказ направить свои самолеты на переправы через Одер и взорвать их. По крайней мере, одному из этих добровольцев - фенриху Эрнсту Байхлю из SG.104 - удалось врезаться в одну из понтонных переправ в районе Целлин, в полосе 47-й советской армии, и ценой своей жизни уничтожить её. Правда, в документах 47-й армии не удалось обнаружить каких-либо упоминаний о разрушении переправы, зато в полосе 69-й армии в тот день действительно была разрушена переправа грузоподъемностью 30 тонн.
     Чуть позже, с 19 часов 15 минут до 20 часов 30 минут несколько Bf 109 из III./JG.4 сопровождали в район переправ несколько спарок «Мистель». Подробностей этого налета нет, однако известно, что встреч с советскими истребителями не было. 
     Ну и, разумеется, в нескольких тяжелых боях этого дня с русскими лётчиками, а также с англо-американской авиацией JG.4 понесла значительные потери: 
     Унтер-офицер Ганс Рихтер из 5.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 был сбит в воздушном бою американскими истребителями Р-51 «Мустанг» в районе Хальбе возле Бранденбурга, выпрыгнул с парашютом, но погиб.
     Эстонский доброволец (бывший пилот эстонской NSGr.11) обер-лейтенант Карл Луми из 7./JG.4 на Fw 190 A-8 был сбит в воздушном бою англо-американской авиацией в районе Мюльхаузен – Лейпциг и пропал без вести.
     Также в воздушном бою с англо-американской авиацией в районе Мюльхаузен – Лейпциг был сбит на Fw 190 и пропал без вести фенрих Ганс-Мартин Дэлькманн из 6.(Sturm)/JG.4.
     Лейтенант Горст (Герберт) Пешель (15.02.1923) из 7./JG.4 (имел 2 воздушные победы) на Fw 190 был сбит в воздушном бою американскими истребителями и пропал без вести. Правда, по другим данным он был лишь ранен.
     Около 15 часов на Bf 109 G в воздушном бою с группой советских штурмовиков Ил-2 и истребителей Як-9 в районе Буков-Зеелов был сбит и взят в плен унтер-офицер Макс Кольб из IV./JG.4, который позже погиб в плену.
     Печальной была и судьба унтер-офицер Гюнтер Шнайдер из 11./JG.4 (имел, по крайней мере, 1 воздушную победу). На Bf 109 он был сбит русскими лётчиками в воздушном бою в районе Франкфурта-на-Одере, взят в плен и также погиб в плену. 
     В боях на обе стороны с советской и союзной авиацией лётчики эскадры добились некоторых успехов:
     Капитан Йоганнес Кауфманн из 9./JG.4 в 11 часов 15 минут сбил в районе Кюстрина один советский истребитель P-39 «Аэрокобра», а унтер-офицер Ганс Зепункте из 5.(Sturm)/JG.4 в 12 часов 15 минут - один американский P-51 «Мустанг», правда, победу ему не засчитали. Один Як-9 в 15 часов 15 минут в районе Буков-Зеелов уничтожил лейтенант Ганс Клаффенбах из 4.(Sturm)/JG.4. Один P-51 «Мустанг» сбил унтер-офицер Вебер из JG.4…

