Первые рабочие поселения за цемессом

Сергей Шило 4
•  с.шило
По страницам истории города Новороссийска
ПЕРВЫЕ РАБОЧИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЗА ЦЕМЕССОМ

Пригородные территории за речкой Цемес к концу XIX века были заселены рабочим людом самых разнообразных профессий. Так сложилось с самого начала, что когда здесь стали появляться первые промышленные предприятия возникли и первые рабочие поселения. Вся земля пригорода  именуемая 2-й частью или Зацемесской стороной  была разделена на семь территорий, которые принадлежали как казне, так и частным лицам. Это были земельные участки принадлежавшие:
1. Управлению порта (портовая территория).
2. Обществу Черноморского цементного производства.
3. Генералу Адамовичу (балка).
4. Русскому «Обществу пароходства и торговли».
5. Акционерному обществу «Русский стандарт».
6. Часть казенной земли занимал поселок Мефодиевский.
7. Владикавказской железной дороге (земля отчуждения).
На портовой территории поселились 230 человек. Здесь жили грузчики, рабочие и служащие порта.
Общество Черноморского цементного производства насчитывало 1142 человека, из которых на цементном заводе работало более 450 человек. Рабочие жили недалеко от завода, их поселение называлось «Уютной колонкой». Семьи рабочих были большие, взрослые мужчины работали на заводе ломщиками камня, обжигальщиками печей, бондарями. Профессия бондаря была и в то время редкой и востребованной. Хорошие мастера высоко ценились, потому что вся продукция упаковывалась и перевозилась в деревянных бочках.
Территория цементного завода граничила с участком земли, который был собственностью генерала Адамовича, поэтому он так и назывался – Балкой Адамовича. здесь проживало 577 человек. Жители балки работали на предприятиях, которые были рядом на: нефтяном заводе, в порту, на кирпичном заводе Стандарта на чугунно- литейном и на расположенном рядом механическом заводе, железнодорожной станции и элеваторе.
Русское общество пароходства и торговли (РОПИт) имело свою территорию, расположенную на набережной недалеко от пристаней. Здесь проживало всего 85 человек – специалисты, служащие и клерки пароходства со своими семьями.
Чуть выше начиналась земля нового акционерного общества «Русский стандарт» население, которого составляло 663 человека.
Домовладельческое товарищество этого общества вело строительство жилых домов для инженеров, техников и рабочих которые работали на Владикавказской железной дороге , нефтеперегонном заводе, обслуживая нефтепровод Ильская-Новороссийск и нефтеналивную пристань. Стандарт был самый благоустроенный, здесь была церковь, двухэтажные кирпичные дома, мощенные булыжником улицы, электрическое освещение и водопровод. Поэтому именно здесь стали открываться гостиницы, отделения банков, магазины, фотомастерские, и различные коммерческие конторы. Кроме того, на Стандарте «Домовладельческое товарищество» имело свой кирпичный заводик, был и свой базар.
За Стандартом начинался Мефодиевский поселок, из всех поселений он был самым густонаселённым и насчитывал 3 046 жителей. Здесь проживали рабочие железнодорожных предприятий, станции, паровозного депо, механических железнодорожных мастерских, элеватора. В основном это были квалифицированные рабочие, имевшие ту или иную специальность. На посёлке была своя железнодорожная больница, двухклассное начальное училище «Общества Владикавказской железной дороги» и знаменитый своей дешевизной Мефодиевский базар. были здесь и пекарни и трактиры, и всевозможные лавки и магазины. Поэтому часть населения поселка составлял коммерческий люд: всевозможные торговцы, содержатели съестных и питейных лавок, трактиров, постоялых дворов.
Между границ земель Стандарта и Мефодиевского поселка шла железнодорожная территория, которую населяли 1884 человека. Здесь жили, рабочие станции, железнодорожных мастерских, паровозного депо. Это были инженеры железнодорожники, машинисты и помощники машинистов паровозов, кочегары, паровозные и вагонные слесари, стрелочники, смазчики, путейские рабочие. Сразу же за паровозным депо и за вагонными железнодорожными мастерскими располагались барачные строения для рабочих. Строения рабочих находились на земле находившейся в междупутье и поэтому были скученны, а бараки переполнены и тесны. В таких поселениях жить было трудно, не было никаких элементарных удобств, процветала антисанитария, грязь, пьянство.
в 1896 году зацемесская сторона насчитывала 72 предприятия, считавшиеся торгово-промышленными, по тем временам это был большой промышленный потенциал, который к тому же не облагался в пользу города никакими налогами в силу того, что не входил в городскую черту.
Территория железнодорожной станции Новороссийск Владикавказской железной дороги была последней землей зацемессья на которой существовали рабочие поселения, далее шли крестьянские деревни чешских поселенцев - Мефодиевка, Кирилловка, Владимировка.
 
Железнодорожная станция Новороссийск Владикавказской железной дороги( Фото 1896 года . МУАН). В центре хорошо просматривается здание пассажирского вокзала , парк прибытия поездов , привокзальная площадь и баки нефтяной компании (на месте баков ныне находится ВРЗ вагонно -ремонтный завод) . Сразу за баками начинался дремучий лес Цемесской рощи.