Социология и психология о верующих и атеистах

Аня Гриневская
Многочисленными исследованиями психологов по всему миру была выявлена одна очень любопытная тенденция. Она заключается в том, что среди верующих больше добрых и порядочных в своём практическом поведении и повседневной деятельности, в добрых делах людей, чем среди адептов атеизма.
Причём среди фанатиков воинствующего атеизма их оказалось гораздо меньше всех остальных групп населения.
То есть совсем мизер.
А вот среди обычных невоинствующих атеистов и просто нерелигиозных уважительных к чужим сокровенным взглядам людей их уже было гораздо (по ряду показателей в разы) больше, чем среди воинствующих атеистов.
Таким образом и сам слой, сам социальный срез атеистов тоже очень неоднороден.
Душевная чёрствость и мизантропия среди них обычно достаточно тесно коррелируют с такими показателями как антирелигиозный фанатизм и параноидальная страсть к бесцеремонному выкорчёвыванию чужих убеждений в существовании Бога.
Прежде всего за счёт этих сравнительно немногочисленных недоброжелателей верующих (но и в силу других последствий атеистического мировоззрения тоже) возникла существенная статистическая разница в духовно-нравственном и просоциальном поведении верующей и атеистической  частей социума.
  Так, по данным «Religion to Thank for High Employment Rates, Study Shows» // Times Online, 01.10.2007,
проведённое американскими социологами недавнее исследование показало, что американские атеисты и агностики с гораздо меньшим желанием (20%) участвуют во внецерковных благотворительных проектах, нежели их верующие соотечественники (30%), реже занимаются неоплачиваемой работой на благо общества (41% против 68%) или помогают бездомным и неимущим (41% против 61%). Более того, атеисты и агностики в 2006 году жертвовали в среднем по 200 долларов, а их верующие сограждане — в семь раз больше. Вдобавок, почти четверть агностиков и атеистов (22%) в том году не дала ни копейки на благотворительность, а среди верующих таких людей было только 7%.
Видимо повышенная душевная щедрость и теплота многих верующих людей связана и с тем, что большинство из них ощущают большее душевное, духовное и эмоциональное благополучие, чем атеисты, особенно чем воинствующие атеисты.
Так, специалисты из клиники Майо провели скрупулезный обобщенный анализ данных, полученных в результате примерно 1200 исследований, изучавших связь духовности с физическим и душевным здоровьем. Выяснилось, что, как показывает большинство подобных исследований, «участие в религиозной и духовной жизни ассоциируется с лучшим состоянием здоровья», и этот вывод «представляется однозначным», несмотря на то, что установить причинно-следственную связь между духовностью и здоровьем не так просто[20].
Другие исследователи пришли к выводу, что религиозность способствует гораздо лучшему эмоциональному и психическому состоянию студентов ВУЗов[21], повышает уровень занятости[22] и порождает в целом более постоянное ощущение счастья (при этом в заключении исследователей говорилось: «Имеющие религиозные убеждения, как правило, более счастливы, чем атеисты и агностики»)[23]. Процитированное выше исследование, проведенное социологическим центром Barna Group, показало, что атеисты и агностики испытывают чувство умиротворенности гораздо реже (67%), чем активно религиозные люди (90%)[24].
Таким образом, по всем перечисленным критериям атеизм как базис человеческой нравственности и духовности очевидно и значительно уступает религии.
Людям жизненно важно всеми фибрами души живо и ярко ощущать свою личную сопричастность ВЕЧНОСТИ.
Вера в Бога даёт людям такую возможность.
А богоборчество сопричастность людей Вечности кастрирует и подлинный смысл жизни человека – правильно достойно пройти на Земле экзамен на Вечность – подменяет фантомными взятыми с потолка мелкими превратными малообоснованными псевдосмыслами.
Будущая (предстоящая любому из нас) смерть неизбежно обессмысливает все эти псевдосмыслики воинствующих атеистов и во весь рост воздвигает перед ними проблему экзамена на Вечность.
Отсюда и такая повышенная неустойчивость воинствующих противников Бога к грехам гордыни и бездушия.
Впрочем есть тут и вторая сторона медали: любые фанатики любых религиозных или антирелигиозных убеждений уже с детского раннего становления личности обнаруживают более высокую наклонность к гордыне и к душевной чёрствости и мизантропии.
Именно эти качества приводят затем иррационально уверовавших в свою непогрешимость и исключительность (и соответственно - в якобы «порочность-неполноценность» носителей любых других взглядов) молокососов, начинающих жить незрелых индивидуумов в ряды будущих фанатиков тех или иных антирелигиозных или религиозных догм.
Но именно религиозные догматы (в отличии от атеистических) более глубоко, разнопланово и эффективно воспитывают своих последователей жить для ближних, ради других людей.
Наряду с антитеистическими фанатиками самые низкие показатели человечного и просоциального практического поведения продемонстрировали также очень многие цинично-нигилистичные  адепты Маммоны, Золотого Тельца, Бабла.
То есть те, кто свою сопричастность Вечности променяли на сопричастность денежному и гламурно-мотовскому чистогану как смыслу их жизни.
Таким образом среди воинствующих атеистов и среди воинствующих сребролюбцев и мотов оказалось больше всего несчастливых и не желающих дарить, делать людям добро индивидуумов.


А вот мнение эксперта:


Всё так.
Сумел лично убедиться.
И Варлам Шаламов в своей Колымской эпопее
не раз отмечал, что в лагерях, в нечеловеческих условиях,
верующие люди вели себя, как правило, наиболее достойно и человечно.


Василий Овчинников   27.05.2016 11:44   •   Заявить о нарушении / Удалить