     17 апреля также ознаменовалось большим количеством боев и связанных с ними потерь и успехов.
     Первым воздушную победу одержал в 11 часов 15 минут обер-лейтенант Карл-Гейнц Мессер из IV./JG.4, сбив восточнее Подельцига советский бомбардировщик «Бостон».
     Около 14 часов по одному штурмовику Ил-2 в районе Одера сбили капитан Гюнтер Шванеке из Stab./JG.4 и унтер-офицер Гейнц Зиммер из III./JG.4. Вероятно, в этом же бою бывший штурман морской и бомбардировочной авиации капитан Рудольф Шрёдер (1912) (1914) из 7./JG.4 (8./JG.4), имевший 3 воздушные победы, был сбит на своем Fw 190 А в воздушном бою в районе Горгаст-Лебус возле Кюстрина и погиб. Хотя по другим данным, он остался жив.
     Вполне возможно, что в этом же бою в районе Кюстрина на Fw 190 A был сбит и погиб фенрих Вюнше из 7./JG.4. Правда, по другим данным, он погиб в районе Эльбе – Эльстер юго-западнее Ютерборга.
     Уже возвращаясь с задания, в 14 часов 20 минут, при посадке на аэродром Марк Цвушен юго-западнее Ютерборга группа Bf 109 из III./JG.4 была внезапно атакована американскими истребителями Р-47 «Тандерболт», при этом погибли три лётчика:
     Фельдфебель Фриц Леманн выпрыгнул на парашюте, но погиб.
     Упал вместе с самолетом и погиб унтер-офицер Карл Рипе (по другим данным, остался жив).
     Геройски погиб и обер-фельдфебель Фриц Царске (19.10.1922) из 9./JG.4, имевший 1 воздушную победу: прикрывая посадку своего командира капитана Гюнтера Шванеке, он сбил один американский истребитель Р-47 «Тандерболт», но и сам был сбит другим «Тандерболтом». Выпрыгнул с парашютом, но парашют не раскрылся.   
     Около 19 часов несколько Bf 109 эскадры опять сопровождали к переправам на Одере около 30 самолетов с добровольцами-смертниками на борту. При этом, в воздушном бою с русской авиацией летчики 9./JG.4 капитан Йоганнес Кауфманн и фенрих Оскар Бутеноп в 19 часов 30 минут сбили в районе Франкфурта-на-Одере по Як-3 и Як-9 соответственно.

     Несколько воздушных боев, проведенных эскадрой в течение 18 апреля, стоили ей двух пилотов:
     Фенрих Рудольф фон Баумгартен из II.(Sturm)/JG.4 на  Fw 190 A-8 был сбит в районе Обисфельд – Магдебург, спасся на парашюте и был взят в плен англо-американскими войсками.
     Около 14 часов фенрих Райнер Клецль из IV./JG.4 на Bf 109 был сбит советскими лётчиками в воздушном бою в районе Франкфурт-на-Одере и пропал без вести.
     Однако и лётчики эскадры одержали несколько воздушных побед:
     На рассвете в 6 часов 50 минут при сопровождении группы пикирующих бомбардировщиков Ju 87 обер-лейтенант Карл-Гейнц Мессер из IV./JG.4 сбил один Як-3 в районе Зеелов.
     В 13 часов в районе Фюрстенвальде капитан Йоганнес Кауфманн из 9./JG.4 сбил штурмовик Ил-2, а лётчик того же отряда фельдфебель Оттокар Бенте сбил истребитель МиГ, причем отметил, что русский пилот не выпрыгнул из падающего самолета.
     Чуть позже, в 13 часов 30 минут тот же фельдфебель Оттокар Бенте сбил в районе Ютерборга американский истребитель P-47 «Тандерболт».
     Отличились и другие лётчики из III./JG.4: в 17 часов 45 минут лейтенант Ганс Клаффенбах сбил Як-3 в районе Буков-Зеелов, а унтер-офицер Рудольф Козловски – Як-3 в районе Мюнхеберга. Один Ла-5 сбил капитан Герхард Штрасен.
     В этот день командиром II./JG.4 был назначен кавалер Рыцарского креста 31-летний майор Вильгельм Мориц, сбивший 44 самолета, в основном, когда он воевал в составе JG.51 «Мёльдерс» и JG.3 «Удет»…

     Четверг 19 апреля снова стал днем перебазирования: на новый аэродром Рехлин-Роггентин северо-западнее Берлина перелетели Stab/JG.4, II.(Sturm)/JG.4 и III./JG.4. При этом дезертировал эстонский доброволец обер-фенрих Аксель Майнгарт Кесслер (28.05.1916) из 6.(Sturm)/JG.4: в 10 часов 50 минут взлетев с аэродрома Марк Цвушен на Fw 190 A-8 961076 «Schwarze 10» он перелетел в Швецию, приземлился на аэродром Булльтофта и был интернирован.
     Ещё два пилота того же отряда погибли, выполнив свой  воинский долг до конца:         
     Унтер-офицер Филипп Кёлер на Fw 190 не вернулся из воздушного боя с английскими истребителями «Спитфайр» в районе Нойруппина.
     Погиб и бывший пилот Fw 189 в (H)/Aufkl.Gr.10 лейтенант Франц Роледер, награжденный Германским Золотым крестом, Железными крестами 1-й и 2-й степени, а также Золотым значком за боевые вылеты. Когда на Fw 190 он в составе звена штурмовал советские танки севернее Берлина, прямым попаданием зенитного снаряда у самолета было оторвано левое крыло, и самолет вместе с лётчиком рухнул на землю.
     Свою пятнадцатую воздушную победу одержал лейтенант Ганс Клаффенбах из III./JG.4, в 15 часов 30 минут сбив в районе Берлина Як-3.

