Мученица Акилина или Греки в Османской империи

Павел Троицкий
Из жития Космы Итолийского мы узнаем насколько было сильно отступление христиан в  Османской империи. И, увы, она чаще всего было продиктовано не  гонениями со стороны власть имущих Османской империи, а банальными  корыстными целями. Потурчиться и потурчить детей было выгоднее, чем жить в роли человека второго сорта. Профессор Н. А. Скабаланович пишет:"Как ни странным может показаться с первого взгляда, однако же не подлежит ни малейшему сомнению тот факт, что величие Оттоманской империи, блеск её в лучшую пору её существования до известной степени созданы руками христиан. Было немало искателей приключений из христиан, которые поступали в войско турок и принимали участие в их походах; особенно важные услуги они оказывали туркам в тех отраслях военного и морского дела, в которых сами турки не обладали достаточной опытностью и знанием; они заведовали артиллерией, флотом, работали в арсеналах и на корабельных верфях. Несравненно большее значение для Оттоманской империи имели христианские ренегаты, т. е. христиане, принявшие ислам добровольно или по принуждению. Ещё задолго до завоевания Константинополя у османов установилась система – привлекать христиан на службу государству, предварительно обратив их в ислам; существовали правильно организованные учреждения с специальною целью приготовлять для военной и гражданской службы христианских мальчиков, взятых в плен на войне или в виде подати с мирного христианского населения. Эта система тщательно поддерживалась и после занятия Константинополя в блестящий период Оттоманской империи до 1574 г. Янычары (турецкая пехота) исключительно состояли из христиан, обращённых в мусульманство; сипаги – турецкая конница, состоявшая на жаловании, в отличие от сипаги, конных ленников, не получавших жалованья, тоже почти исключительно пополнялись христианами, перешедшими в ислам. Все важнейшие административные должности были в руках христианских ренегатов. Должность великого визиря в рассматриваемый период ни разу не была занята природным турком, её занимали лица, происходившие из христианских фамилий. При Сулеймане I, при котором должность великого визиря была окончательно выработана, было три знаменитых администратора, занимавших эту должность: Ибрагим-паша, Рустем-паша и Магомет-Соколли. Все они не были османами по происхождению: первый был грек, попавшийся туркам в плен, второй – сын сербского крестьянина, отданный помещиком казне в виде уплаты за долги, третий был родом из Требинья, в молодости готовился к поступлению в духовное звание у своего родственника, приходского священника, получил уже звание чтеца, но на 18 году жизни был взят турками при сборе десятины с христианских детей". И далее см. http://palomnic.org/history/politika/turk/
И далее: "Если бы положение христиан в Турции исчерпывалось отношениями их к центральному правительству, то оно могло бы быть названо блистательным. Отношения Порты как центрального правительства, при всём их непостоянстве и произвольности, не могут идти ни в какое сравнение с отношениями к христианам низшей администрации и мусульманского населения; они – воплощение законности и мягкости, сравнительно с тем своеволием и безнаказанной жестокостью, которые царили в провинциях. Христиане были совершенно беспомощны пред администрацией. Их права не существовали для мусульманских административных властей. Любой санджак-бег (губернатор) или даже субаши (городничий) нападал на христианскую церковь, грозил виселицей епископу, брал выкуп с христиан и забирал всё, что было ему угодно; найти против него суд и расправу было трудно". С годами пришлось османом все более отступать под давлением держав и в первую очередь России и положение христиан неуклонно улучшалось. На первый план  выходило не религиозное, а национально-освободительное движение, как в случае с восстанием 18921 года, приведшем к истреблению верхушки  греков-христиан во главе с патриархом Григорием v. Действия "освободителей" до сих пор вызывают  у православных греков возмущение. Они считают, что еще  бы непродолжительный кусочек мирного времени и греки одержали победу над турками безо всякого оружия. Поэтому не стоит удивляться беззаконию на местном в XVIII уровне, которое привело к славе таких святых, как Акилина. Хотя для неискушенного человека может показаться удивительным такие  противоречия между  центральной и местной властью. Одним словом, это было продуктом беззакония.

Недавно отмечалась память  мученица Акилины Загливерийской
(27 сентября / 10 октября, 1764)и  в интернете появилось ее житие

