Шпионские страсти

Юрий Ткаченко 2
               

Ночь подошла к концу.
Еще не взошедшее солнце ярко очертило вершины гор, которые разделили границей две самые богатые и экзотические страны Персидского залива.
 Оман и Объединенные Арабские Эмираты!
 Кстати это только Русские и Иранцы называют залив Персидским подумал я, во всем остальном мире его называют Арабский. Упаси бог допустить ошибку в разговоре с арабом и назвать залив Персидским. Все, твоя каръера считай на этом закончена.
Ну что, профессор. Прервал мои размышления голос Премьер - Министра Омана.
Вам пора собираться, Ваш самолет вылетает через 40 минут. Все встали, встал и я.
По порядку, начиная с Его Высочества –Премъер Министра – Шейха Ахмэда Бин Калифа Аль Байруши я попрощался со всеми министрами Дивана. Это была очень приятная во всех отношениях встреча. Все вели себя как старые знакомые что собственно, так и было. Обсуждались вопросы стратегического характера развития научных контактов между Россией и Оманом и это мне льстило потому, что, хотя я и имею хорошие отношения с высшим руководством своей страны все же являюсь частным лицом.
И наконец, всю ночь нас обслуживали три удивительно красивые девушки из Марокко, хотя обычно на таких встречах официанты только мужчины. Это нарушение протокола было сделано явно ради меня и моего референта Светланы!
Купаясь примерно в таких приятных грезах, я провел те 10 минут, которые были необходимы чтобы доехать от гостевого дома правительства до аэропорта. Напряженный прошедший день и бессонная ночь сказались мгновенно, как только я окунулся в самолетное кресло.
Юрий Павлович, просыпайтесь, мы уже дома.  Сквозь сон услышал я голос Светланы.
За окном иллюминатора, сверкая тысячами отблесков утреннего солнца нас встречал роскошный аэропорт Дубаи.

На следующий день, я приехал в офис только к 11 утра, задержала случайная встреча со старым знакомым. Как обычно Светлана стала докладывать о звонках и о времени встреч с разными посетителями.
Вдруг дверь моего кабинета без предварительного стука резко открылась, и в кабинет почти вбежал Жунейд, мой местный партнер.
Профессор, почти прокричал он, там в моем кабинете звонит секретарь из кабинета Эмира Катара.
Надо сказать, что местные арабы с глубоким уважением относятся к высшим чиновникам власти, вероятнее всего сказывается многовековая традиция абсолютного подчинения вышестоящему.
И конечно звонок из секретариата Эмира, пусть и другой страны был для моего партнера серьезным поводом для быстрого реагирования. Обычно мои контакты на самом высоком уровне проходили только на уровне представителей исполнительной власти, а тут, секретарь Эмира! Абсолютного властелина своей страны!
С некоторым волнением я побежал вслед за Жунейдом в его кабинет.

Ало, мой голос предательски явно изменил тембр. Зажав трубку рукой, я быстро сделал глубокий вдох.
Салам Алейкум. Услышал я бархатный баритон на другом конце провода. Алейкум Вассалам. Скрывая внутреннее напряжение ответил я на традиционное приветствие.
После серии общих вопросов, ответов и пожеланий, секретарь сказал. Профессор, мы много слышали о Вас. Его величество желает видеть Вас, прямо сегодня.
Я звоню вам лично потому, что не хочу привлекать лишних свидетелей.
Прошу Вас не говорите никому о моем звонке. Жунейда я уже предупредил. Извините, поймав паузу заговорил я. Можно мне взять с собой моего секретаря?
Да, мне говорили о ней, возьмите обязательно. Билеты Вам уже купили, Вас встретят мои люди. И трубка замолчала.
Я опустился в кресло, невероятная пустота вдруг окутала меня.
Секунду назад, я в принципе безоговорочно согласился выполнить приказ, а это был именно приказ и ни что иное. Профессор, голос Жунейда отозвался эхом в голове, но этого было достаточно чтобы вывести меня из оцепенения. Профессор, с ударением на последнее о, это мое имя-Отчество –Фамилия-Звание и наверно, кличка.
Впервые, с легкой руки шейха Фаруха, одного из приближенных Короля Саудовской Аравии, после долгих попыток произнести мою фамилию ТКАЧЕНКО, на одном из светских приемов он всерьез предложил. Господа! Не будем больше ломать язык, профессоров у нас не мало, но профессор без фамилии у нас будет один и это будет он, и указал пальцем на меня.