     20 апреля 1945 года несколько Fw 190 D-9 из III./JG.4 сопровождали  группу обычных бомбардировщиков He 111 и восемь реактивных бомбардировщиков Ar 234 из КG.76, которые нанесли удар по советским войскам в окрестностях Берлина. Все Ar 234 благополучно вернулись с задания, но пять He 111 и три Fw 190 были сбиты.
     Всего за день JG.4 потеряла двух пилотов:
     Бывший борт-радист бомбардировочной авиации и участник интервенции в Испании обер-фельдфебель Герберт Ринклеб из 5.(Sturm)/JG.4, награжденный Крестом за Испанию, Железными крестами 1-й и 2-й степени, а также Золотым значком за боевые вылеты, на Fw 190 был сбит в воздушном бою в районе Берлина и пропал без вести.
     Погиб фенрих Гельмут Клаппротт из 6.(Sturm)/JG.4, который на Fw 190 был сбит в воздушном бою восточнее Бернау северо-восточнее Берлина. Возможно, он стал жертвой советского пилота Як-9 капитана П. Ф. Лаврикова из 812-го истребительного авиационного полка.
     В боях были также сбиты, но спаслись на парашютах лейтенант Готтфрид Морио из 7.(Sturm)/JG.4, унтер-офицер Валентин Шойрманн из III./JG.4, совершили вынужденные посадки на подбитых самолетах фенрих Оскар Бутеноп из 9./JG.4, фельдфебель Франц Зишка из 5.(Sturm)/JG.4, унтер-офицер Хорст Хайфрих из III./JG.4…   
     Со своей стороны лётчики III./JG.4 смогли «свалить» четыре вражеских самолета в области Берлина:
     В 13 часов капитан Гюнтер Шванеке из Stab/JG.4 уничтожил английский «Спитфайр».
     Свои 16-ю и 17-ю воздушные победы одержал лейтенант Ганс Клаффенбах из III./JG.4 сбивший в 13 часов 45 минут истребитель Як-9 и бомбардировщик «Бостон».
     Один Ла-5 сбил капитан Герхард Штрасен из III./JG.4…

     В субботу 21 апреля главной задачей эскадры были бомбо-штурмовые налеты на советские войска, а также вылеты на «свободную охоту», при этом было потеряно ещё два лётчика:
     Унтер-офицер Вальтер Гаусдёрфер из 5.(Sturm)/JG.4 на Fw 190 был сбит в воздушном бою в районе Берлина и пропал без вести.
     А фенрих Эрих Гифер из 7./JG.4 пилотируя Fw 190 A-9 разбился и сгорел на аэродроме Рехлин.
     По некоторым данным, лётчиками эскадры было одержано несколько воздушных побед в районе Берлина, но только две из них были засчитаны лейтенанту Гансу Клаффенбаху из III./JG.4, который в 13 часов сбил сначала Р-39 «Аэрокобра», а позже в 17 часов 30 минут ещё и Ла-5. 

     На следующий день лётчики эскадры снова одержали несколько воздушных побед в районе Берлина, но снова только лейтенанту Гансу Клаффенбаху из III./JG.4 был зачтен один Як-9, сбитый в 13 часов. 

