Архимедова сила

Валентина Телухова
Василий Захарович десятки лет своей жизни отдал очень хлопотному делу – преподавательскому труду. Он был историком по образованию, и рассказывал студенткам педагогического колледжа про структуру общества и товарно-денежные отношения. Обществознание – так назывался преподаваемый предмет. А почему студенткам? Потому что преподавание в младших классах с некоторых пор считалось профессией женской. И два мальчика, которые за все годы обучения учились на этом факультете, были не в счет, потому что в школу работать не пошли.

Один поступил в мореходное училище, и потом стал капитаном на флоте, а второй ушел работать в газету и стал замечательным журналистом. Писал стихи, имел талант к литературному труду. А в школу работать пошли девочки. И в малокомплектные школы в дальние деревни пошли работать, и в поселки, и в города.

Они учили детей читать и писать, рисовать и петь, вели уроки физкультуры и уроки труда. И у каждой из них был запас знаний, который дал им Василий Захарович. И глубокое понимание явлений общественной жизни.

Многие выпускницы заочно получили высшее педагогическое образование. И никогда не мучились с предметами общественного цикла. И философию, и политэкономию, и историю партии они сдавали легко. Так хорошо их научил Василий Захарович.

Многие из его выпускниц вспоминали слова, которые так любил повторять Василий Захарович на своих лекциях о назначении педагога. «Зародить надежду, зажечь воображение и привить любовь к учебному труду!» - вот всего три составляющих, которые определяют лицо хорошего учителя! – говорил преподаватель своим студенткам.

Слова эти он говорил эмоционально! Они проникали в молодые души. Становились девизом жизни педагогов. Многие из бывших студенток его колледжа стали  прекрасными педагогами!

А годы шли и свое дело они делали. Василия Захаровича с почетом проводили на заслуженный отдых. Вот он и отдыхал уже второй десяток лет. Заслуженно.

Вначале о нем вспоминали на прежней работе и поздравляли с праздниками. Иногда приглашали на торжественные мероприятия. К Новому году дарили пенсионерам, и ему в том числе, небольшие подарки. Да в День пожилого человека устраивали чаепития на работе в студенческой столовой. Да не за угощением ходил на эти праздники пожилой человек, а за человеческим общением. Приятно было видеть бывших коллег по труду. И пожимать протянутые руки и говорить, что время не властно над друзьями, и они ничуть не изменились внешне, и ахать в душе горестно над тем, как постепенно и медленно время берет свое.

Василий Захарович жил в загородном доме. Обменял свою городскую квартиру на загородный дом. Большая усадьба, сад под окнами и огород требовали ухода. 

Потихоньку, понемногу Василий Захарович привел все вокруг в идеальное состояние. Все теперь было исправлено и улучшено. А когда сын завел свою семью, отец предложил ему затеять строительство еще одного дома на усадьбе. И помогал ему во всем. И вот он дом, с виду похожий на терем из сказки, красовался на радость  всем.

Вместе с сыном Василий Захарович распланировал и устроил усадьбу. Дорожки во дворе были выложены из камня. Две красивых скамейки под старой грушей были собраны из штакетника и расписаны разными красками так, что ни один цвет не повторялся дважды. Рядом со скамейками Василий Захарович соорудил легкий столик.  А когда стала подрастать младшая внучка Оленька, дедушка соорудил неподалеку красивую детскую игровую площадку. И грибочек здесь был, и ящик для песочницы, и низенькие детские скамеечки, и даже маленький кукольный домик на не высоком столбике-башне, а к нему вела лесенка из полукруглых ступеней. Над домиком была островерхая башня, как донжон в средневековом  замке, и из узкого оконца этой башни видна была посаженная туда кукла Барби, которая ждала своего принца. 

У внука было свое, мужское место. Маленькая мастерская с настоящим верстаком, с полками для инструментов, с местом для велосипеда. Внук называл сарайчик громко гаражом. И друзья его именно там что-то мастерили вместе с внуком и обсуждали свои мальчишечьи дела. Иногда очень громко. Тогда огромный пес по кличке Рекс вставал на задние лапы, выглядывал из своего вольера в углу двора и угрожающе рычал. Как будто давал понять, что в случае чего он просто бросится на помощь своему хозяину без промедления.

