Лев Толстой в поисках истины

Раиса Беляева
      У  Марии  Николаевны  Волконской,  матери  Льва  Толстого,  было  много  детей.  Иногда,  гуляя   с  ними  в  лесу,  она  просила  их  принести  ей  зеленую  веточку,  конкретно  не  указывая  какую,  описав  ее  лишь  в  общих  чертах.  Дети  дружно  искали   эту  веточку  всюду:  в  траве,  на  деревьях,  на  лужайках.  Но  только  самый  младший  из  детей,  Лев,  искал  зеленую  веточку   еще  и  в  людях.

      Поиск   зеленой  веточки  -  истины  -  у  Льва  Толстого  продолжался   всю  жизнь   (1828 -  1910).

      В  "Исповеди" (опубл. в  1884 г.)  Лев   Толстой  пишет:

      -  Я  был  крещен  и  воспитан  в  православной   христианской  вере.  Меня  учили  ей  с  детства,  и  во  все  времена  моего  отрочества  и  юности.  Но  когда  я  18-ти  лет  вышел  со  второго  курса  университета,  я  не   верил  уже  ни  во  что  из  того,  чему  меня  учили.

      ...  Отпадение  мое  от  веры   произошло  во  мне  так  же,  как  оно  происходило  и  происходит  в  людях  нашего  склада  образования.

      ...  По  жизни  человека,  по  делам  как  теперь,  так  и  тогда  никак  нельзя  узнать,  верующий  он  или  нет,  если  и  есть  различие  между   явно  исповедующими  православие  и  отрицающими  его,  то  не  в  пользу  первых.

      ...  Я  перестал  верить  в  то,  что  мне  было  сообщено  с  детства,  но  я  верил  во  что-то...  вера  моя -  то,  что  кроме  животных инстинктов,  двигало моею  жизнью, -  единственная  вера  моя...  была  вера  в  совершенствование.

      ...  Если  б  я  был  как  человек,  живущий  в  лесу,  из  которого  он  знает,  что  нет  выхода,  я  бы  мог  бы  жить;  но  я  был  как  человек,  заблудившийся  в  лесу,  на  которого  нашел  ужас  от  того,  что
он  заблудился.  и  он  мечется,  желая  выбраться  на  дорогу.

      ...  Я  искал  везде,  и,  благодаря  жизни,  проведенной  в  учении,  а  также  тому,  что,  по  связям  моим  с  миром  ученым,  мне  были  доступны  сами  ученые  всех  разнообразных  отраслей  знания,  не  отказывающие  открывать  мне  все  свои  знания  не  только  в  книгах,  но  и  беседах, -  я  узнал  все  то,  что  на  вопрос  жизни  отвечает  знание...

      ... Разум  работал,  но  работало  и  еще  что-то  другое,  что  я  не  могу  назвать  иначе,  как  сознание  жизни. Работала  еще  та  сила,  которая  заставила  меня  обращать  внимание  на  то,  а  не  на  это,  и  эта  сила  вывела  меня  из  моего  отчаянного  положения  и  совершенно  иначе  направила  разум.

      ... Я  изучал  и  буддизм,  и  магометанство,  и  более  всего  христианство  и  по  книгам,  и  по  живым  людям,  окружавшим  меня.

      ... Я, естественно,  обратился,   прежде  всего,  к  верующим   людям  моего  круга,  к  людям  ученым,  к  православным  богословам,  к  монахам-старцам,  к  православным   богословам  нового  оттенка,  и  даже  к  так  называемым  новым  христианам,  исповедующим  спасение  верою   в  искуплении.  И  я  ухватился  за  этих  верующих  и  допрашивал  их о  том,  как  они  верят  и  в  чем  видят  смысл  жизни.

      ...  И  я  понял,  что  вера  этих  людей  -  не  та  вера,  которой  я  искал,  что  их  вера  не  есть вера,  а  только  одно  из  эпикурейских  утешений  в  жизни.

      ...  Как  только  я  осознавал,  что  есть  сила,  во  власти,  которой  я  нахожусь, так  тот  час  же  я  чувствовал  возможность  жизни.  Но  я  спрашивал  себя: "Что  ж  такое  эта  причина,  эта  сила?  Как  мне  думать  о  ней,  как  мне  относиться  к  тому,  что  я  называю  богом?"

