Один на один

Алексей Тихомиров 3
Один на один.

Непогода. С вечера зарядил дождь. Примета есть такая, если пузырьки на лужах стабильно большие, то надолго.   Отменяется моя запланированная поездка на солонец. Жаль. Регистратор у меня там стоит с датчиком движения. Наверняка на карте памяти уже интересное видео есть.  Не промочило бы. Посмотреть не терпится, на сохатого. Может и косули подходили. А тут эта слякоть. На двор даже  выглядывать не хочется.  Чем же заняться в дождливый  августовский вечер. Телевизор, футбол? Скукотища. Что остается  охотнику, когда до открытия сезона еще две недели. Авторучка да белая бумага. Рассказик написать, о том, как воевал зимой.
 Летом все мы скучаем по лыжам, по свежим звериным следам, а зимой, набегавшись по сугробам,   вспоминаем, как сладко дремать на солонце,  не шелохнувшись. Слушать летний  лес, комариный вой, хлопанье крыльев шумного глухаря, чирканье вальдшнепа, ровно в тот момент, когда солнце совсем уйдет за верхушки деревьев, осторожные шаги зверя по густой траве, а может даже и его дыхание. И чаще бывает так, что в момент твоего предвкушения, от будущих вот, вот заснятых пару кадров сохатого на воле, слышишь резкий, откровенный треск сучьев. Не хочешь верить в то, что зверь шумно вдохнув носом воздух, и почуяв, чужой не лесной запах человека, резко разворачивается и уходит. Ты еще выжидаешь пару минут, и медленно поворачиваешь голову на шум, в надежде, что лось еще здесь.  Никого.
С легкой горестью понимаешь, что в который раз проиграл.  В голове крутится вопрос. Где, где ошибка?  Ведь я зашел на солонец с подветренной стороны, оделся в старую одежду, что висела на улице, оружие с запахом масла совсем не брал, не пользовался химией, против мошкары, не курил, карамельки от фантиков тихонечко без шума разворачивал прямо в кармане, еще много чего предусмотрел. Сама засидка на высоте три метра. Все запахи должны уходить по верхушкам сосен. Почти два часа ожидания до самых сумерек. И все- таки я проиграл. Где? Не знаю. Не видел зверя, только услышал. Хотя за этим и приходил. Получил свою долю адреналина. Досада от проигрыша, конечно, царапает по моему самолюбию, но ненадолго. Всего на несколько минут. Зверь есть зверь. Я вторгся в его вотчину и обязан играть по его правилам, которые еще не совсем изучил.
Сразу слезаю с засидки, и ищу в траве следы. Видно их, заметно. Вот он, подходил,  топтался, но к  соли так и не пошел. Прыжок в сторону. Все, дальше не разберешь. Жалко не зима. Думаешь: «Эх снежка бы по щиколотку. Все бы было понятно.»
И сразу видишь картинку зимнего леса.
 Глубокий снег, плавным переходом укрывший почти полностью молодые сосенки, и по-хозяйски прогнув ветки огромных елей, как бы требует от всего живого вокруг безусловного подчинения.  Черно-бело-зеленый пейзаж лишь изредка нарушают ярко красные вкрапления сладкого шиповника, да не ровно, склеванной глухарем, рябины.
 Припорошенную лыжню охотника неожиданно пересекает свежий след лося. Внимательно смотришь. Лосиха с лосенком, след в след. Понятно. Спустилась. с гор. Видно снег там, совсем глубокий. Здесь в низине, ей полегче прокормиться. Сейчас будет до весны метаться между асфальтом, жильем и браконьерами на мощных снегоходах.  Так и хочется ей подсказать, где у нас тут густой осинник, что бы спрятаться. Но это я так думаю, а у нее свои тараканы. Рванет километров тридцать через железную дорогу только ее и видели.
 А вот и заячий след. Вот это мне интересно. Вот о нем то поподробнее. На зайца я люблю поохотиться. Особенно один. Один на один.
Этой охотой  увлек меня мой друг, охотник Кирилл Иванович. Специалист по распутыванию зайчих следов наивысшей пробы.  Сначала, когда я начал постигать мудреную науку, был просто в изумлении. Кирилл, увидев заячий след, сразу определял- это русак, беляк, или тумак. Листопадник, или матерый. След на лежку, или жировой,  (просто гуляет, кормится), и самое главное, после некоторых прогулок вокруг, разобрав все загогулины на снегу, (скидки, петли, сдвойки) отбросив при этом старый и другие следы, определяет место лежки. Долго и основательно рисует мне палочкой на снегу его дислокацию исходя из географии местности, и наше действия в атаке. Все заяц обречен, если конечно я не промажу.  И если такое случается, достает из рюкзака рацию. Настраивает ее со мной и  молча уходит по следу.  Я жду приказа, где под встать,  и куда направить взгляд. 
