Мы с Вольфом Мессингом

Александр Черенков
Случилось так, что к нам в институт (МВТУ им.Баумана) в 1962 году приехал Вольф Мессинг со своими психоаналитическими опытами. Как у нас в редакции многотиражки узнали об этом, то почему-то решили меня отправить на это мероприятие с тем, чтобы я и текст написал об этом, и картинки нарисовал.
         
Однако лекции  меня задержали. Начало выступления Мессинга пришлось как раз на конец пары по физике. Наплевав на другую пару по марксистко-ленинской философии,  помчался выполнять редакционное задание.

Выступление шло полным ходом...  Поэтому, конечно, в зал входил тихо-тихо. Зал огромный, но только частично заполненный. Все зрители впереди были…
 
Дверь не скрипнула, и вот я уже в полумраке на задний ряд просочился. Сижу себе тихо, еле дыша.  Мессинг на сцене на моих глазах человек десять на пол уронил, правда, на матрасы, чтобы не разбились. Лежат как покойники, хоть трогай их, хоть что,  –  никакой реакции. Потом он пальцами щелкнул, как цыганка или испанка, и все сразу зашевелились,  вставать стали. Затем он ещё одного типа загипнотизировал, и между двух стульев в воздухе подвесил.

Про себя думаю: «Здорово! Не иначе как у него железная труба телескопическая вдоль позвоночника до пят?»
 
Такими шутками себя развлекаю, наблюдая за сценой…

Видимо, гипноз  добровольца до одервенения между стульями  был последней удачей экспериментатора…

С моим появлением что-то у Вольфа Григорьевича  всё разладилось… (Конечно, я не знал, что из-за меня).

То артист цифры никак угадать не может, то  что-то с находками  у него  не получается…

В общем, он какого-то парня в проходе между рядами мучил-мучил,а потом всё бросил и помчался сюда, к последнему ряду, где я затаился. Подлетает и говорит, слегка заикаясь:

-  У вас поле такое, я в жизни не встречал…  Всё забивает… Не могу выступать. Прошу вас уйти.

А я ему в ответ:

- У меня от редакции задание.

Он говорит:

- Ну, тогда после выступления ко мне за кулисы приходите.
 
 И обратно  к сцене побежал.

Я так же тихо, по-пластунски, зал покинул… Думаю: «Ничего себе, в зале у меня поле, а стены и дверь, стало быть, экранируют. Значит, я вроде радиостанции. Однако мощность сигнала, выходит, маловата, если сквозь двери и стены волна не проходит».

С этой печальной мыслью пошел из ДК в директорский буфет поднять пивом настроение. Однако на часы поглядываю, чтобы не зевнуть, когда выступление Мессинга закончится…

 Надо сказать, что с Вольфом Григорьевичем, как только  редакционное задание поступило, я заочно как-то  познакомился, собирая материал для статьи.
Сижу, в голове перебираю, что «накопал».  Думаю, и другим это не без интереса будет, особенно кто не в курсе.
             
Вольф  - мальчик из бедной еврейской семьи. Родился в 1899 году в поселении Гура-Кальвария Варшавской губернии России. Папу звали Гершек Мессинг. Ребёнок страдал сомнамбулизмом. Его признаки – лунатизм, бред во сне, хождение при луне, мучительные  головные боли. В шесть лет пошел в еврейскую школу Хедер.

Здесь раввин отметил необычную память малыша и рекомендовал его к зачислению в Ишибот. Здесь он должен был стать священником. Мальчишка оказался своенравным, непослушным и бежал в Берлин. Там попал в поле зрения ученых психологов. Один из них занимался проблемами управления собственным организмом. Он принял участие в судьбе мальчика. Учёный  начал с ним эксперименты по внушению и считыванию мыслей. В общем, Вольф превзошел учителя и стал сам выступать со своими  «фокусами». Так и пошло…
 
 В Германии к власти пришли фашисты. Когда они заинтересовались Вольфом, он бежал к нам в СССР и стал выступать со своими опытами. А дальше сложно разобраться,  где  -  правда, а где – легенды.