Жила и претерпела мучения в городке Загливери, недалеко от Фессалоник, во второй половине XVIII века. Дом, в котором жила и приняла мучения святая, до сих пор сохранился и находится на окраине Загливери. Наиболее возможная дата рождения святой Акилины — 1746 год. Хотя имя ее матери нам неизвестно, ее подвиг неоценим. Примерная мать вскармливала свою дочь не только материнским молоком, она питала ее и истинной верой. И это благочестивое материнское руководство продолжалось даже тогда, когда отец святой проявил страх и малодушие, испугавшись смертного приговора, который могли вынести ему турки.
В те времена христиане в Греции терпели от турок жестокие и беспощадные гонения, их неотступно склоняли к магометанству. Однажды отец Акилины в ссоре убил соседа-турка. Чтобы избежать смертной казни, охваченный страхом он принял ислам. Согласно турецкому законодательству, если христианин убивал мусульманина, то мог либо смыть преступление своей кровью, либо отречься от веры. Отец святой Акилины стал позором для семьи и маленькой местной христианской общины, а турки считали его своим трофеем. Мать святой после этого печального события сосредоточила всю свою заботу на единственной дочери, как будто предчувствуя последующие события. Она каждый день молила Бога просветить и укрепить ее дочь, чтобы та сохранила твердую веру и не последовала примеру своего отца. Тем временем турки постоянно склоняли отца-отступника привести жену и дочь к исламу. Однако он всегда им отвечал: «До дочери моей дела вам нет. Она моя, когда захочу, тогда и сделаю ее турчанкой».
Когда Акилине исполнилось 18 лет, турки в очередной раз потребовали от ее отца выполнить данное им некогда обещание и убедить дочь принять ислам. Но его попытки были безуспешны. Святая отвечала ему: «Неужели я так же маловерна, как и ты, чтобы отречься от Творца и Создателя моего Господа Иисуса Христа, Который претерпел ради нас крест и смерть? Нет, я готова на любые муки и на смерть ради любви ко Христу».
Тогда отец Акилины отрекся от попыток убедить ее и передал в руки турок. Те послали людей из духовного магометанского суда забрать девушку. Мать святой побуждала Акилину оставаться непреклонной в вере и проявить мужество, говоря: «Теперь, возлюбленное дитя мое, настал момент, к которому я каждый день тебя готовила. Храбро стой перед мучениями, которые ты претерпишь, и не отрекайся от Христа». Святая Акилина со слезами ответила ей: «Не бойся, у меня такие же намерения, и да поможет мне Бог, а ты помолись за меня». И с этими словами они попрощались с плачем и рыданиями.
Когда Акилину вели в суд, мать следовала позади, говоря: «Не отрекайся от Христа, будь бдительной и не бойся». Святая Акилина исполнилась мужеством и решительностью и молилась со слезами о помощи. Турки связали её и ввели в судилище, запретив вход матери. Акилину подвели к судье, который закричал на нее: «Ты отрекаешься от своей веры, нечестивая?». Святая с благородством и прямотой ответила ему: «Нет, не отрекусь от своей веры и от Господа моего Христа! Христианкой я родилась, христианкой и умру».
Турки, услышав такие слова Акилины, пришли в смятение. Потом их охватила ярость, и они в гневе набросились на нее. Паша, услышав исповедание святой, приказал снять с нее верхнюю одежду. Ее привязали к столбу и долго били палками, однако мученица храбро терпела мучения. Турки, видя благородство девушки и ее твердую веру, пытались обольстить ее, чтобы она отреклась от веры. Они подошли к ней, и стали лестью и подарками пытаться заставить ее отречься от Христа. Однако несравненная любовь святой Акилины к Христу настолько переполняла ее, что она не придала никакого значения ни обольщениям, ни лести. Тогда один видный и богатый турок сказал ей, что если она примет ислам, то он сделает ее женой своего сына. И опять Акилина с неколебимой храбростью отказалась отречься от своей веры. После этого смелого ее отказа ее снова подвергли пыткам, стали беспощадно бить. От ударов ее рубашка разорвалась и Акилина обнаженной претерпевала ужасные мучения. Тогда турецкий судья позвал ее: «Тебе не стыдно, что тебя порют обнаженной перед столькими людьми? Или отрекись от веры, или я сломаю все твои кости, одну за другой». Акилина немедленно ответила судье: «Что мне ваша вера, если я отрекусь от Христа? В какие чудеса вашей веры я поверю, вы которые гниете еще при жизни?» Смелые слова разъярили турок пуще прежнего. Они в третий раз начали побивать мученицу палками. Это был и последний раз, потому что удары были настолько сильны и безжалостны, что она была полуживой. Ее лицо было залито кровью, ее белая плоть стала красной. Удары наносились все чаще и чаще, и все более невыносимыми становились мучения. Кровь, которая текла из ран мученицы, заливала землю, а тело дробилось на куски от беспощадных ударов.
Турки поняли, что пришел час её кончины. Они отвязали ее от столба, отдали одному христианину, который там присутствовал, и он отнес ее в дом ее матери. Несчастная мать, увидев свою единственную дочь в таком ужасном состоянии, обняла с трепетом ее окровавленное тело и, думая, что, может быть, Акилина проявила робость, спросила со слезами: «Что ты сделала, дитя мое? Может быть, ты отреклась от веры в Христа?» А Акилина, с трудом выговаривая слова, ответила ей: «Что другое я могла сделать, кроме того, к чему ты меня побуждала и о чем мы договорились? Я сохранила исповедание моей веры». Мать святой воздела руки к небу и прославила Бога, а Акилина предала дух свой Христу и получила мученический венец. В ту же минуту от ее святых останков пошло невыразимое благоухание, которое на протяжении еще многих дней наполняло улицы городка.
Это произошло 27 сентября 1764 года. Почти два с половиной века прошло с той ночи, но до сих пор никто не знает, где захоронены святые останки мученицы. Говорят, что турки приказали похоронить ее на турецком кладбище рядом с мечетью. Однако божественный свет, который подобно звезде спустился с небес и остановился над ее гробом, был знаком. Христиане города спрятали останки святой и погребли их в безопасном месте. Согласно традиции имена этих смелых людей были Цоплас, Калимерис и Буклас. Они поклялись никогда никому не рассказывать, где похоронена святая Акилина, чтобы ее святые останки не попали в руки турок. Многие христиане с тех пор отошли к Богу с печалью о том, что так и не смогли поклониться святым останкам мученицы. Сегодня в Загливери построен великолепный храм в честь святой Акилины.
Жители Загливери несколько раз безуспешно пытались найти мощи новомученицы. В конце-концов св. Акилина явилась в момент тяжелой болезни Иерисскому митрополиту Никодиму (в епархии которого находится Загливери) и объяснила, что ее мощи погребены за алтарем церкви святых Таксиархов Михаила и Гавриила в Оссе. В этой церкви 22 мая 2012 года митрополит Ланкадасский Иоанн (Тассиас) возглавил церемонию обретения мощей. На церемонии присутствовали епископ Фермийский Димитрий, представители Иерисского митрополита архимандриты Хризостом (Майдонис) и Игнатий (Риганас), настоятель церкви великомученика Георгия в Загливери протопресвитер Панайотис Коркондзилас и иеромонах Максим Ивиритис.