      ... Не  могу  я  скрывать  от  себя,  что  любя  родил  меня  кто-то.  Кто  же  этот  кто-то?   -  опять бог. "Он  знает  и  видит  мои  искания,  отчаяние,  борьбу.  Он  есть", -  говорил  я  себе.  И стоило  мне  на  мгновение  признать  это,  как  тот  час  же  жизнь  поднималась  во  мне,  и  я  чувствовал  и  возможность  и  радость  бытия...  я  жил  только  тогда,  когда  верил  в  бога...  стоит мне  забыть  о  боге,  не  верить  в  него,  и  я  умираю.  Что  же  такое  эти  оживления  и  умирания?  Ведь я  не  живу,  когда  теряю  веру  в  существование  бога,  ведь  я  бы  уж  давно  убил  себя,  если  бы  у  меня  не  было  смутной  надежды  найти  его.  Так
чего  же  я  ищу  еще?  -  вскрикнул  во  мне  голос. -  Так  вот  он.  Он-то  без  чего  нельзя  жить.  Знать  бога  и  жить  -  одно  и  то же.  Бог  есть  жизнь.

      ... Не  видеть,  что  убийство  есть  зло,  противное  самым  первым  основам  всякой  веры,  нельзя  было.  А  вместе  с  тем  в  церквах  молились  об  успехе  нашего  оружия,  и  учители  веры  признавали  это  убийство  делом,  вытекающим  из  веры.  И  не  только  эти  убийства  на  войне,  но  и  во  время  тех смут,  которые  последовали  за  войной,  я  видел   членов  церкви,  учителей  ее,  монахов,  схимников,  которые  одобряли  убийство  заблудших  беспомощных  юношей.  И  я  обратил  внимание  на  все  то,  что  делается  людьми,   исповедующими  христианство,  и  ужаснулся  (конец  цитат  -  Р. Б.).


      МЫ  ВИДИМ,  что  в  "Исповеди"   заложена   ведическая  философия,  осознание  которой  у  Льва  Толстого  началось  еще   в  молодые  годы.

      По  свидетельству  его  биографов,  он  был  знаком  с  БХАГАВАД-ГИТОЙ,  являющейся  квинтэссенцией  всего  ведического  знания,  которое  с  незапамятных  времен  было  распространено  по  всему  миру  и  передавалось  из  уст  в  уста.  Веды  -  культура  наших  предков.

      Ведическое  знание  закодировано  в  русских  народных  сказках,  поговорках  и  пословицах.  И,  если  внимательно  проанализировать  не  только славянские   языки,  но  и  все  языки  мира,  то  можно  увидеть,  что  в  них  очень  много  санскритских  слов: "хата" (укр.) -  место, "мама" (рус.,  фр. и др.) -  моя,  "мэн"  (анг.)  -  Ману (прародитель  человечества), "папа"  -  греховный  и  мн.  другие.

      Человечество  миллионы  лет  жило  по  ведическим  законам,  но  иногда  малообразованные  люди  говорят: "Мы  христиане  уже  2  тысячи  лет",  не  утруждая  себя  вопросом: "А  кем  мы  были  2.5  тысячи  лет назад  до  явления  Господа  Иисуса  Христа?"  Ответ прост  -  язычниками.

      С  наступлением  Кали-юги  (века  лжи,  лицемерия,  братоубийственных  войн,  века,  в  который  мы  живем,  он  наступил  5  тысяч  лет  тому  назад),  пришла   в  упадок   ведическая  культура,  занимавшая  господствующее  положение  в  мире,  однако,  и  до  сегодняшнего  времени  сохранившаяся  в  чистоте  кое-где  в  Индии,   и  поэтому  ее  ошибочно  считают  индусской,  хотя  слово  "индус"  не  встречается  ни  в  одном  ведическом  писании.

      В  "Исповеди"   Лев  Толстой  признается: "...  И  я  обратился  к  изучению  того  самого богословия,  которое  я  когда-то  с  таким  презрением  откинул,  как  ненужное... (в  1844 г.  Лев  Толстой  поступил  на  восточное  отделение  философского  факультета  Казанского  университета,  но  через  год  оставил  его,  перейдя  на  юридический.  -   Р.Б.)

      На  этом  вероучении  зиждется,  или,  по  крайней  мере,  неразрывно  связано  с  ним,  то  единственное  знание  смысла  жизни,  которое  открылось  мне.
 
      ...  Я  во  сне  даже  удивляюсь,  как  не  понимал  этого  раньше".

