Письмо

Надежда Кравченко 3
 
         
- Сергевна, всё таки, скажи, почему  же ты за Гришку не пошла? Ведь как он за тобой убивался! Вот всю жизнь одна кукуешь.
- Да, что говорить, получилось и получилось так. Видно судьба такая.
- Нет, ты всё-таки скажи,  – не отставала  Андреевна. - Я вот слыхала, что ты,  какую-то записку получила. Правда это или нет?
-Да, что ты пристала, как банный лист! – Без злобы ответила подруге юности Сергеевна.
- Я у тебя по молодости не спрашивала, а сейчас-то уж расскажи.
- Да, и рассказывать не чего…  Ты, помнишь, Гальку Якутину?
- Это, которая в магазине торговала?
- Она.
- Помню. Она же за Гришкой бегала!  Помню, помню, как же! Помню! Видела я её не раз в городе.
- Вот она то и всё подстроила, а я дура,  поверила.
- Так это, значит правда, про письмо то?
Сергеевна вздохнула тяжело и замолчала.
- Что замолчала то, правда или нет?
- Не хочу я теребить прошлое, да и у  Гальки жизнь не сложилась. Выскочила за  командированного шофёра, что на уборку приезжал. Уехала с ним, а через полгода вернулась, ни мужняя жена, ни вдова. Они не успели расписаться. Он, оказалось, что был женат, не заладилось у него с первой,  разбежались, а развод у них бал не оформлен. Вот с Галькой сошёлся, а потом, возьми, да и  утони. А Галька-то уж с животом была, вот и вернулась к матери.
- Вот,  вот, я это слыхала.  Она, ведь, дочку родила, матери оставила, а сама в город подалась.  Видела я её как то на базаре, располнела, говорит, ноги болят.  Да и замуж  она не раз  выходила.
- Да, не повезло ей, - пожалела Сергеевна бывшую подругу.
- А тебе, повезло?!  Торгашка, она и есть торгашка. Себе жизнь исковеркала и другим.
- Да, ладно, что прошло уж не вернуть. Пусть живёт, как знает.
- Вот,  вот,  она и знает, что только  людей обдирать.  Посмотрела я, как она торгует на базаре!  Наловчилась! Была я у неё и дома один раз. Дом огромный, в доме всё в хрустале блестит, да в коврах, не то, что у нас с тобой. На зарплату много ковров накупишь?! … Одна, говорит, живу, комнат много, квартирантов пустила.   Дочь за границу жить уехала...
- У тебя, сноху то выписали. -  Сергеевна сделала попытку уйти от неприятного разговора. -  Это у тебя теперь трое внуков?
- Да, у дочери один, да вот теперь второй у сына.  Наташенька то, старшая уж в восьмой класс пойдёт, а они вот ещё рОдили, мальчонку. Сын, конечно, рад.
А, ты вот мне так и не сказала, что в письме то было.-  Андреевна попыталась вернуться к прежнему разговору.- А, ты знаешь, что у Гришки  жена померла? Я вот недавно узнала.
- Знаю.
- Знала и мне не сказала!
- Я тоже узнала недавно. Николая, его друга,  встретила он и сказал.
- Ершова, что ль? И мне он сказал.
- Что-то прохладно стало, пошли ко мне, чайку попьём, - в который раз уже Сергеевна, приглашала подругу подняться в квартиру.-   Я пирог с рыбой пекла.
 - Нет, домой пойду, мой, теперь, уж пришёл. Пойду, приходи… Я,  что приходила то? Вот голова дырявая. Я ж приходила тебя пригласить к нам. В субботу собираемся отметить, что мы с Павлом сорок пять лет прожили, юбилей. Дети хотят отметить. Приходи.
- Ладно, приду.
    Лидия Сергеевна, после ухода подруги,  ещё какое-то время посидела на скамейке у подъезда, потом взяла пустое ведро поднялась  в квартиру. Она выходила вынести мусор, а когда возвращалась от ящиков, встретила  Инну Андреевну.
Они были очень разными, но это не помешало их дружбе, которая длится уже пол - века.  По молодости Инна с мужем уезжали на север, там прожили года четыре и вернулись назад.
       А про письмо,  Лидии не хотелось вспоминать, ворошить старое.
Это было так давно, почти в прошлой жизни.
Была у них с Гришей любовь, с армии она его ждала целых три года. Пришёл  осенью, а весной планировали сыграть свадьбу.  Ей оставалось учиться до весны, что бы получить диплом, а Григорий решил подзаработать денег на свадьбу….  Но    всё разрушило это письмо…
     Галька проходу ему не давала, и вот на очередное  её письмо,  он ответил ей в грубой форме. Написал, чтобы она ему не писала, у него есть другая, любимая, а она его уже достала.  «Я, даже имя твоё произносить не хочу», - писал Григорий.
Ох, как же она на него разозлилась! И то, что там не было её имени, она этим и воспользовалась.
       На почте работала её подружка, вот она с ней договорилась не относить  письма, предназначенные его невесте. Одно из писем Галя открыла, не повредив конверт, и в него вложила письмо, от Григория ей, котороё и было брошено в почтовый ящик Лиды…
Лида целый месяц не получала писем, но сама писала. А потом пришло «это» письмо. Сколько слёз было пролито Лидой, ведь,  Гриша писал, что не хочет даже встречаться на одной дороге с ней, поэтому она взяла распределение на работу в соседнюю область, подальше от дома.
    Вот так закончилась история большой любви…
Только не любовь Лиды.  Замуж она вышла, только потому, чтобы забыть Григория.
Как она в этом ошибалась!  Родила сына, после декрета уволилась и вернулась домой, к родителям. Сын вырос, проводила его в армию. Отслужив срочную,  он связал свою жизнь с армией.  А, Лидия, похоронив родителей,  живёт одна.
 Историю с письмом она узнала через несколько лет от самой Гали.  Она плакала, просила прощение. Лида простила. 
    С Гришей тоже  была встреча, намного позже, когда сын уже заканчивал школу.  Встретились случайно  в автобусе. Она ездила в город за покупками, а он ехал к родителям.  Места в автобусе оказались рядом. 
 - Только одно твоё слово и я приеду к тебе, - говорил Григорий. – Дети у меня уже большие, я их, конечно, не брошу, буду помогать.  А жена, она,  хорошая женщина,  но  я её не люблю.
Лида сказала «нет».