     23 апреля основной задачей JG.4 опять были бомбо-штурмовые налеты на русские войска в окрестностях Берлина. Совместно с летчиками-штурмовиками из SG.1 пилоты JG.4 с подвешенными под фюзеляжем бомбами атаковали с бреющего полета технику и пехоту русских, а также вели изнурительные воздушные бои, которые снова стоили им двух камрадов:
     Фенрих Винфрид Брэлер из 7/JG.4 на Fw 190 A-9 был сбит в воздушном бою в районе Кюстрина и пропал без вести. Правда, по другим данным он погиб в районе Айзенаха.
     В 13 часов 30 минут в районе Ораниенбурга северо-западнее Берлина фельдфебель Ганс Гохляйтнер из IV./JG.4 на истребителе Bf109 был сбит в воздушном бою советскими истребителями Як-3, спасся на парашюте, но был взят в плен. Однако можно сказать, что ему посчастливилось, так как через несколько лет после окончания войны он вернулся из плена. 
     Ещё больше повезло капитану Йоганнесу Кауфманну из 9./JG.4, который в том же бою в районе Ораниенбурга в 13 часов 40 минут сбил один Як-9. Это была его 7-я  воздушная победа…

     В среду 25 апреля советские войска полностью окружили Берлин, столица Третьего рейха была обречена. Тем не менее, лётчики Люфтваффе, в том числе и JG.4 продолжали сражаться. В одном из вылетов фельдфебель Алерс из 7./JG.4 на Fw 190 A-9 был сбит в воздушном бою в районе Берлина.  По одним данным, он пропал без вести, по другим - был лишь ранен в районе Айзенаха.

     26 апреля эскадра потеряла лейтенанта Фридрих Пульманн из 9./JG.4. Достаточно опытный пилот, он уже имел на счету 3 воздушные победы, был награжден Железным крестом 2-й степени, Значком за боевые вылеты и Значком за ранения (12.09.1944, 05.12.1944). Но данные о причинах его гибели разнятся: по одной информации он на Bf 109 был сбит в воздушном бою в районе Россов возле Пазевалька, а по другой - погиб в районе Виттшток, когда летел пассажиром на транспортном самолете Ju 52.

     На следующий день в районе Берлина была неблагоприятная погода: дождь и облачность. Вылетов было мало, боев ещё меньше. В одном из них в 16 часов капитан Йоганнес Кауфманн из 9./JG.4 сбил один Як-3. Свою 9-ю воздушную победу одержал капитан Герхард Штрасен из III./JG.4, сбив Ла-5…

     В воскресенье 29 апреля самолеты 6-го Воздушного флота Люфтваффе смогли произвести всего 74 вылета для поддержки немецких войск в Берлине. Несколько лётчиков JG.4 штурмовали русские войска в центральной зоне города и около Рейхсканцелярии.
     В 8 часов 45 минут унтер-офицер Манфред Куделль (02.09.1924) из 8./JG.4 на Fw 190 D с подвешенной 250-кг бомбой вылетел в составе пары в свой последний 29-й боевой вылет на штурмовку танков. После сброса бомбы по цели, в воздушном бою с советскими истребителями он был подожжен и сбит, на парашюте приземлился на одну из улиц в районе Вайссензее в Берлине и был взят в плен советскими солдатами. После возвращения из плена он проживал в Германии, умер совсем недавно - 17 апреля 2012 года.
     Спустя некоторое время лётчики III./JG.4 в бою с большой группой русских истребителей сбили три из них: в 11 часов 30 минут унтер-офицер Эрвин Теске из 8./JG.4 сбил в районе Шёневальда сразу два Як-9, одержав таким образом свои первые две воздушные победы. А капитан Йоганнес Кауфманн из 9./JG.4 одержал свою девятую воздушную победу, в 11 часов 45 минут сбив в районе Берлина один Як-3…

     30 апреля Stab/JG.4, II.(Sturm)/JG.4 и III./JG.4 с аэродрома Рехлин-Роггентин перебазировались на аэродром Пархим северо-западнее Берлина. И снова, во время перелёта произошел ещё один случай дезертирства: эстонский доброволец, бывший штурман в Aufkl.Gr.127, обер-лейтенант Анатоль Ребане (04.03.1915), кстати, уроженец славного украинского города Полтава, из 6.(Sturm)/JG.4 на своем Fw 190 A-8 739136 «Weisse 15» перелетел в  Швецию, приземлился на аэродром Булльтофта и был интернирован. После окончания войны он проживал сначала в США, затем в Эстонии, где и умер 16 октября 2007 года.