Стреляли, добывали. Есть, что вспомнить. На целую повесть интересного материала. Особенно во второй половине зимы по глубокому снегу. Косой, прячась от лисы, жмется ближе к жилью, к собакам, а те по глупости не могут его взять. Тут охотнику самое время подсуетиться.
Так вот, глядя на Кирилла, во мне взыграло самолюбие. А сам-то я кто? На подхвате? Смогу ли ?  И как то решился повоевать один.
Первым делом нужно подстроится под  погодку. Контролируешь весь снегопад за сутки. Хорошо, если не будет осадков после 3 часов ночи, тогда след будет видно, как подпись президента. Дальше экипировка соответственно сезону, вплоть до обмотки оружия белым бинтом. Естественно ничего не забыть. От патронов, до термоса с чаем. Куда ехать, конечно, важно, но лучше туда, где ждет тебя удача.
 Исключительно все, кто сутра встает на лыжи счастливые люди. Что может быть лучше свежего морозного воздуха, и предвкушения нескольких радостных часов общения с природой.
 Все пока замечательно, но я же не лыжник, и сюда на зады брошенной деревни не развлекаться приехал. Мне нужно доказать и себе и всем, что я один могу добыть зайца. А тут только белый пушистый снег, и низкое январское солнце. След то где?  Только, старый лисий, и свежая пара косуль.  Зря проверял, березовую колку. Возвращаюсь к деревне и двигаюсь по старой дороге.
Ага вот он. Из болота в деревню тянется. Нужно определить Жировой, или на лежку. Ищу выходной след. Вот он,  по свежее. Значит, живет он в болоте, а к деревне приходил ночью кормиться к стогу сена. Что ж в болото, так в болото. След начинает играть и путаться. Тихонечко разбираю.
Петля, вторая, след другого зайца, сдвойка, стоп. Скидку  проворонил.
Вот она. Значит он, где то здесь. Оружие наготове. Внимание! А вот и пустая лежка. Обидно. Убежал  косой и хитрый, Наверное, еще, когда я дверкой машины хлопнул, или когда следы разбирал, за моей спиной.  А был в пределах выстрела. Ну, что, не будем нарушать правила игры. Охотник должен быть вязким, как хорошая гончая собака . Коли ушел заяц  ушел в сторону дороги ,  то пойдем по ней и будем смотреть как положено входной и выходной след . Вот  вышел на дорогу   и   скидка в сторону кладбища. Снова  иду, но не по следу , а делаю круг .Выхода нет . Значит сидит где то здесь. Подхожу ближе. Вот он, мой родной, мелькает между памятников. Машинально вскидываю ружье, но не стреляю. Выстрел будет не точным. Да, и что палить среди крестов. Ушел. Потом он, уже пуганый, ушел от меня еще раз. Бросаю его,  понимая,  что все мои усилия напрасны.  Что-то  делаю не так. Нужно было аккуратнее вести себя в самом начале ,  когда он спокойно лежал на дневке.
 Иду к машине, там термос ,бутерброды. Как говорит один мой друг – охотник : «Масть попрет после обеда.»
  Двигаюсь вновь к болоту.   Вот еще след. Это другой.  Теперь не тыкаюсь носом под ноги, распутывая следы ,  а внимательно осматриваю местность. Качусь на лыжах, параллельно  следу отсекая все лишние заячьи хитрости. Странно, след ведет прямо в поле. Ага, там намело в овражке гору снега!  Заяц  еще не добыт и спокойно лежит в своей укромной норке, а у меня уже адреналина на месяц вперед, сердце бешено колотится. Обхожу горку, слабый след идет только к ней. Стало понятно, что русак подкопал небольшое углубление и завалился на дневку. Утренний ветерок со снегом  доделали свое дело, и мой хитрец оказался в небольшой пещерке. Ни то, что охотник, или лиса, комар носа не подточит. Кроме того след по полю  к снежной кочке тоже задут ветерком. Подхожу. Ружье навскидку, 20 метров, 10, не поверите 5. Неужели ошибка?
Где то в охотничьем журнале читал, что стрелять в зайца на лежке неспортивно. Наверное, автор той статьи никогда и не видел зайца так близко. А я вот подбирался, потом несколько раз вплотную.  И в свое время друг Кирюха меня подводил.  Только руку протяни.
А тогда я стоял, как вкопанный, не веря в свою охотничью удачу,  с осознанием того, что все сделал правильно. Вот он сидит в норе из снега, смотрит на меня, и не решается прыгнуть с места.
Стреляю чуть выше. Добил уже вторым выстрелом метров с 30.  Мой первый один на один. Сколько их потом было, но этого я помню отчетливо.
Помнится, тогда с чувством победителя вернулся домой, разделал  добычу, и когда споласкивал руки на морозе водой,  вдруг почувствовал весь не уют нашей долгой зимы.  «Скорее бы лето» - помечтал я. На солонец. Уж лучше мошкара. Нет весна же еще впереди, в апреле глухариный ток. Там то же.  Один на один. Но это уже совершенно другой рассказ.
А сейчас на дворе проливной дождь. Здесь в споре с погодой я точно проиграю. У нее свои правила не подвластные никому, даже охотнику.

   2013- 2016г.