Якобы был знаком с И. В. Сталиным, которому  вроде бы предсказал крушение самолета, в котором должна была лететь команда ЦДКА. Поэтому сын вождя - Вася поехал на поезде и уцелел. Вторым спасшимся был Всеволод Бобров, который на самолёт опоздал. Документального подтверждения эта история не имеет. Может быть, это – стечение обстоятельств, а может быть факт – решайте сами.

Говорят, что вождь поверил Вольфу Григорьевичу, когда тот по его вызову прошёл без пропуска в Кремль и его кабинет никем не замеченный. Однако и эта история может быть красивой легендой.
   
В том же ряду:  8 мая 1945 года Вольф Григорьевич получил от Иосифа Виссарионовича личную благодарность за то, что еще в 1941 году в клубе ВКВД в своих прозрениях увидел  танки с красными звёздами на башнях на улицах Берлина.

Текст благодарности, которая вроде бы висела у него в квартире на стене, гласил: «Спасибо, дорогой Вольф, за правильное видение. Твой Иосиф».
 
Якобы он предсказал и смерть Иосифа Виссарионовича 5 мая 1953 года             на Пурим.  Смерть должна была  настигнуть вождя за гонения на евреев.
Всё это так или не так, а может, и ещё как, мучило меня тогда, да и сейчас, после нашего разговора с Мессингом.

Так вот, смотрю на часы, пора. Пошёл к артисту в гримёрку и говорю:

- Здравствуйте, Вольф Григорьевич. Меня зовут…

- Не надо, не надо, я знаю… Будем знакомы – Саша. Садитесь.

Присел я, какая-то дама принесла нам чай. Прямо скажу, после пива я чайку хлебнул с удовольствием.
   
 У Вольфа Григорьевича после выступления в горле, видимо, тоже пересохло, так что мы с минуту чай в охотку пили. Потом он и говорит:

- Саша, редкостный дар  вам судьба подарила помимо других способностей. Вам бы позаниматься специально. Кстати, у вас в роду ясновидящих  не было?
 
- Не знаю как-то не задумывался , - говорю, - хотя после ваших слов вспомнил, что у меня двоюродная бабка ключницей у Иоанна Кронштадского была, и мать моя, на удивление,  как скажет, так и будет. Так что, если чего во мне и есть по вашим словам, то от них, наверно. Потому что по мужской части у нас все в основном как-то саблями махали без особых раздумий.
 
- Так, ясно… Я ещё раз вам, Саша, скажу, надо заниматься. Либо самостоятельно, либо, может быть, со мной.

-  Спасибо, Вольф Григорьвич,  за предложение. Однако вы человек занятый, и, наверно, редко, когда у вас «окна» свободные бывют. Я - студент серьезного вуза. Боюсь во времени, не совпадём…

- Я Вам, Саша, свой номер телефона дам, может, созвонимся.

- За телефон спасибо. Обязательно вам позвоню и уточню насчет вашего выступления у нас, а то у меня от редакции задание, если вы не забыли.

- Да уж помню, помню… Сначала вы мне выступление едва не сорвали, а я уж совсем ваше задание завалил… (Мы посмеялись над сложившейся ситуацией).

- Да уж не без того.  А что до перспектив, вроде ваших выступлений, Вольф Григорьевич, вы уж ещё раз извините… Меня, как будущего инженера, они не прельщают.  Так что не обессудьте.  Давайте прощаться, Вольф Григорьевич...

Больше  я маэстро не видел, и не звонил потому, что материал о нём в институтской газете отменили по политическим соображениям.

Матери, придя домой, рассказал о встрече. Она выслушала.
А чуть погодя сказала: «Правильно…, сынок, -  однако всем на одном кладбище лежать, только с разных сторон».
 
Прошло много лет…
 
Приехал на Востряковском кладбище родителей навестить. При этом матери было бы сто лет со дня рождения. Год был 2014-й,  8 ноября. Смотрю - на центральной аллее народ толпится около еврейской половины. И что-то как будто меня в бок толкнуло - поинтересоваться.
 
А мне говорят: «Да 40 лет как Вольф Григорьевич Мессинг здесь упокоился».

«Вот-те на, - думаю, - на русской половине мать моя ясновидящая лежит, а с другой стороны – Вольф Мессинг».