     Во вторник 1 мая лётчики JG.4, совместно с пилотами JG.26 и SG.1 продолжали штурмовки советских войск на улицах Берлина и даже уничтожили несколько танков. Кроме того, лётчики JG.4 доложили о нескольких воздушных победах, но засчитали им всего один Як-9, который в 16 часов 40 минут сбил унтер-офицер Эрвин Теске из 8./JG.4. Судя по всему, это был последний  успех эскадры…

     На следующий день 2 мая последнее перебазирование произвели Stab/JG.4, II.(Sturm)/JG.4 и III./JG.4 – они переместились ещё дальше на Запад, на аэродром Лек северо-западнее Фленсбурга. На этом пребывание эскадры на Восточном фронте завершилось. До конца войны и капитуляции вооруженных сил Германии оставались считанные дни. Напоследок, сообщим о последних боях и потерях 4-й эскадры.
     В течение дня 2 мая потери JG.4 составили четыре лётчика:
     Около 8 часов фельдфебель Карл Эйлиц из 9./JG.4 на Bf 109 был сбит в воздушном бою английскими истребителями «Спитфайр» в районе Пархим и погиб.
     Обер-ефрейтор Эрнст из 7./JG.4 на Fw 190 был сбит в воздушном бою с англо-американской авиацией в районе Дассов северо-восточнее Любека и погиб.
     В воздушном бою с англо-американской авиацией в районе Бад Годесберг юго-восточнее Бонна был сбит и унтер-офицер Матиас фан дер Фельден из Stab III./JG.4, который выпрыгнув с парашютом из своего Bf 109 K-4 был взят в плен американцами. После окончания войны он вернулся из плена в Германию. 
     Лейтенант Франц Мальш из III./JG.4, имевший на счету 11 (14) воздушных побед, награжденный Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 1-й и 2-й степени, а также Золотым значком за боевые вылеты, на Bf 109 был сбит, произвел вынужденную посадку в районе Праги и взят в плен.
     Правда, места пленения двух последних пилотов вызывают удивление, так как находятся слишком далеко от аэродромов, с которых действовала в это время эскадра. Вполне возможно, что эти данные являются ошибочными. 

     Последней потерей эскадры стал унтер-офицер Гельмут Лауэр из JG.4, который на Bf 109 погиб 5 мая в воздушном бою в районе Ландсберг-на-Варте. И в данном случае, как и в предыдущих двух, место его гибели вызывает сомнение.

     Вот, практически, и всё, что известно о действиях JG.4 на Восточном фронте…

     Всего, по имеющимся данным (далеко не полным!) за время боевых действий против советской авиации летчики сбили не менее 50 самолетов, в том числе 38 истребителей, 8 штурмовиков Ил-2, 2 бомбардировщика «Бостон», 1 По-2 и 1 Р-5. Кроме того, они одержали не менее 8 воздушных побед в боях с англо-американской авиацией. Потери эскадры составили почти 90 пилотов, правда, эти данные, как уже говорилось выше, нуждаются в уточнении. В авиакатастрофах погибли 12 лётчиков. Сбито зенитным огнем тоже 12 лётчиков. По неизвестным причинам было потеряно 26 лётчиков. Дезертировали 2 лётчика. В воздушных боях было потеряно 39 лётчиков, из них 23 был сбит советскими лётчиками и 16 – союзной авиацией. О потерях самолетов окончательных данных нет, однако учитывая, что на одного потерянного пилота приходится в среднем два потерянных самолета, можно предположить, что потери эскадры составили не менее 270 самолетов. Баланс побед и потерь явно не в пользу 4-й эскадры, но иного в 1945 году и ожидать не приходилось: многократное превосходство советской и англо-американской авиации над Люфтваффе было подавляющим. Множество немецких мало обученных юных «желторотиков» в первых же боях становились жертвой опытных «сталинских соколов» и пилотов союзников, у которых были сотни часов налёта и боевых вылетов. Можно даже сказать, что пример с JG.4 является характерным, ибо так же агонизировали остальные эскадры Люфтваффе…   
     Кстати, появление эрзац-новичков из JG.4 на советско-германском фронте осталось не замеченным. Во всяком случае, в мемуарах бывших советских лётчиков нет абсолютно никаких упоминаний о встречах в воздухе с «мессерами» и «фоккерами» с эмблемой «Рыцарского шлема с красным оперением»…