      Сравнивая  Библию  с  Бхагавад-Гитой,  поведанной  Самим  Богом,  Верховной  Личностью  и  записанной  на  санскрите,  Лев  Толстой  обнаружил,  что  Библия  написана  мирским  человеком (а  любой  человек  обладает 4-мя  дефектами:

1.  Обязательно  совершает ошибки.

2.  Неизменно  находится  под  влиянием  иллюзии.

3.  Имеет  склонность  обманывать  других.

4.  Ограничен  несовершенными  чувствами.

      
      К  тому же  Библия  выхолощена  изъятием  из  нее  двух  духовных  законов:  кармы  и  реинкарнации  (переселения  души),  что  вытеснило  из  сознания  людей  само  понятие  греха,  и,  по  сути,  этим  были  дискредитированы  Заповеди  Господа  Иисуса  Христа,  проповедовавшего  самые  авторитетные  скрижали  - Веды.

      Очищенное  мировоззрение  Льва  Толстого  выразилось  в  его  рассказе  "Карма",  кстати,  запрещенной  царской  цензурой,  как  и  многих  других  произведений  писателя.

      Большое  влияние  на  Льва  Толстого  оказал  Вольтер,  одну  из  его  едких  насмешек  над  церковными  догматами,  нарушающих  регулирующие  религиозные  принципы,  Лев  Толстой  вспоминает  в  статье  "Что  такое  религия  и  в  чем  сущность  ее?" (1901 - 1902 г.г.):"... Вольтер  еще  говорил,  что  были  и  есть  всякие  религиозные  учения,  но  никогда  еще  не  было  такого,  в  котором  главный  религиозный  акт  состоял  бы  в  том,  чтобы  есть  своего  бога" (ПСС, т.35.  стр.  169).  Имеется  в  виду  "причащение"  -  самый  распространенный  невежественный  церковный  обряд.  Резкая  критика  церковных  обрядов,  развращающих  сознание,  присутствуют  и  в  романе  Льва  Толстого  "Воскресение".

     В  80-е  годы  19  века  Лев  Толстой,  очень  богатый  человек,  увлекается  простым  физическим  трудом,  пашет,  тачает  себе  сапоги,  переходит  на  вегетарианскую  пищу  не  столько  из-за  заботы  о  собственном  здоровье,  сколько  из  этических  побуждений:  животное,  плотью  которого   незаконно  питается  человек,  такое  же  живое  существо,  как  и  человек,  но  только  с  иным  уровнем  сознания,  определившем  тип  его  тела.  Убийство  животного  с  целью  поедания  его  плоти  порождает  в  сердце  человека  агрессию,  а  отсюда  и  все  войны.  До  тех  пор  пока  человечество  не  перестанет  убивать  животных,  люди  будут  сгорать  в  пожарах  всевозможных  войн,  убивая  друг  друга.

     В  своих   работах  Лев  Толстой  поставил  столько  великих  вопросов,  сумел  подняться  до  такой  художественной  силы,  что  его  произведения  заняли  одно  из  первых  мест  в  мировой  классической  литературе.  Высоко  ценил  творчество  Льва  Толстого  Махатма  Ганди  и  считал  мировоззрение  великого  россиянина  достоянием  мировой  философско-религиозной  мысли.

     В  поисках  зеленой  веточки  Лев  Толстой  на  ветках  древа  жизни  нашел  нечто  большее,  а,  точнее  сказать,  самое  главное  -  сокровенное  ведическое  знание  -  исконное  знание,  которое  закончено  и  непогрешимо  и  не  является  результатом  исследований,  ибо  получено  из  трансцендентальных  (нематериальных)  источников.

     Господь  нисходит  на  Землю  Сам  в  различное  время,  в  различных  инкарнациях  (Будда, Магомет,  Иисус Христос),  чтобы  помочь  исправиться  падшим  в  материальный  мир  обусловленным  душам  в  человеческой  форме  тела,  избавить  их  от  бесконечного  круговорота  повторяющихся  рождений  и  смертей  -  "оживлений  и  умираний".

     Лев  Толстой,  изучая  Веды,  осознал,  что  душа  всякого  живого  существа  -  вечна,  тленно  лишь  тело.  "И  это  не  басня, -  писал  он,  -  а  это  истинная,  неоспоримая  и  всякому  понятная  правда".


*    *    *