В принципе все объясняется очень просто, и в английской и в арабской версии, сочетание первых двух букв ТК, является непреодолимым препятствием для собеседника. В лучшем случае, с третьей или четвертой попытки им удавалось произнести нечто подобное –Т.К. А.-Т.КА-Ченко.
Я не обиделся, тем более и представить не мог, чем это закончится!
На следующий день, предложение Шейха, сказанное как-бы в шутку, многими было воспринято в серьез. 
С тех пор, обращение ко мне ПРОФЕССОР стало нормой и правилом. Профессор, вновь повторил Жунейд, Вы в порядке? Что он Вам сказал? Может это провокация?
Он резко мне сказал, чтобы я забыл о звонке, он Вам тоже это говорил?
Да, он попросил меня об Этом. Ну и что Вы собираетесь делать? Лететь, я ведь уже пообещал, да и билеты уже приготовлены. Он хотя бы сказал о цели Вашего визита? Нет, для меня это пока загадка. Так Жунейд, времени у меня совсем мало, да и Светлана даже еще не знает о нашем срочном вылете так что я быстро домой, а Вы пока приготовьте мне на всякий случай по десять –пятнадцать образцов наших приборов.
Встречаемся в аэропорту через 2 часа.
Как и договаривались через 2 часа, Светлана, я, и Жунейд встретились в зале вылета авиакомпании ЭМИРАТС - АЭРЛАЙНС. Я только собрался задать вопрос Жунейду о магнитных приборах, как вдруг зазвонил мой мобильный телефон.
Абонент был мне незнаком и судя по начальным цифрам звонили опять из Катара.
Юрий Павлович? Да это я. Здравствуйте! С Вами говорит Бражников Николай Савельевич. Я слышал об этом человеке.
 Бражников, один из новых высокопоставленных чиновников посольства Росии в Катаре занял этот пост месяца два назад.
В результате непрекращающихся интриг в высших эшелонах власти, это было уже четвертое назначение за последние 2 года!
Слушаю Вас Николай Савельевич.
Юрий Павлович, мне только что доложили, что вы собираетесь вылетать в Катар для встречи с Его Величеством. Я Вас не спрашиваю так это или нет, Я Вам настоятельно советую немедленно отложить эту поездку и встречу вообще.
Так, подумал я, значит теперь и наши установили за мной и наружное наблюдение и вероятно поставили жучки в нашем офисе. Это уже что-то новое.
То, что я нахожусь под жестким контролем как минимум нескольких разведок мира вот уже более 10 лет, мне было хорошее известно. Еще в 1991 году, до распада страны, генерал лейтенант –ныне покойный, Лапин Степан Сергеевич, возглавлявший в ту пору Академию К.Г.Б. СССР, информировал меня о возможных провокациях в отношении как меня, так и моих сотрудников и дал мне отличные уроки поведения в таких ситуациях. Но вот чтобы и свои, это действительно новость. Значит не доверяют, а может страхуют? Да бог с ними, что я зря ломаю себе голову, что есть то и есть. Вот тебе и секретный визит к Эмиру!
Я выдержал некоторую паузу, стараясь проанализировать новую для себя ситуацию.
Юрий Павлович, вы меня слышите? Да Николай Савельевич, но собственно, чем вызвано Ваше беспокойство и почему я должен выполнять Ваши пожелания?
Вам видимо хорошо известно, что я живу и работаю здесь как частное лицо, и к вашей конторе никакого отношения не имею. Мой визит носит также частный характер, не волнуйтесь, мы просто поужинаем с людьми, приближенными к Эмиру, и я вернусь в Эмираты. И я закрыл телефон, не дожидаясь ответного ультиматума или особых условий. Светлана, частично понимая, что происходит, стояла в некоторой растерянности. Жунейд, вообще не знающий русского, переводил в ожидании взгляд то на меня, то на Светлану.
Я не стал ничего объяснять Жунейду, сославшись на то, что это звонил мой старый приятель. Объявили начало регистрации, и в этот момент к нам подошел молодой человек в национальном белом одеянии и отличительной косынке на голове, указывающей, что он из Катара. Вы профессор? Обратился он на хорошем английском?
Да, я. Вам просили передать этот конверт. Спасибо. В конверте лежали билеты, в одну и другую сторону. Причем, дата обратного вылета была обозначена сегодняшним днем на 11.30 ночи. Таким образом, я видимо был не так уж далек от истины, что слетаю на ужин и вернусь обратно уже сегодня! Я попрощался с Жунейдом, и мы со Светланой направились к стойке регистрации. Хвост обнаружился почти сразу после того как мы подошли к стойке регистрации. Да видимо в его задачу и не входило особенно скрывать это, а может даже наоборот, ненавязчиво дать нам понять –Вы под присмотром! Это был плотного сложения, коренастый парень лет 30 с явно выраженным Шотландским произношением. Он шумно шутил с оператором, который оформлял его билет и время от времени бросал оценивающие взгляды то на меня, то на Светлану. Закончив необходимые процедуры по регистрации билетов и прохождении таможенного контроля, мы прошли в самолет и заняли свои места.
Меня нисколько не удивило, когда напротив через проход в кресло уселся наш новый провожатый. Я нажал на кнопку вызова стюардов.
Подошла молоденькая стюардесса, я сделал скорбное лицо и как можно любезней обратился к ней. Извините, не могли бы вы пересадить нас в хвост самолета? Мне бывает плохо в полете, и я не хотел бы чтобы это видели пассажиры.
Она сочувственно посмотрела на меня. Конечно Сэр, Вы можете пройти прямо сейчас я провожу Вас. Злорадно ухмыляясь, я встал и пошел вслед за стюардессой мимо явно опешившего хвоста. За мной семенила Светлана. Моя злорадная ухмылка смазалась в одно мгновение! Невероятным усилием воли, я заставил себя не остановиться. Прямо за спиной моего провожатого, сидел хорошо знакомый мне человек. Руководитель одного из отделов службы внешней разведки бывшего КГБ СССР. В свое время, он курировал ряд институтов, в которых мы проводили свои исследования, и мы не мало времени провели вместе в том числе и за рюмкой доброго вина.
Валентин Степанович......... так звали моего знакомого сидел с абсолютно непроницаемым лицом! Видимо каша заваривается не на шутку, зачем он здесь? Что вообще происходит черт возьми, куда, и зачем, меня ввязывают?
То, что он был здесь не по мою душу, было совершенно очевидно.
Все, что нужно было обо мне знать, соответствующие структуры знали видимо даже лучше, чем я сам. Ему нужен был, вероятнее всего наш провожатый.
Самолет мягко приземлился в аэропорту столицы Катара- Доха.
 Мы вышли на трап, не знаю каким образом, но вслед за Светланой, пристроился наш провожатый, а через несколько человек вслед за ним скромно шествовал мой старый знакомый. Вот такой дружной компанией мы и вышли на древнюю землю Бедуинов- КАТАР.
Как только мы прошли таможенную зону, к нам подошел довольно пожилой бедуин, и после традиционных приветствий, повел нас к машине.
Я не стал оборачиваться чтобы посмотреть на своих попутчиков, да это было и ни к чему. Думаю, на этом, миссия по край ней мере одного из них, была окончена, а что там будет происходить дальше между ними, просто не мое дело.
У каждого своя работа, у каждого своя задача.