Внук ежедневно выгуливал Рекса. И хотя пес имел очень грозный вид, он вел себя с детьми так дружелюбно, что его не боялась даже самая маленькая девочка на улице по имени Юля.

Конечно, ей не давали близко подходить к собаке, потому что собака может повести себя и угрожающе. Мало ли что у неё на уме. Но Рекс лаял для Юли очень дружелюбно, потому что маленькая девочка бросала ему конфеты и посылала воздушные поцелуи. А Рекс от её жестов ласковых и подарков просто падал на траву и катался по ней, выражая свою собачью радость. Однажды он сорвался с поводка и бросился к своей любимице. Все ахнули. А пес вылизал лобик трехлетней девчушки своим языком и застенчиво отбежал в сторону.

Застежку на поводке в этот же день поменяли. Для безопасности. 
Двор Василия Захаровича был открыт для всей ребятни со всей улицы. Старая груша была свидетельницей шумных детских игр. А на скамейках велись разговоры. Дедушка любил поговорить со своими внуками и их приятелями на разнообразные темы. И у шестилетней внучки Оли, и у тринадцатилетнего внука Жени были свои отдельные темы для разговоров. И игры были разные.

Дедушка играл с внучкой в ролевые игры. Охотно исполнял роли и осликов, заблудившихся в лесу, и волков, а однажды он даже был назначен балериной. И махал руками, сидя на скамейке, как будто выступал на сцене. Чего не сделаешь для любимой внучки?

На дворе стояла осень. Листва уже осыпала дорожки. И нужно было очищать двор постоянно. Этим и занимался дед вместе с внуком.

- Смотри, Женя, как Александр Сергеевич точно написал про осень – «уж небо осенью дышало…» Посмотри на небо. Ведь оно изменило свой цвет. Раньше оно не так холодно выглядело. А сегодня и день теплый, и солнце прямо сияет, и термометр показывает шестнадцать градусов тепла, и земля теплая. Ну, чем не летний день? А на небо посмотришь, и сразу понятно, что осень пришла. Именно небо осенью дышит. Сегодня – седьмое сентября. Какое событие очень значимое в истории России произошло в такой же день ровно двести четыре года назад?

Женя  был копией дедушки. Голубоглазый, стройный, высокий, ладный, спортивный подросток был и очень любознательным, общение с дедушкой очень любил.

- Так какое событие произошло в такой же вот день чуть больше двухсот лет назад? Не вспомнишь?

- А я только про это и думаю! Да какое же событие было? Тут велосипед сломался, я думаю, как его исправить, а ты, дедушка, со своим важным событием. Оно мне надо?

- Ну, какие вы все странные. Это же наша история. Кто-нибудь из твоих предков обязательно был на этом боевом поле, а ты даже вспомнить ничего не хочешь.

- Сейчас посчитаю. 1812 год. Война с Наполеоном! А там только Бородинское сражение было самым главным. Оно и было осенью.

- Правильно. Вот видишь, как полезно поразмыслить иногда. В седьмом классе какие новые предметы появились у вас?

- Физику стали изучать.

- Физику? Да что ты раньше мне про неё ничего не говорил. Интересно?

- Нет. Учительница уныло машинку детскую по демонстрационному столу катала и что-то бормотала про движение и про силы. А потом схему в тетради рисовали. Все науки перечислили, в квадратики поместили, а в центре  – физику. И ничего не понять. То ли физика от всех наук понемногу взяла, то ли она всем наукам жизнь дала.

Василий Захарович удивленно поднял брови.