drevo-info.ru

 Но  это подвиг отдельных людей, мучеников, не следует прикрываясь им  заниматься мифотворчеством, как говорилось уже выше.Завершим небольшим наблюдением другого профессора  А.П. Лебедева: "По справедливому выражению одного русского посланника в Турции из времени Петра I, греки оставались «запазушными (тайными) врагами» турок. Греки пользовались, чем было можно от турок, но себя туркам не продавали. Каким образом сделались ренегатами эти лица, занимавшие многие правительственные посты и выгодные служилые места у турок, эти албанцы, хорваты и т. д.? Было бы напрасно о них думать, что все они насильственно обращены турками в ислам; такого рода людей между ними было очень мало. Это были добровольцы, шедшие на службу султан| ради временных выгод. Оказывается, что предпочтение, обнаруживаемое Портой ренегатам по сравнению с природными турками, служило источником постоянного недовольства для последних; «они роптали на свое унижение; их возмущало, что ими управляют боснийцы и албанцы»ю| Спрашивается, могли ли бы турки завидовать преимуществам, получаемым ренегатами от Порты, если бы эти ренегаты пригнаны были i мусульманства палками, а не пришли бы добровольно? Да и могли , ренегаты быть хорошими администраторами, какими они были на самом деле, если бы они при данных условиях нехотя должны были
принять на себя обязанности по управлению?
Сознаем, что нам следовало бы еще сообщить сведения о приватных и домашних отношениях христиан к туркам. Но мы, помимо воли, так распространились о взаимных отношениях этих народностей с разных других сторон, что принуждены на сейчас указанный вопрос отвечать сокращенно до последней возможности. Спешим прежде всего отметить следующий любопытный факт: «Восточные христиане привыкли к турецкому языку, они даже любят его. В Малой Азии есть много греков,не знающих по-гречески. В их церквях вся служба совершается по-турецки».1 До конца XVII в. было множество таких случаев, что греческие певицы-христианки выходили замуж за турок, оставаясь христианками. Наконец, на это печальное явление было обращено внимание одного константинопольского патриарха, который сделал распоряжение, что¬бы гречанки в том только случае выходили замуж за турок, если готовы отурчиться, — и примеры выхода гречанок за мусульманских мужей почти прекратились.2 Греки охотно принимали к себе в дом турок и, как кажется, даже научили их пить запрещенное Магометом вино.3 Вообще, мало-помалу турки и греки так сжились между собой, что для наблюдателя очень нелегко было различить турка от не турка. Рико пишет: «Греки живут между турками, на одних и тех же улицах, часто под одной и той же кровлей. Дети тех и других играют вместе, воспитываются вместе. У тех и других почти одни и те же нравы, они мало отличаются друг от друга, если не принимать в расчет религиозной разницы».4
Вообще, греки, или точнее греческая райя, относились к туркам миролюбиво и добродушно, незаметно было ярких следов приниженности и раболепства.
Но кто-нибудь скажет: «Да как же это так? А многочисленные чело¬битные греков и вообще восточных христиан, обращенные к русским в былое время, челобитные, повествующие о злосчастиях христианско-восточного люда? Ведь они же напечатаны во многих томах?» — Ну что ж? Эти тома дали материал русским ученым для толстых сочинений".