Р.С.
Прошло достаточно много лет!
И вот однажды, мне представилась возможность, увидеть описанную ситуацию совсем в другом ракурсе.
Мое поведение в той далекой истории, очевидно показывло, каким же легкомысленным болваном я выглядел в глазах настоящих игроков этого далеко не театрального спектакля.

На частной вечеринке у одного из моих приятелей, который многие годы работал на благо нашей страны в странах востока. Как бы невзначай, один из гостей, стал вспоминать давнюю историю своей причастности к службе на ближнем востоке.
А именно, время смены власти в Катаре.
Самым интересным лично для меня в этой истории, был рассказ об одном Русском, которого чуть было не устранили по приказу из центра.
Суть заключалась в следующем.

Любая смена власти, в любой стране, это крайне нервное время как для политиков, так и для спец служб всех без исключения государств.

История происходила, в самом начале прихода к власти молодого правителя Катара. Когда спец службы всех стран были как на вулкане. И естественно следили друг за другом практически круглосуточно. Вдруг, откуда ни возьмись, именно в это время, на сцене международного спектакля, появляется совершенно новая, никому незнакомая личность.
Это был какой-то Русский профессор, который без всяких согласований и оповещений, вдруг собрался на встречу с новым правителем!
Разведка была в шоке!
Кто, что, откуда, зачем? Сотни вопросов без ответа.
Но самое главное, и Российские партнеры- разведчики, тоже не могли дать никаких вразумительных ответов.
Вот тогда и был дан негласный приказ, в случае непредвиденных обстоятельств, этого таинственного прфессора, необходимо просто устранить!
Какие там бывают непредвиденные обстоятельства, мне неведомо. Ясно одно, жизнь этого Русского ученого была явно на волоске!
Тоько в последний момент, когда Русский прилетел в аэропорт Катара, сверху поступил отбой!
Выяснилось, что Русский профессор, и правда сумасшедший ученый, который может показывать удивительные превращения веществ прямо за столом, с любым собеседником, и в любой обстановке. 
И таким образом, с вероятностью на все сто процентов, этот человек, и прада несколько не от мира сего, и естественно не имеет никакого отношения ни к политике, ни тем более к спец службам.

Я слушал этот увлекательный рассказ о загадочном Русском профессоре с нескрываемым интересом! А моим приятелям в этой дружеской компании, и в голову не могла прийти мысль, что все эти страсти-мордасти, относятся именно ко мне.
И только хозяин вечеринки, загадочно улыбаясь и заговорщески поглядывая на меня, приподнял рюмку, и произнес тост.
Выпьем ребятки за везунчиков!
Я с удовольствием ему подыграл!
Что тут можно сказать? Лесть, даже мастерски завуалированная, все равно приятна!
Каюсь!

В последующем, еще много раз, мне приходилось слушать от моих соотечественников, удивительные истории о странном и загадочном Русском, который живет где-то в Эмиратах, и творит чудеса ради развлечения Шейхов.
Как правило, такие россказни, не имели ничего общего с реалными событиями.
Да и рассказчики эти, никогда в жизни, ранее, не встречались ни со мной, и вероятно ни с одним реальным  Шейхом.
Но что греха таить, меня такие истории о себе самом, явно забавляют!


На снимке,рядом со мной, потомок Пророка Мухаммеда. Его имя, тоже Мухаммед!