- Да. Нет в школе прежних учителей. Нас учили учителя, получившие классическое гимназическое образование. У нас Константин Павлович был учителем от Бога. На каждом уроке опыты. Помню, изучали мы свойства рычага. И он принес рычаг из трубы железной и камень. И положил камень на пол, а рычага конец под огромный шкаф подсунул. И предложил самому маленькому мальчику поднять. Да ещё и поспорил с нами, поднимет наш одноклассник шкаф или нет. А Саша Пискунов точно соответствовал своей фамилии-тоненький, слабенький, он и говорил еле-еле. А тут – шкаф поднять. Вот мы и орали всем классом, что ему никак не справиться. А Саша наступил на конец рычага, и шкаф стал приподниматься. И мы все попробовали. Даже девочки. А потом Константин Павлович стал нам рассказывать про Архимеда, который говорил, что если бы ему найти точку опоры, он бы землю перевернул! Но видишь ли, Женя, усилия на другом конце рычага увеличиваются из-за разницы в расстоянии. Расстояние до опоры называется плечом силы. И чем длиннее плечо, на которое действует сила, тем усилие на коротком конце рычага выше. Архимед бы никогда не перевернул землю, даже если бы была точка опоры. Длина плеча рычага должна была бы быть такой, что всей жизни человеческой не хватило бы, чтобы дойти до его конца. Я в школе физику обожал. Нам Константин Павлович столько интересного рассказывал про Архимеда!

- Например?

- Например, как он ювелиров разоблачил. Архимед жил в Сиракузах в Италии. Там правил царь Гиерон. Заказал он ювелирам себе корону из чистого золота. Ювелиры сделали. А царь заподозрил их. Показалось ему, что корона не так блестит, как должно блестеть чистое золото. А как доказать, что корона из сплава сделана? Про удельный вес чистого золота тогда уже знали. Но как измерить объем короны. Ведь она из завитушек всяких и мелких украшений состоит.

Архимед налил до краев широкий сосуд водой и поставил сосуд в другой, который был шире. Погрузил корону в воду. Потом измерил объем пролившейся воды и узнал точный объем короны царя. Умножил на удельный вес. При таком объеме вес должен быть больше. Значит, золото украли, а более дешевое серебро добавили. Ювелиры были разоблачены.

- И что с ними стало?

- Не знаю. Казнили, наверное.

- Вот этот твой Архимед какой! Лишь бы услужить царю! А жизни ювелиров для него не дороги были. Мог бы и отмазать их. Сказать царю, что все в порядке. Корона – настоящая. В принципе, какая разница, блестит она чуть ярче или чуть слабее. И охота им было такую тяжесть на голове носить? Лишь бы возвыситься.

Василий Захарович засмеялся.

- Какое у тебя оригинальное мышление! Я в эту сторону никогда не думал! А сердце у тебя какое доброе! Значит, ты воров пожалел! Значит, эти проходимцы решили разбогатеть за счет царской казны и пошли на обман.

Они были уверены, что объем короны измерить было нельзя. А Архимед додумался! Говорят, что он в ванне купался, а воды было налито много, и она пролилась через края, и говорят, что его осенило, и он выскочил и бегал по комнате для омовения и кричал: «Эврика!»

- Дедушка! И ты этого Архимеда мне в пример приводишь, как мудрого человека? Мудрый человек не станет по ванной комнате прыгать без одежды. А ты как считаешь?

- Ах ты несмышленыш! Да тебе до Архимеда, как до луны. А ты еще и смеешься над ним? Я обиделся на тебя. Я бужу твое воображение, такие живые истории рассказываю, а ты даже не воспринимаешь ничего. Привык к своим стрелялкам в компьютере. Вредное это занятие. Ложная подмена истинных ценностей на мнимые.

- Да успокойся, буду я любить твоего Архимеда как родного. И книжки о нем прочитаю. Да вот сегодня в интернете посмотрю и обогащу багаж своих знаний сведениями о нем. Честное слово!

Внук посмотрел на дедушку так ласково, что сердце старого учителя растаяло.

- Тогда продолжим наш разговор о физике. Физика в переводе с греческого означает  природа! А природа – это и мы сами, и весь мир, который нас окружает. Но ты будешь изучать законы природы. Устойчивые связи. Взаимодействие сил. И поверь мне – это очень интересная наука. Только старайся опыты в домашних условиях проводить. Многие можно и дома проделывать. И тогда тебе эта наука будет ближе и понятнее. Да вот хоть бы и свойство рычага можно прямо сейчас понять. Неси сюда ровненький кирпич и небольшую доску.

Кирпич Василий Захарович поставил на ребро, а сверху положил доску.

- В магазин будем играть?

- Да нет. Поставим эксперимент.

Василий Захарович поднял с земли два разновеликих камешка. Один был прямо маленьким булыжником, а второй – плоским камешком.

- Спорим, что я смогу их уравновесить.

Женя подошел к садовой скамейке. На мальчишеском лице было написано острое любопытство.

- Невозможно!

Василий Захарович сдвинул дощечку в сторону маленького камешка и нашел такое положение, когда камни уравновесились.

- Что? Очевидно?

- Дедушка, ты меня заинтересовал. А дай я попробую поднять эту скамейку с помощью рычага. Она хорошо закопана. Мы вместе с тобой её закапывали. И даже цементом подливали, чтобы не сгнила и крепче в земле держалась. Помнишь, ты говорил, что никакой силой её не выдернуть из земли? Вот и попробуем сейчас!

Дедушке идея понравилась.

Сказано – сделано. Женя принес из сарая лом. Рядом со скамейкой положили кирпич, как точку опоры, один конец лома подсунули под скамейку, на второй конец лома Женя встал, и скамейка… поехала вверх вместе с сидящим на ней дедом.

Дедушка успел соскочить. Откуда-то взялась у него молодая прыть. Старый кот, дремавший у ног хозяина, мгновенно проснулся и испуганно замяукал. Залаял громко  Рекс. Женя принялся громко смеяться, а дедушка негромко и очень прилично ругаться. Он сетовал на самого себя. И обвинял себя. Скамейка была выворочена.

- Вот папа сейчас с работы приедет, вот он нас с тобой, дедушка, "хвалить" начнет за вывернутую скамейку! И что мы ему скажем? Как все объясним?

- Ничего не скажем, потому что все исправим до его приезда. Бегом в сарай за штыковой лопатой и подборную с собой прихвати!

Василий Захарович осмотрел скамейку. Да, дела!!! Женя принес лопаты. Дедушка стал подкапывать вокруг опор скамейки, сноровисто очень и аккуратно. Это был настоящий морской аврал. Нужно было успеть все исправить до возвращения с работы сына.

Внук во время работы все время неприлично хихикал.

- Вот тебе, дедушка, и Архимедова сила! Вот и свойства рычага! Вот и опыт физический. Замечательно.

Василий Захарович старался не обращать на выкрики внука никакого внимания, но заразительный смех его был таким искренним, что Василий Захарович тоже вначале захихикал, а потом стал смеяться все громче и громче!

Видно было со стороны, как похож был внук на своего дедушку! Просто копия его. Именно таким и был Василий Захарович в свои тринадцать лет.

И вот уже под старой грушей стали раздаваться возгласы с одинаковыми интонациями.

- Архимедова сила! Вот так Архимедова сила. Скамейку, как ветром сдуло! Ничего не скажешь!

Когда сын вернулся с работы и открыл ворота, чтобы проехать в гараж, он увидел что отец его и сын почему-то утаптывают землю возле садовой скамейки.

- Что случилось?

- Да это все Архимедова сила!

- Не понял. Какое она отношение к скамейке имеет?

- Да мы тут с внуком додумались. Привели рычаг в действие.

Внук с дедом переглянулись, как заговорщики, и засмеялись.

- Так вы что? Вы рычагом скамейку выдернули?

- Выходит, что так.

- А как вы до этого додумались? Как вы к этому пришли?

- В результате беседы.

- Однако, какие странные у вас бывают беседы. Помощь нужна.

- Нет. Мы сами все исправили уже. Своими силами. Без помощи Архимеда.

А лето уже ушло. Но осень на дворе стояла такая ласковая и теплая, что верилось в возвращение тепла навсегда. Только так не бывает. Ушло одно лето – будет через год другое. Подарит свои плоды людям. И подвинется время. Женя станет взрослее. Сын – мудрее. И еще на один шаг старость подвинется к Василию Захаровичу.